Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Виноградов В.В. - Русский язык (1972).doc
Скачиваний:
3695
Добавлен:
06.02.2015
Размер:
6.59 Mб
Скачать

5. Категория числа в системе имен существительных § 27. Предметно-смысловые основы категории числа имен существительных

      При самом зарождении русской исторической грамматики в первой половине XIX в. исследователям бросилось в глаза многообразие значений множественного числа в русском языке. Формы и значения множественного числа представлялись морфологически и семантически обособленными от форм единственного числа, не вполне соотносительными с ними. Функция форм единственного числа имени существительного вообще казалась неоднородной и неопределенной. В формы единственного числа облекались не только имена единичных вещей, но и названия предметов, мыслимых без отношения к счету, к идее числа, например названия отвлеченных и собирательных понятий. Все это нарушало параллелизм и взаимосвязь форм единственного и множественного числа имен существительных. К. С. Аксаков пытался объяснить это явление "склонностью русского человека видеть во множественном... как бы новое имя" (125), "стремлением к образности, стремлением понять множество как совокупность, и множественное число имени обратить в новое имя (ед. ч.)" (126).

      Наиболее яркими проявлениями процесса "лексикализации" множественного числа, по Аксакову, были: 1) широкое развитие собирательных значений во множественном числе и своеобразие их внешнего выражения (посредством окончаний -а, -ьяв мужском роде, например,друзья; ср. другие морфемы множественной совокупности); 2) поглощением значений "личности" и "единицы" в формах множественного числа: "Самое множество отчасти поглощает личность, а с другой стороны, отчасти устраняет родовое значение единственного" (ср. отпадение личностного суффикса единичности -инво множественном числе:гражданинграждане); 3) устранение родовых различий во всех формах множественного числа (за исключением некоторых форм родительного и отчасти именительного-винительного падежей).

      Категория множественного числа в строе имени существительного выступает как сильная, многознаменательная категория. По отношению к ней категория единственного числа является до некоторой степени категорией негативной, иногда даже как бы "нулевой". Мысли К. С. Аксакова о грамматических своеобразиях множественного числа существительных нашли дальнейшее развитие и глубокую самостоятельную разработку в исследовании А. А. Потебни "Значения множественного числа в русском языке" ("Филологические записки", 1885 — 1886 гг. и отдельный оттиск 1886 г.). Акад. А. А. Шахматов в "Очерке современного русского литературного языка" и особенно в "Синтаксисе русского языка" связал разнообразные значения множественного числа, установленные Потебней, с различиями в формах множественного числа. Кроме того, он дополнил и систематизировал намеченные А. А. Потебней значения множественного числа21 . Таким образом, выяснилось, что категория числа имен существительных представляет сложный предметно-смысловой узел, в котором сплетаются разнообразные грамматические и лексико-семантические особенности существительных (127).

§ 28. Виды грамматического соотношения между формами единственного и множественного числа имен существительных

      В формах множественного числа имен существительных обнаруживается ряд грамматических явлений, чуждых единственному числу. Во множественном числе стираются родовые различия слов (ср.: дитядети;телёноктелята;конькони;костькости;зеркалозеркала;городгородаи т. п.). В самом деле, формы дательного, творительного, предложного падежей множественного числа во всех склонениях одинаковы, за единичными исключениями (вродеполечькостьми) в творительном падеже у слов типадверь, лошадь. В именительном падеже множественного числа также у многих разрядов слов родовые различия исчезают (ср. окончания -а, -ьяв мужском и среднем роде, окончания -ы, -ив мужском и женском роде, а в некоторых разрядах — у слов на -кои -цепри отсутствии ударения на окончании — и в среднем роде:плечики, веки, колечки; ср. также:очки, ушки). В родительном падеже множественного числа только окончания -ов, -евчаще всего прикреплены к мужскому роду, хотя изредка встречаются и в среднем (при им. п. на -ья:деревьев, платьев; на -ики:плечиков, колесиков, ср. также:облаков, озерков; у слов с суффиксом -це:зеркальцев)22 . В литературном языке это окончание абсолютно чуждо словам женского рода. Pluralia tantum вообще лишены формы рода. У названий домашних животных, при различных обозначениях самца и самки в единственном числе (козелкоза, боровсвинья, петухкурица) во множественном числе употребляется одна форма — общая (для выражения совокупности):козы, овцы, свиньи, куры, утки, гуси. В существительных, восходящих к формам имен прилагательных, родовые различия во множественном числе не сохраняются уже потому, что они утрачены во множественном числе и самими именами прилагательными.

      Вместе с тем грамматическое соотношение форм единственного и множественного числа у имен существительных все более и более осложняется дополнительными реальными значениями. Параллелизм падежных форм единственного и множественного числа разрушен. Для множественного числа характерна гибридизация разных типов склонения (129) (ср.:поля, полей, полям;учителя, учителей, учителям;друзья, друзей, друзьями т. п.). Акад. А. А. Шахматов с свойственной ему лингвистической проницательностью указал на необходимость в словах мужского рода (где особенно велико разнообразие форм множественного числа) решительно отделять классификацию типов склонения во множественном числе от единственного числа. В единственном числе (если не считать словапуть) существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже слились в один тип склонения. Во множественном числе А. А. Шахматов предлагал у них различать четыре типа склонения по особенностям формы родительного падежа: 1) множественное число слов с основой на твердый согласный и на -й(j):снега, столы, водопады, воробьи; 2) множественное число слов на -ж, -ши на мягкий согласный:ножи, родители, учителя; 3) множественное число слов на твердый согласный, у которых именительный множественного оканчивается на -ья; 4) множественное число слов, имеющих в единственном числе суффикс единичности -ин:бояре (130).

      Но эта классификация не безупречна. Она не учитывает различий между продуктивными и непродуктивными типами склонения (сосчитаны формы им. мн. м. р. на -ья, род. -ей; непродуктивны образования на -ья, род. -ьев; лексически замкнута группа существительных на -ин, в им. мн. -е). Кроме того, в схеме Шахматова не всегда приняты в расчет различия форм именительного падежа множественного числа. Так, формы на -а, -яперемешаны с формами на -и, -ы. Между тем нет оснований сливать в один тип столь разнообразные формообразования (131). В разряде слов с именительным падежом множественного числа на -ьясам А. А. Шахматов отметил две группы: "В первую, обнимающую как исконные собирательные женского рода, так и собирательные среднего рода, входят все те слова, которые оканчиваются на неударяемое -ья; в родительном падеже множественного числа они имеют -ев:братьябратьев, сучьясучьев, каменьякаменьев; во вторую, обнимающую только (исконные. —В.В.) собирательные женского рода, входят слова, которые оканчиваются на ударяемое -ья; в родительном падеже множественного числа они имеют -ей:мужьямужей, друзьядрузей, сыновьясыновей. Таким образом, первая группа примыкает к словам с основами на твердую согласную, а вторая — к основам на мягкую согласную" (132). Следовательно, выделение этого разряда в самостоятельный морфологический тип вообще оказывается излишним. Кроме того, система падежных форм множественного числа мужского рода не является вполне обособленной от склонений разных разрядов слов среднего и даже женского рода. Так, нетрудно найти частичные, а иногда и полные совпадения в формах множественного числа между типами мужского и среднего склонения. В системе склонения слов среднего рода выделяются: 1) множественное число слов среднего рода с окончаниями именительного падежа -а(ы), -а; -я(-и), -я:зарева, колеса, вина, покрывала, зерна(ср.:хозяева, хитосы, уланы, грузиныи т. п.;поля, моря; ср.учителя); 2) множественное число слов с непродуктивным окончанием именительного падежа на -ья:перья, деревья(ср.:клочья, крючьяи т. п.); 3) множественное число слов с неподвижным ударением на основе, оканчивающихся в именительном падеже на -ки, в родительном -кови -к(в им. ед. ч. на -ко):плечики, колесики, но ср.облака; ср.:веки, векивойска, войски т. п.

      Таким образом, формы множественного числа у слов среднего рода не образуют обособленных типов склонения: они совпадают либо с системой женского, либо с системой мужского (твердого) склонения.

      Имена существительные женского рода, во множественном числе слившиеся в одной парадигме, в одной системе падежных форм, кроме формы родительного падежа, по форме родительного падежа распадаются на два типа: а) женашалунья(ср.:скамья, бадьяи т. п.) и б)костьстепь(ср.:жены, шалуньи, кости, степи; род. п.:жен, шалуний;свечсвечейикостей, степей). Но эти типы женского склонения совпадают отчасти и с мужским-средним (ср.:камникамней;калачикалачей; у двух слов ср. р. род. п. тоже на -ей:полей, морей; ср.:жилищ, исследований, поветрийи т. п.). Во множественном числе падежные формы таких разных слов, какножипустошь;плетень, ременьизападня, тень, образуются одинаково. Во множественном числе склонения форм:каменья, угольяиперья, крылья(ср. также: поэтич.гроздьяи прост.-областн.дырья) ничем не отличаются одно от другого. Кроме именительного падежа, формы словбояринижена(боярежены) не имеют во множественном числе никаких различий. Разницы между склонениемкружеваихозяева, кроме ударения и различий в форме винительного падежа, нет никакой.Яблокиинаволоки, зернаитаверны, колечкииполочки, плечиисвечипринадлежат во множественном числе к одному типу склонения. Таким образом, во множественном числе нет прямой соотносительности с типами склонения единственного числа. Формы слов, принадлежащих в единственном числе к системе среднего рода, во множественном числе ближе к женскому склонению, чем к мужскому. Между склонением многих разрядов слов мужского рода и между женской системой падежных изменений во множественном числе нет не только контраста, но нередко и вовсе никаких различий (особенно в мягком склонении; ср.:родителиидобродетели). Дифференциация форм множественного числа исчерпывается различиями именительного-винительного и родительного падежей.

      При этом более или менее ощутительно только противопоставление форм именительного-винительного и родительного падежей между твердым мужским (к которому во множественном числе примыкают основы на -j(-й):снегаснегов;водопадыводопадов;кореньякореньев;воробьиворобьев) и твердым женским типом (водывод;сестрысестер). Твердое мужское склонение в именительном падеже множественного числа все больше влияет на мягкое, передавая ему окончание именительного множественного числа -а(-я)23 . К этому типу (учителя, слесаря) примыкают системы форм двух слов среднего рода с ударением во множественном числе на окончании (моря, поля). Склонение мягких основ мужского рода с формой именительного падежа множественного на -и(кони, звери, аптекари; ср.пути) ничем не отличается от склонения во множественном числе слов женского рода (типакости, страсти, ступни, степени). Таким образом, во множественном числе у имен существительных нет чистых и обособленных типов склонения. Родовые перегородки между формами склонения здесь разрушены.

      По форме родительного падежа во множественном числе выделяются три основных типа:

      1. Плодыплодов;городагородов;облакаоблаков;волкиволков;плечикиплечиков;очкиочков;воробьиворобьев; сюда же примыкает непродуктивный тип на -ья, -ьев;кореньякореньев;стульястульев.

      2. Женыжен;шалуньишалуний;свиньисвиней;дулидуль;жилищажилищ;рассуждениярассуждений;ружьяружей;зеркалазеркали т. п. Сюда же примыкают лексически связанные или морфологически изолированные группы слов мужского рода (с нулевым окончанием в форме род. мн.):глазаглаз;глазкиглазок;сапожкисапожек;башкирыбашкир;гренадерыгренадери т. п. (134).

      3. Костикостей;добродетелидобродетелей, страстистрастей;санисаней;соплисоплей;ноздриноздрей;вожживожжей;ножиножей;кониконей;зверизверей;пыжипыжейи т. п.;учителяучителей;писаряписарейи т. п. Сюда же примыкают непродуктивные группы женского и общего рода, а также единичные слова мужского рода на -а, -я:ханжиханжей;дядидядей;брониброней;каланчикаланчей;межимежейи т. п.

      Различия форм именительного падежа множественного числа не совпадают с границами типов склонения, устанавливаемыми по форме родительного падежа. Здесь обнаруживается более пестрое смешение и взаимодействие разных классов имен существительных:

      1. Формы на -ы, -иот существительных мужского и женского рода и (в образованиях на -ко, а также в изолированных словах) от имен среднего рода:плоды, сады, партийцы, марксисты, лингвисты, чайники, жены, сестры, сараи, воробьи, трещины, высоты, учительницы, кони, звери, гуси, гвозди, воспитатели, страсти, неожиданности, колечки, яблоки.

      2. Формы на -а, -яот имен существительных мужского и среднего рода:мастера, города, снега, учителя, писаря, зеркала, моряи т. п.; ср.господа.

      3. Формы на -аот имен существительных среднего рода:окна, жилищаи т. п.; отдельнохозяева.

      4. Непродуктивные формы на -ja(-ья) от имен существительных мужского и среднего рода (сучья, колья, поленьяи т. п., ср. также:братья).

      5. Формы на -ья(мертвые) от нескольких слов мужского рода со значением лица:друзья, князья, мужья, зятья, сватья, дядья; ср.:сыновья, кумовья.

      6. Формы на -еот имен существительных мужского рода с суффиксом -инв единственном числе.

      Понятно, что особый тип склонения образуют те существительные, которые произошли от полных форм имен прилагательных и причастий (вроде ломовой, нищий, прохожий, приезжий, присяжный;горничная, закусочная, набережная, мостовая, пивная, приемная, прачечная;мороженое, подлежащее, сказуемое, приданоеи т. п.).

      Таким образом, системы форм множественного числа существительных представляют собою сложное скрещение и пересечение разных морфологических типов, в которых отчасти сохраняется и связь, а иногда и соотношение с родовыми классами единственного числа. Однако параллелизм соотношений здесь резко нарушен.

      Обособление форм склонения множественного числа от системы форм единственного числа выражается и в различии основ единственного и множественного числа у многих слов мужского и среднего рода:

      1. У группы имен существительных мужского и среднего рода, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ья, основа множественного числа отличается от основы единственного числа появлениемjи смягчением предшествующего согласного (а также в отдельных основах чередованиемкч, гз). Например:лублубья;братбратья;крюккрючья(ср. значение формыкрюки);клокклочья(ср.клоки);другдрузья;брусбрусья;ободободья;лоскутлоскутья(но ср. также:лоскуты);полозполозья, прутпрутья;струпструпья;колосколосья;комкомья;стулстулья;клинклиньяи т. п.;крылокрылья;дереводеревья;днодонья;звенозвенья;поленополеньяи т. п.; ср.:князькнязья;мужмужья;зятьзятья; ср. также:сынсыновья;кумкумовья(в областной речи:шуриншурьяи др.)24 .

      2. У имен существительных на -иноснова множественного числа лишена этого суффикса единичности:гражданинграждане;крестьянинкрестьяне;англичанинангличанеи т. п.

      У слов татарин, болгаринформа именительного падежа множественного числа оканчивается на -ы. Но в некоторых словах, преимущественно с односложным корнем:грузин, русин, ср.осетини т. п., суффикс -иностается и в формах множественного числа (ср. воинвоины;ср. также отсемьянинсемьянины, а несемьяне). Отдельно:хозяинхозяева(ср. устар.татарва, ср.листва).

      3. У существительных на -ёнок, означающих детенышей, в основе множественного числа этот суффикс замещается суффиксом -ят(а):октябрёнококтябрята;телёноктелятаи т. п. Ср. в некоторых словах суффикс -енят(а):чертёнокчертенята;бесёнокбесенята(ср.лисенята).Ср. также формувнучата, которая ближе связывается со словомвнуки не имеет оттенка ласкательности и уменьшительности, свойственного словувнучек;ср. щенята— прищенкиотщенок.

      4. Существительные на -мя(семя, стремя, племя, имя, знамя, время) образуют формы множественного числа с суффиксом -ен- (в отличие от суффикса косвенных падежей ед. ч. -ен'-):имена, временаи т. п.

      5. У существительных среднего рода небо, чудоформы множественного числа осложнены суффиксом -ес-:небеса, чудеса(ср. телоителеса, ср. арх.-слав. и ирон.словеса).

      Формы единственного и множественного числа у многих слов отличаются и ударением. Например, в именах неодушевленных предметов мужского рода: нос, носаносы;гроб, гробагробы;сад, садасады;бой, боябои;дар, дарадары;сыр, сырасыры;чин, чиначины;плуг, плугаплуги(плугов);слой, слояслои;рой, роярои;поезд, поездапоезда;город, городагорода;дом, домадома;погреб, погребапогребаи т. п.; в названиях лиц мужского рода:пекарьпекаря;учительучителя;доктордоктора;кондукторкондуктора;директордиректора; в словах женского рода:жена, женыжёны;сестрасёстры;волнаволныи т. п.;красотакрасоты;глубинаглубины;сединаседины;высотавысоты; ср.сиротасиротыи т. п.; ср.слюнаслюни; в словах среднего рода:летолета;местоместа;озероозёра;весловёсла;сердцесердца;правоправа;словослова;стадостада;селосёла;мореморя;полеполя;облакооблака;кружевокружева;колесоколёса;полотнополотна;дереводеревья;пероперья;крылокрылья; ср. в вульгарном просторечии в областных диалектах:пальтопольта;килокила. (Отступления: 1) у слов среднего рода с серединным ударением типакорытокорыта;светилосветилаи т. п., ср. неподвижное ударение слов на -ище, -ило, -ало; 2) у отглагольных на -ание, -ение; -тье;кушаньекушанья;капиталовложениекапиталовложения;изъятиеизъятияи т. п., ср. также у неглагольных слов наье:платьеплатья; 3) у слов церковно-книжного происхождения:правило, торжество, пиршествои т. п., ср. весь разряд слов на -ство, -ствие.)

      6. Обособление форм множественного числа еще более резко сказывается в образовании их у некоторых слов от совсем других основ (супплетивные формы): человеклюди; ср.:курицакуры;цветокцветы;ухоуши;окоочи;судносудаи т. д.

      7. У других слов оказываются двойные формы множественного числа, различающиеся значениями, например: хлеб:хлебыхлеба;зуб:зубызубья;крюк:крюкикрючья;лист:листылистья;корень:корникоренья;камень:камникаменья;колено:колениколеньяколена;мех:меха(ср.мехи);образ:образыобраза;цветы— (в единственном числецветок, но в специальном ботаническом языке употребляется в этом значениицвет) —цвета;муж:мужи(государственныемужи, мужинауки) —мужья;сын:сыны(сынынарода, сыныотечества, сыныродины) —сыновья;кол:колья(при устар.колыв значении школьной отметки); ср. далекие омонимы: 1)поводповоды; 2)поводповодаиповодья.

      При овладении формами литературного языка категория числа имен существительных представляет особенные трудности. Например, В. А. Добромыслов указывает, что в языке обследованных им рабочих-подростков слова правило, занятие, развлечение, собрание, званиечасто употребляются вместо множественного числа в единственном (правиловнутреннегораспорядка;тамбыломногоразвлеченияи т. п.), а словавоображение, времяпровождение, рождениевместо единственного числа во множественном (смоихрождений, внешкольныевремяпровожденияи т. п.) (135).

      Таким образом, категория числа в русском языке осложнена разнообразными лексико-семантическими значениями и оттенками.