Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

assiriologiya_amp_amp_egiptologiiya-SPBU

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
5.58 Mб
Скачать

Имея сильную религиозную окраску, представления о природе царя и человека все-таки, скорее всего, не могут быть отнесены к сфере собственно религиозной.

Тема III. Представления о мировом порядке.

Чрезвычайно сбалансированная экология нильской долины породила у древних египтян представление о мировом порядке маат, занимающее центральное место в идеологии и распространяющееся как на природу, так и на жизнь общества и на поведение отдельного человека. Порядок обеспечивается выполнением каждым из богов своих специализированных функций, однако боги по природе своей стихийны и без соответствующего воздействия со стороны человека склонны к нарушениям порядка. Человечество создано для того, чтобы, принося жертвы богам, управлять ими и тем самым поддерживать маат. Всякая природная или социальная аномалия объясняется тем, что было нарушено снабжение богов жертвами, и они перестали должным образом исполнять свои функции. В роли посредника между миром людей и миром богов выступает царь, принадлежащий к обоим мирам.

Тема IV. Царская идеология.

В основе своей царская идеология восходит к племенным представлениям о священном правителе, от которого зависит состояние окружающего мира. С возникновением единого государства они были сильно модифицированы и повели к появлению образа царя, управляющего всем миром, чему очень способствовала природная изоляция Египта. Управление миром осуществляется через управление богами посредством жертвоприношений и обеспечивается двойной, человеческой и божеской природой царя.

Царь исходно описывается как земное проявление небесного бога Хора; соответственно, Египет управляется божеством, сменяющим свои внешние формы. При IV дин. появляется представление о царе, как сыне солнечного божества. Хотя оно не отменяет представления о Хоре-царе, оно описывает божественность правителя совершенно по-другому: если раньше он был просто формой бога, и его человеческаясоставляющаябыланеважна,тотеперьонрождаетсяот Солнца и земной женщины, и две природы находятся в равновесии.

Многокомпонентная природа царя описывается системой пяти имен, каждое из которых описывает одну из ее частей. Древнейшее

310

Хорово имя называет форму земного проявления Хора. Имя Сына Ра раскрывает его свойства как существа, рожденного от Солнца. Золотое имя описывает нечеловеческую физическую субстанцию царя (плоть из золота). Имя Две владычицы связывает царя с богинями покровительницами двух частей Египта, а имя Нисут-бити, ранее считавшееся связанным с Верхним и Нижним Египтом, с каким-то дуализмом правителя страны.

Если живой царь является Хором, то, умирая, он становится Осирисом, отцом Хора. Таким образом, выстраивается последовательность царей: царь, уходя, оказывается Осирисом, его сын, воцаряясь – Хором, затем, умирая, — Осирисом, и так бесконечно.

Тема V. Представления о природе человека и об инобытии.

Древнеегипетская идеология не знала дихотомии тело–душа; человеческое существо могло описываться множеством способов, но это были не части единого целого, а всё целое, взятое с определенной стороны; эти описания дополнительны друг по отношению к другу.

Одна из важнейших категорий, описывающих человека, — Ка. Это слово может переводиться как «личность», «характер», вместе с тем, Ка — это тот двигатель, который заставляет функционировать организм. Хотя, с нашей точки зрения, всё это внутренние характеристики человека, Ка был, прежде всего, образом объективизированным человека, возникающим при взгляде на него, и способом его вечного поддержаниябылосозданиеизображенийчеловека.Именнодлясохранения Ка было предназначено изобразительное оформление гробниц.

Категорией, во многом близкой к Ка, был Рен, имевший сходные характеристики, но описываемые не через внешний образ, а через имя человека.

Ба — личность человека, взятая как совокупность его невидимых и невоспринимаемых свойств; поэтому Ба невидим и все с ним связанноеможетбытьописанотолькословесно,хотясовременемпоявились изображения Ба в виде птицы. Важнейшей характеристикой Ба является свобода перемещения.

Все указанные формы человека имманентны и как прижизненны, так и посмертны. От них качественно отличается Ах, в которого человек обращается после смерти при помощи ритуалов.

В III тыс. в Текстах пирамид впервые был описан мир богов, в котором посмертно существует царь. Что касается людей, то их инобытие представлялось как продолжение Ка земной жизни, что обе-

311

спечивалось изображением ее на стенах гробниц. В Среднем царстве появляются первые мысли о загробной жизни человека в мире богов, что описывается в Текстах саркофагов. В Новом царстве качественно новые идеи о царе, сопровождающем солнечного бога в его небесном и подземном плавании, излагаются в ряде «Книг того света», а человек при помощи Книги мертвых полноправно входит в мир богов. Для этого времени характерно представление о посмертном суде и воздаянии за земную жизнь.

Тема VI. Египетская идеология и погребальные памятники царей и частных лиц.

Египетская идеология и религия известны нам прежде всего по свидетельствам погребальных памятников, что определяет их огромную значимость для науки.

Типом царской гробницы Старого и Среднего царства является пирамида с ее обширным культовым комплексом. Масштабы самих пирамид и припирамидных храмов значительно превышают размеры скромных храмов богов. Во второй половине Старого царства на стенах внутренних помещений пирамид записываются Тексты пирамид — первый в истории человечества большой сборник религиозных текстов. Культовые помещения гробниц частных лиц оформляются изображениями повседневной жизни, создающими для Ка мир-Двойник, где он обитает, не зная забот.

В Новом царстве происходит отказ от пирамид, и царские гробницы начинают высекать в скалах. Их стены покрыты изображениями и текстами «Книг того света», обеспечивающими близость царя к богам. Храмы отделяются от гробниц и стоят на большом расстоянии от нее. В частных гробницах наряду с настенными изображениями повседневности появляются изображения богов, которым хозяин приносит жертвы. Тем самым достигается вхождение человека в мир богов, но на качественно более низком, чем у царя, уровне.

Царские гробницы после Нового царства известны очень плохо, они заметно беднее, чем прежде, и в них переиспользуется инвентарь, похищенный из более ранних гробниц. Качественно новое явление — размещение царских гробниц не в некрополе, а на территории городского храма. Строительство частных гробниц практически прекращается на несколько столетий и возрождается лишь при XXV дин.; оформление поздних гробниц чрезвычайно эклектично и идейно противоречиво.

312

Тема VII. Культ в системе древнеегипетской идеологии.

Культ, обеспечивавший поддержание мирового порядка, был важнейшей составляющей египетской идеологии и религии. Через культ происходил контакт с богами и умершими – с первыми для управления через них миром, со вторыми для поддержания их существования. Культ, корни которого уходят в додинастические времена, первоначальнобылочень прости состоял впринесениипродуктовых жертв. Со временем он приобретал все большие масштабы и усложнялсязасчетмножествавспомогательныхдействий,ноядроеговсегда составляло именно кормление.

Теоретическислужитьбогаммогисключительноцарь,однакона деле эти функции в большой мере передоверялись жрецам, которые изначально были просто чиновниками со специфическими обязанностями; жертвоприношения умершим теоретически также исходили от царя. Постепенно жречество стало профессиональным, что соответствовало усложнению культа. В периоды иноземных завоеваний именно жречество оказывалось хранителем культуры Египта.

Литература

Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.

Большаков А.О. Человек и его Двойник. СПб, 2001.

Большаков А.О., Сущевский А.Г. Образ и письменность в восприятии древнего египтянина // ВДИ № 1 (2003). С. 45–59.

Большаков А.О. Изображение и текст: два языка древнеегипетской культуры // ВДИ № 4 (2003). С. 3–20.

Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976.

Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. М., 1996.

Мифологии Древнего мира. СПб., 2005.

Перепелкин Ю. Я. Переворот Амен-хотпа IV. Кн.I–II. М., 1967–1984.

Перепелкин Ю. Я. Кэйе и Семнех-ке-ре. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддве-

рии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984.

Barta W. Untersuchungen zur Göttlichkeit des regierenden Königs. Ritus und Sakralkönigtum in Altägypten nach Zeugnissen der Frühzeit

313

und desAlten Reiches. München–Berlin, 1975.

Breasted J. H. Development of Religion and Thought in Ancient Egypt. London, 1912.

Breasted J. H. The Dawn of Conscience. N.Y.–London, 1946. Frankfort H. Kingship and the gods. 2nd ed. Chicago, 1958.

Goedicke H. Die Stellung des Königs imAlten Reich. Wiesbaden, 1960. Kees H. Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Ägypter. 4.

Aufl. Berlin, 1980.

Morenz S. Religion und Geschichte des alten Ägypten. Köln–Wien, 1975. Žabkar L. AStudy of the Ba Concept inAncient Egyptian Texts. Chicago,

1968.

314

ПАПИРОЛОГИЯ И ПАЛЕОГРАФИЯ (А.Г.СУЩЕВСКИЙ)

Введение. Двуединая природа египетского письма.

Будучи коммуникативным средством для египтян, для современного исследователя это письмо является прежде всего важнейшим элементом древней культуры, в которой также, в свою очередь, мы проводим различие двух сфер — «монументальности» и «книжности». Современное бытование термина «культура» весьма отлично от смысла, заложенного в его исходную латинскую форму.Cultura имеет весьма близкое значение с cultus, а это последнее означает «попечение, забота, служение»; так, например, cultus litterarum — «служение книжному знанию», т. е. занятие наукой. Ввиду этого следует помнить, что, приступая к древнему памятнику, в особенности же египетскому, вы открываете не только акт исследования, но и акт служения, по замыслу творцов памятника. Различие «монументальной» и «книжной» сфер египетской культуры обнаруживает соответствие в двух основах египетского описания мира. Речь идёт, конечно, о концепцияхKA и BA.

KA связывают с описанием мира, представленным через внешние формы (архитектура, скульптура, графика, рельеф). В этой сфере текст подан через знаки, являющиеся воплощёнными в долговечном материале изобразительными формами, идеями в исходном смысле (ἰδέα). Это «священное письмо» (γράμματα ἱερά) Геродота и Диодора, получившее у Климента Александрийского и Порфирия название

(γράμματα ἱερογλυφικά)*.

Мир BA вполне определённо связывался у египтян с «книжностью», книжным знанием. Он интровертен, т.е. обращен к внутреннему миру человека. Это сфера бестелесных идей и фантастического синтеза реальности. Здесь при создании текста используются условные знаки; изобразительность «священного письма» деформируется техническимиусловиямискорописи.Такогородаписьмо,всущности, письмо как таковое, обозначено у Геродота как (γράμματα δημοτικά), т.е. письмо общественного, гражданского назначения. Однако термин «демотика» в современной египтологии имеет вовсе иной смысл, поэтому данную форму письменностисправедливовместесПорфирием называть «эпистолографика»*?

* Собственно египетский термин MDW-NTR имеет, по-видимому, несколько иной смысл. Во всяком случае определением к понятию

315

«письмо» (SS) MDW-NTR стало служить как будто не ранее птолемеевской эпохи.

** Сейчас египтологи для описания этой формы письменности используют термин «иератика», заимствованный у Климента Александрийского, который имел в виду специфическое письмо, иногда использовавшееся в книгах «Дома Жизни», так наз. «линейная иероглифика». Иные же античные авторы «иератики» не упоминают (см.: A.Wiedemann. Herodots Zweites Buch. Lpz., 1890. S. 164).

Казалось бы, можно заключить, что текст на памятнике и текст на папирусе определённо и неизменно соотносятся с соответствующейформойединойегипетскойписьменности.Этокакбудтопоказывают даже египетские глаголы:

(WB.III.347—348) XTJ — «вырезать письмена на па-

мятнике» = γλύφω τὸν ἱερόν

(WB.IV.106. ll ff.) CPXR — собственно «писать», букв. «вы-

писывать тростинкой кругляшки».

Однако,простоеделениена«сакральное»и«профанное»не подходит для описания любого явления египетской культуры, в том числеписьма.Так,например,«КнигаМёртвых»иряддругихсвященных книг записывались на папирусах именно особой формой «священного письма», а на культовых стелах мы порой встречаем «Тексты пирамид», выполненные грубой эпистолографикой, приспособленной к условиям резьбы по камню.

К какой бы сфере мы ни обратились: внешней изобразительности памятников служения иному миру, священным книгам «Дома Жизни», литературным произведениям, деловой документации и собственно эпистолярности, — мы везде встретим текст.

Египетский текст не существует абстрактно, независимо от своего «носителя». Напротив, именно благодаря своему «носителю» он включался в многообразную жизнь египетского общества. Следовательно, условия, которые привели к созданию «носителя» текста, оказывали огромное влияние и на сам текст.

Тема I. Техническое описание носителя текста.

— Условное название, принятое в научной литературе (если таковое есть).

316

— Место хранения.

— Номер по каталогу коллекции.

— История появления памятника в коллекции.

— Когда и кем приобретён.

— Из какой части Египта памятник происходит.

— При каких обстоятельствах произошло приобретение памятника на месте.

— Каким образом памятник попал в современную коллекцию.

— Внешний вид памятника / носителя текста*.

— Материал, цвет, структура.

— Размеры по трём(!) измерениям**.

— Сохранность, условия консервации.

— Изменения, которые претерпел памятник при хранении и реставрации.

Ниже следует формуляр, перечисляющий отдельные акты в строгом порядке. По выполнении каждого следует отметить его в

формуляре. *Если носитель текста имеет сложную конфигурацию, например, сильно фрагментированный папирус, то описывается каждый крупный фрагмент.**Насколько возможно подробное описание формы.

— Количество листов в свитке папируса / компоновка текста по колонкам и регистрам и их число на поверхности камня или другого материала.

— Описание «страницы» свитка или поверхности, занятой на памятнике текстом.

— Линейные размеры. Сопоставление с «типовым» размером, если он известен*. Наличие у «страницы» папируса свободного пространства сверху и снизу от края папируса, незаполненного пространства в тексте.

— Отлинеенность полей, колонок, верхней и нижней границ текста.

— Наличие иллюстраций («виньеток») и изображений.

— Число строк / колонок.

— Расстояние между строками / колонками.

— Описание утраченной части текста на данной странице (если таковое имеется).

— Техника исполнения знаков письма.

— Направление знаков**.

317

— Размер знаков.

— Цвет чернил / раскраска знаков.

— Наличие «красных строк» или рубрик (Для любых текстов, исключая папирусы, остраконы, писцовые дощечки и т.п.) Инкрустация, рельеф, врезанный рельеф, гравировка или иная техника передачи знаков письма.

— Прорисовка внешнего вида памятника с условным указанием расположения текста*.**

— Подготовка копии текста (прорисовка «на глаз», притирание кальки, копия по фотографии.

— Фотография (традиционная или цифровая) (компьютерное сканирование, цифровая обработка изображения окажут большую помощь при уточнении прочтения текста).

*Например,вДревнемцарствепапирусныелистыбылиразнойвысоты от 210—230 мм до 100—150 мм. При этом сперва изготовлялись листы470ммвысотыи670—960ммширины.Вдальнейшемписцыраз- резали такие листы (как бы in folio) на 4 или более частей перед исполь-

зованием (Posener-Krieger 1972, 27ff; Schlott 1982, 70). В позднее время стандартный лист папируса имел высоту ок. 200 мм (Černy 1952, 15).

**Это обстоятельство порой является определяющим для уяснения смысла текста, который представляет собой подписи к изображениям в гробницах. Знаки в такого рода текстах в норме обращены

вту же сторону, куда смотрит говорящий, или направлены к слушаю-

щему.Подробнеесм.:А.Н.Gardiner.TheMemphiteTomboftheGeneral Haremhab // JEA39 (1953). P. 8.

***Применяется в особых случаях: при реконструкции текста на большой поверхности (например, стена храма) или для фиксации памятника в полевом дневнике, а также в публикациях для наглядной демонстрацииразличныхутверждений,неимеющихотношенияксодержанию текста.

Тема II. Датировка.

— Определение времени изготовления памятника и времени перенесения текста на памятник или папирус*.

— Сведения об обнаружении текста**.

— Указание самого текста на датировку (год правления царя, данные ономастики, сведения о времени жизни хозяина памятника).

318

— Данные сравнительно-типологического анализа.

— Данные палеографии*** (см. раздел о палеографической таблице).

— Определение времени создания текста****.

— Жанровая принадлежность.

— Датировка по языку: грамматика и лексика.

— Датировочные заключения на основе содержания.

* В подавляющем большинстве случаев время изготовления памятника и перенесения на него текста одно и то же. Если текст на памятник нанесён позднее, был сбит и по нему нанесён новый текст, то это требует особого анализа.

Время изготовления папируса указывается крайне редко, так как устанавливается методами естественных наук.

**Так, например, известно, что папирусы архива Хеканахта были обнаружены экспедицией Музея Метрополитен в течение сезона 1921–1922 гг. в гробнице некоего Эмсаха, служившего везиру XI дин. Ипи.

***Следует в первую очередь установить, является ли папирус палимпсестом, есть ли хронологический разрыв между текстом на verso и recto, а уже затем приступать к палеографическому анализу почерка.

****Это наименее надёжная область научного анализа, которая приложима практически исключительно к литературным текстам.

Тема III. Транскрипция текста и ее принципы.

Принципы научного описания должны соответствовать его предмету. В данном случае предмет — египетское письмо — обладает двуединой природой (vide supra: γράμματα διττά Диодора). Египетское описание предполагало наличие двух миров, и письмо, будучи коммуникативным средством, приобретало одну из двух форм, в зависимости от того, к какому из миров оно было обращено. Две формы, «священное письмо» и эпистолографика, предполагают единое содержание, которое заключалось в первенстве визуально отражённой идеи над вербальной формой при выражении смысла. Существо явления было отмечено уже Плотином: «...но всякое, о чём мы говорим, есть прекрасные образы (καλὰ ἀγάλματα), такие, какие представляются бытующими в душе мудрого мужа, но образы не написанные, однако существующие» (Plot. V. 8.5). Именно эти так наз. τὰ καλὰ ἀγάλματα

и составляют основу при распознавании знаков эпистолографики.

319