Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

arabskij-vostok-v-poiskev-pechat

.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
5.92 Mб
Скачать

Глава 7. Арабские женщины: роль в социально-экономических процессах...

рения профессиональных возможностей женщин распространяется и на Ближний Восток305.

В соответствии с глобальным исследованием «Future of work», проведенным группой McKinsey’s, к 2030 г. количество рабочих мест в мире может увеличиться более чем вдвое. При этом ближневосточные женщины недостаточно интегрированы в высокопроизводительные секторы экономики, сказывается отсутствие практического опыта и профессиональных навыков для работы в этих секторах.

Доля созданных предприятий, принадлежащих женщинам в ОАЭ, КСА и Египте, является одной из самых низких в мире. Но эти предприятия, созданные в том числе на базе стартапов, больше всего ориентированы на рост и получение прибыли, а также на выход на международный рынок.

Сегодня все больше женщин-венчурных инвесторов стремятся вкладывать средства именно в собственный бизнес. Государство старается поддерживать предприятия частного сектора экономики, принадлежащие женщинам, предоставляя им возможности развития и финансовой поддержки наравне с мужчи- нами-предпринимателями.

В начале 2021 г. журнал Forbes Middle East издал список «Women Behind Middle Eastern Brands 2020», в который входят предпринимательницы, сохранившие свои успешные предприятия и преодолевшие ограничения и кризисные явления, связанные с пандемией, которая ударила по деловому климату во всем мире, а также изменила способы ведения бизнеса. В этот список вошли женщины, которые имеют корни на Ближнем Востоке или имеют известные бренды в этом регионе. Возглавила список в этом году американка иракского происхождения Хода Каттан со своей торговой маркой «Huda Beauty», которую поддержали более 46 млн подписчиков на платформе Instagram, а Forbes оценил ее состояние в прошлом

305  https://www.westernunion.com/blog/middle-east-women-entrepreneurs-will- get-their-dues/

251

Раздел II. Зоны актуализации процессов развития

году примерно в 610 млн долл. Представительницы сектора модной индустрии и дизайна составляют 42% списка, то есть 17 женщин-предпринимательниц во главе с самым известным модельером на Ближнем Востоке Реем Акра, чьи модели носят многие голливудские знаменитости.

Ювелирный сектор занял второе место в списке 9 брендов. Возглавили его египтянка Азза Фахми и ее дочери — Амина и Фатыма Гали, создавшие украшения для известных медийных личностей и голливудских звезд. Список «Женщины-технологические бренды Ближнего Востока, 2020» включает 10 лучших женщин, которые создали собственные успешные бренды на Ближнем Востоке и сумели привлечь крупные инвестиции. Возглавили этот список Мона Атая и ее партнер Лина Аби Халиль (компания «Mumzworld»), которым удалось привлечь более 50 млн долл. от инвесторов.

Ливанки имели наибольшую долю среди остальных национальностей в двух списках (14 женщин), затем следуют саудовки и египтянки (по 10 женщин) и пять иорданок.

Некоторые из представленных в списке женщин также добились важных достижений за последний год. Например, сотрудничество Арвы аль Банави с «Pepsi» и Амины Маади с певицей Рианной для запуска линии обуви известного бренда «Fenty». Компания «Mumzworld» собрала 10 млн долларов, на благотворительность совместно с супермоделью Кендалл Дженнер, которая демонстрировала вещи этого бренда306.

Так, в ОАЭ эмиратские женщины руководят 23 тыс. предприятий страны, общая стоимость которых равна 4550 млрд долл. Однако доля женщин-предпринимателей в бизнесе Эмиратов составляет всего 2,8%, в КСА этот показатель — 1,4%, в Египте — 3,3%.

Поскольку предприятия, возглавляемые женщинами, возможно, будут нанимать на работу женщин, эта схема может

306  В Приложении приведены сведения об успешных женщинах региона

БВСА, которые занимают управленческие позиции в ряде крупных компаний, в том числе региональных.

252

Глава 7. Арабские женщины: роль в социально-экономических процессах...

стать одним из путей выхода из проблемы безработицы для женщин региона.

Стремительно расширяющаяся область цифровизации может поддержать женщин в становлении как онлайн-предприни- мательниц, открывая перед ними новые возможности, предлагая гибкий график планирования работы при совмещении ее с семейными обязанностями. Такие социальные сети, как Snapchat, YouTube и Instagram, набирающие популярность и в БВСА, способствовали росту медийно-влиятельных блогеров, которые в настоящее время реализуют многие маркетинговые стратегии мировых брендов класса «люкс»307.

Иностранные бренды (от моды до продуктов питания) часто привлекают внимание местных потребителей в регионе. Но деловые женщины на Ближнем Востоке создали им конкуренцию, разрабатывая свои бренды, которые развиваются и укрупняются как на региональном, так и на глобальном уровне. Женщины сыграли ключевую роль в создании многих марок, которые привлекли интерес пользователей и превратились в устойчивый бизнес. Они также стоят за успешными стартапами, которым удалось собрать большие финансовые средства и проложить путь в новых областях, например в электронной коммерции.

В настоящее время каждый третий стартап на Ближнем Востоке основан или возглавляется женщиной, и это больше, чем в Кремниевой долине308. Ожидается, что число этих стартапов будет расти, поскольку их владелицы используют Интернет и

307  При этом статистика включения женщин в финансовые процессы, в том числе в он-лайн банковские услуги, говорит о низком проценте их вовлеченности (ОАЭ — 37%, Кувейт — 22%, КСА — 15%, Ливан — 5%, Иордания — 2%,

Египет — 1%) (по данным отчета Women at work: Job opportunities in the Middle East set to double with the Fourth Industrial Revolution’) // McKinsey & Company (https://www.mckinsey.com/featured-insights/middle-east-and-africa/ women-at-work-in-the-middle-east).

308  Bani Sapra «Here’s what Silicon Valley really thinks of the Middle East»

(https://wired.me/business/startups/heres-what-silicon-valley-really-thinks-of-the- middle-east/).

253

Раздел II. Зоны актуализации процессов развития

цифровые каналы с целью выхода на рынок труда и открытия собственного бизнеса309.

Четвертая промышленная революция дала вдвое больше возможностей для трудоустройства женщин310. Их участие в высокотехнологичных областях, требующих профессиональных навыков, составляет 4,5 млн из общего числа 13 млн работающих женщин. При этом к 2030 г. ожидается их увеличение в 2–2,5 раза, то есть достигнет 10–11 млн.311 Возможности, которые представляет для женщин новая промышленная революция, заключаются в предоставлении им новых рабочих мест, расширении их профессиональных компетенций, а также в использовании их интеллектуального потенциала в инновационных областях экономики312.

Участие женщин в социально-экономической жизни общества, их стремление к получению новых знаний и навыков, заинтересованность в работе ведут к развитию феминизма на Ближнем Востоке. За последние два года мировая осведомленность о проблемах женщин выросла в результате движения #MeToo и кампании ООН за искоренение насилия в отношении женщин, в том числе и в БВСА313.

309  Более подробно относительно проблем развития женских стартапов на Ближнем Востоке см. https://www.arabianbusiness.com/startup/425518-start- ups-why-are-only-14-of-investments-in-middle-east-companies-founded-by-woman

310  Согласно отчету Women at work: Job opportunities in the Middle East set to double with the Fourth Industrial Revolution // McKinsey & Company (https:// www.mckinsey.com/featured-insights/middle-east-and-africa/women-at-work-in- the-middle-east).

311  Данные по 7 странам (Египет, Иордания, Ливан, Кувейт, Оман, ОАЭ,

КСА) (данные из вышеуказанного отчета).

312  См. также: Fourth Industrial Revolution. Impact of the Fourth Industrial Revolution on Development in the Arab region. ESCWA — 03, 2019 (https:// www.unescwa.org/sites/default/files/pubs/pdf/impact-fourth-industrial-revolution- development-arab-region-english.pdf).

313 #HearMeToo (URL: https://www.unwomen.org/en/news/in-focus/end-violence- against-women/2018).

254

Глава 7. Арабские женщины: роль в социально-экономических процессах...

Американский юрист, защитница гражданских прав К. Креншоу ввела такое понятие, как «интерсекциональный феминизм», под которым понимается «…признание того, что опыт женщин формируется не только на основе пола, но также на основе социального класса, расы и этнической принадлежности»314.

Хотя интерсекциональный феминизм актуален на Ближнем Востоке, классовая, этническая принадлежность и социальный статус здесь определяются иначе, чем на Западе. В статье «Действительно ли “феминизм” помогает женщинам в их правах на Ближнем Востоке?» отражено следующее мнение: «Что значит быть арабкой, персиянкой, турчанкой или курдянкой? Этническая принадлежность и идентичность сложны и переплетаются с другими факторами, таким образом, интерсекциональность не может быть импортирована в регион без контекстуализации. Возможно, более серьезным вопросом на Ближнем Востоке является роль религии, преимущественно ислама, которая смешана с культурой и используется для оправдания патриархальных обычаев»315.

Женщины на Ближнем Востоке взаимодействуют с общественными движениями, целью которых является продвижение гендерного равенства. Исторически ведущей страной феминистских движений на Ближнем Востоке являлся Египет, но недавно в КСА зародились многочисленные движения за урегулирование прав женщин и их участие в политической жизни и в опекунстве.

В странах Персидского залива многие из тех женщин, кто называет себя феминистками, на самом деле стремятся к полной автономии своей жизни и требуют, чтобы она не определялась и не контролировалась преобладающим дискурсом «традиция» против «современности». Однако термин «феминизм» вызывает очень негативную защитную реакцию со стороны консерватив-

314  https://www.middleeastmonitor.com/20190131-is-feminism-really-helping- womens-rights-in-the-middle-east/

315 Там же.

255

Раздел II. Зоны актуализации процессов развития

ного общества, и в этой связи женщины теряют свободу воли, а усилия по продвижению прав женщин, как правило, приводят к обратным результатам. Вопрос «Действительно ли “феминизм” служит женщинам на Ближнем Востоке, или на самом деле работает против них?» пока остается открытым для дискуссий316.

Анализ различных отчетов и мнений о вопросе показывает, что, несмотря на различие между арабскими странами в обеспечении прав и свобод женщин, руководство этих стран едино в желании расширить возможности получения женщинами более широкого спектра образовательных услуг.

Вопросы патриархальности и феминизма на Ближнем Востоке исследовались в цитировавшейся выше работе В. Моэйдам. Она писала, что концепция патриархата давно используется в феминистских теориях. В течение многих десятилетий региональная нефтяная экономика препятствовала включению женщин в рынок труда с помощью таких механизмов, как высокая заработная плата для мужчин в нефтяном секторе и других капиталоемких отраслях промышленности, а также денежные переводы от трудовых мигрантов-мужчин.

Это укрепило «патриархальный гендерный договор», согласно которому мужчины несут ответственность за содержание семьи, а женщины являются женами, матерями и иждивенками. Некоторые изменения в институтах, образующих преобладающий гендерный режим, стали очевидными в конце XX в. В новом XXI в. феминистки Ближнего Востока проанализировали социальные и дискурсивные изменения, включая требования о предоставлении гражданства, семейное право, экономическое участие женщин, и пришли к выводу, что институт классической «патриархальной» семьи находится в кризисе. В своей работе Моэйдам доказывает, что многочисленные изменения в большинстве стран БВСА, в том числе в институциональных сферах,

 

 

 

316  Zarqa Parvez. Is ‘feminism’ really helping

women’s rights in the Middle

East? Middle East Monitor. January 31, 2019

(https://www.middleeastmonitor.

com/20190131-is-feminism-really-helping-womens-rights-in-the-middle-east/).

256

Глава 7. Арабские женщины: роль в социально-экономических процессах...

ведут к переходу от частного к государственному патриархату — или от домашнего к государственному гендерному режиму. Государство остается основным регулятором гендерных отношений, как и семья, которая также обеспечивает функцию благосостояния для людей, не имеющих формального трудоустройства317.

Современное социально-экономическое положение женщин на Арабском Востоке нельзя оценить в полной мере, опираясь только на экономические или иные показатели и коэффициенты, так как необходимо рассматривать вопросы гендерных отношений через призму культурных и религиозных ценностей, которыми традиционно живут большинство семей на Ближнем Востоке.

Приложение 318

Должностные успехи женщин в ряде стран Арабского Востока

Топ

Фамилия /

Страна /

Должность

Область

 

Имя

компания

 

работы

 

 

 

 

 

1

Сара Аль

Саудовская Ара-

Председатель,

Банки,

 

Сухайми

вия / Tadawul,

генеральный

финансовый

 

 

NCBC

директор

сектор

2

Рания

Саудовская

Исполнитель-

Банки,

 

Махмуд

Аравия / Samba

ный директор

финансовый

 

Нашшар

Financial Group

 

сектор

3

Надия

Марокко / Saham

Исполнитель-

Банки,

 

Фаттах

Finances

ный директор

финансовый

 

 

 

 

сектор

317  Valentine M. Moghadam, Gender Regimes in the Middle East and North Africa: The Power of Feminist Movements, Social Politics: International Studies in Gender, State & Society, Volume 27, Issue 3, Fall 2020, Pages 467–485, https://doi. org/10.1093/sp/jxaa019

318  По данным Журнала Forbes (https://www.forbesmiddleeast.com/list/women- leading-top-companies-in-the-middle-east).

257

Раздел II. Зоны актуализации процессов развития

Продолжение таблицы

Топ

Фамилия /

Страна /

Должность

Область

 

Имя

компания

 

работы

 

 

 

 

 

4

Еман аль

Кувейт / Zain

Исполнитель-

Телекомму-

 

Роудхан

Kuwait

ный директор

никации

5

Эльхам

Египет /

Исполнитель-

Банки,

 

Махфуз

Commercial Bank

ный директор

финансовый

 

 

of Kuwait

 

сектор

6

Сюзанна

ОАЭ / Dubai

Исполнитель-

Инжиниринг

 

Аль Анани

Aviation

ный директор

и строитель-

 

 

Engineering

 

ство

 

 

Projects

 

 

7

Раван

Оман / National

Исполнитель-

Банки,

 

Ахмед Аль

Bank of Oman,

ный директор

финансовый

 

Саид

Takaful Oman

 

сектор

 

 

Islamic Insurance

 

 

8

Надя Фас-

Марокко / Inwi

Исполнитель-

Телекомму-

 

си Фери

 

ный директор

никации

9

Джалила

Тунис / Societe

Исполнитель-

Потреби-

 

Мезни

d’Articles

ный директор

тельские

 

 

Hygieniques

 

товары

10

Хенд Эль

Египет / Integrated

Генеральный

Медицина

 

Щербини

Diagnostics

директор

 

 

 

Holdings

группы

 

11

Рола Абу

ОАЭ / Standard

Генеральный

Банки,

 

Маннех

Chartered UAE

директор

финансовый

 

 

 

 

сектор

12

Элиссар

Ливан / Citibank

Исполнитель-

Банки,

 

Фарах

U.A.E.

ный директор

финансовый

 

Антониос

 

 

сектор

13

Надя Аль

Иордания / Bank

Исполнитель-

Банки,

 

Саид

Al Etihad

ный директор

финансовый

 

 

 

 

сектор

258

Глава 7. Арабские женщины: роль в социально-экономических процессах...

Окончание таблицы

Топ

Фамилия /

Страна /

Должность

Область

 

Имя

компания

 

работы

 

 

 

 

 

14

Наджла

Бахрейн / Securities

Исполнитель-

Банки,

 

Аль Ши-

& Investment

ный директор

финансовый

 

рави

Company

 

сектор

15

Асил Аттар

Ирак / Damas

Исполнитель-

Ювелирное

 

 

Jewellery

ный директор

дело

16

Пакинам

Египет / TAQA

Исполнитель-

Программное

 

Кафафи

Arabia

ный директор

обеспечение

17

Далья Аль

ОАЭ / GE Gulf

Исполнитель-

Диверсифи-

 

Мутанна

 

ный директор

цированный

18

Иман Мут-

Иордания / Ingot

Исполнитель-

Банки,

 

лак

Group

ный директор

финансовый

 

 

 

 

сектор

19

Симона

Иордания / Arab

Исполнитель-

Банки,

 

Сабелла

Banking Corp.

ный директор

финансовый

 

Бишути

(Jordan)

 

сектор

20

Wided

Алжир / Cash

Исполнитель-

Банки,

 

Belhouchet

Assurances

ный директор

финансовый

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Women in the Middle East and North Africa: Issues for Congress. [Электронный ресурс] — Congressional Research Service — June 19, 2020 — Режим доступа: https://www.justice.gov/eoir/page/file/ 1287981/download

2. Women at work. Job opportunities in the Middle East set to double with the Fourth Industrial Revolution [Электронный ресурс] — McKinsey & Company — Режим доступа: https://www. mckinsey.com/featured-insights/middle-east-and-africa/women-at- work-in-the-middle-east#,

259

Раздел II. Зоны актуализации процессов развития

3.WOMEN, BUSINESS AND THE LAW 2021 International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank 2021.

https://w w w. worldb an k . org/content/dam/sites/w bl/ documents/2021/02/WBL2021_ENG_v2.pdf

4.Nikki R. Keddie. Women in the Middle East: Past and Present // Princeton University Press, 2007 (DOI:10.1515/9781400845057; ISBN: 0691116105).

5.Holt M.C. Violence against women in peace and war: cases from the Middle East. Lanham, MD Lexington Books. 2021 (URL: https:// westminsterresearch.westminster.ac.uk/item/v14x2/violence-against- women-in-peace-and-war-cases-from-the-middle-east).

6.Maura McAdam, James A. Cunningham. Women and Global Entrepreneurship.

Contextualising Everyday Experiences — Routledge; 1st edition (April 6, 2021) — 374 pages.

7.Laura Sjoberg, Jonathon Whooley. The Arab Spring for Women? Representations of Women in Middle East Politics in 2011 // Journal of Women, Politics & Policy — Volume 36, 2015 — Issue 311 Aug 2015 (https://doi.org/10.1080/1554477X.2015.1050902) (https://www. tandfonline.com/doi/full/10.1080/1554477X.2015.1050902).

8.Maria Papadaki. Ioannis Karamitsos. Blockchain technology in the Middle East and North Africa region // Information Technology for Development Latest Articles — 04 Mar 2021 (https://doi.org/10.10 80/02681102.2021.1882368).

9.Gopalakrishnan Chinnasamy, Araby Madbouly A. Hussain, Sameh Reyad.

Fintech: A Pathway for MENA Region — February 2021 — In book: The Fourth Industrial Revolution: Implementation of Artificial Intelligence for Growing Business Success.

10.Abdelnaeim S.M., El-Bassiouny N.M. and Paul P. (2021), «Up-fuse transforming plastic waste into innovative products: the case study of a sustainable Egyptian start-up», Emerald Emerging Markets Case Studies, Vol. 11. No. 1 (https://doi.org/10.1108/EEMCS- 04-2020-0131).

260