Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учение об обязательствах.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
20.06.2014
Размер:
48.89 Кб
Скачать

4.Исполнение и прекращение обязательства.

Надлежащее место и время исполнения обязательства определялось договором сторон. В случае, если место не было определено, надлежащим местом исполнения считалось то место, где может быть предъявлен иск по данному обязательству (по общему правилу, это происходило по месту жительства должника или в Риме).

Если не было обозначено время исполнения, то считалось, что время исполнения совпадает с моментом возникновения обязательства или подразумевается. С развитием мореплавания и морской торговли обязательство будет выполнено в другом городе (не в том, где заключался договор). Правило о немедленном исполнении обязательств было вытеснено правилом исполнения в срок, который подразумевается и вытекает из договора или когда молчаливо подразумевается разумный срок.

Досрочное исполнение допускалось не всегда. Не допускалось досрочное исполнение, если срок обязательства установлен в интересах кредитора. Например, в алиментных обязательствах существовала опасность, что досрочно выплаченные деньги будут проедены, поэтому досрочного исполнения не разрешалось.

Просрочка исполнения обязательства (тога) – это виновная задержка исполнения обязательства. Она наступала с момента когда исполнять обязательство более было невозможно. Просрочка могла наступать как по вине должника, так и по вине кредитора.

Прекращение просрочки наступало при:

- исполнении обязательства. Исполнение обязательства после возникновения просрочки с учетом всех ее последствий как для должника, так и для кредитора погашало первоначальную просрочку;

- заключении договора о предъявлении требований. Такой договор между кредитором и должником провоцировал «очистку» просрочки, т.е. с момента его заключения считалось что просрочки не было;

- при соглашении сторон о прекращении прежнего обязательства и возникновении нового соглашения (новация). Новация, поскольку она облекалась в форму стипуляции (договора, заключенного с точным соблюдением установленных формальностей) служила для укрепления прежнего договора, для замены запутанных расчетов ясными и краткими. Новирующее обязательство должно в чем-нибудь отличаться от первоначального. Но­вация только тогда имеет место, когда во второй стипуляции содержится что-либо новое. Это новое может состоять в том, что меняется характер обязательства, либо меняется личность кредитора, или личность должника. Изменение характера обязательства может состоять в том, что в новое обяза­тельство вводится условие или срок, либо, наоборот, устраняется условие или срок, имевшие место в первоначальном обязательстве. Может измениться и само основание первоначального обязательства.

Если обязательство не было исполнено по вине должника, то он несет за такое неисполнение ответственность.

Ответственность по обязательствам в римском праве предпо­лагалась двоякой:

- личной в древнейший период классической эпохи;

- материально-имущественной на протяжении остальной истории разви­тия.

Личная ответственность по обязательствам вытекала либо из подра­зумеваемой гарантии долгового обязательства личностью должника, либо из специальной процедуры самозаклада (nexum), т.е. смыслом обязатель­ства была отдача себя в зависимость ввиду имущественных выгод. С законом Петелия (326 г. до н.э.) долговая кабала для римских граждан была отменена, но и в дальнейшем элементы гарантии обязательства возмож­ностью применения личного принуждения к должнику по времени воз­рождались.

Имущественная ответственность могла охватывать все иму­щество должника, принадлежавшее ему лично; отделенное или обособ­ленное имущество членов семьи не подпадало под долговое исполнение. Неурегулированным римским правом оставался и вопрос о судьбе обяза­тельств, находящихся в имуществе неисполняющего или просрочившего обязательство должника.

Ответственность по обязательствам предполагалась в объеме, предусмотренном содержанием обязанности. Возможно было увеличение или уменьшение этого объема в зависимости от мотива неисполнения: злонамеренность неисполнения влекла дополнительные санкции, кото­рые ввиду невозможности выяснить для неденежных обязательств непо­лученные доходы или упущенную выгоду, по сути, были штрафными; другие оттенки виновности неисполнения могли смягчить эти санкции. Должник в большинстве обязательств освобождался от ответственности за случай, который послужил причиной неисполнения.

Содержание обязатель­ства и вытекающие из него взаимные требования кредитора и должника предполагали временную конечность: обязательство не могло быть вооб­ще постоянной обязанностью, обязательство не могло не предполагать своего прекращения при определенных условиях. В этом, как отмечалось, одно из существенных отличий обязательственного от вещного права. Обязательства могли прекратиться сами собой, но могли быть и исполне­ны; и то, и другое исключало возможность продолжения взаимных требований кредитора и должника по этому обязательству, собственно с этих моментов они прекращали выступать по отношению друг к другу как кредитор и должник. Обобщающих терминов и обобщающей конструк­ции «прекращения», «исполнения» и т.п. обязательств римская юриспру­денция не выработала, основываясь только на отпадении оснований для отдельных требований из обязательств.

Обязательства прекращались — т.е. утрачивали свою силу тре­бования как кредитора, так и должника, хотя бы прекращение последовало действиями с одной стороны — по следующим основаниям:

  1. смертью лиц, участвовавших в обязательстве — как физической, так и юридической; если обязательство носило личный характер, то этим оно прекращалось безусловно, если имущественный — то прекращалось, если обязан­ности кредитора и должника не переходили по наследству;

  2. доброволь­ным соглашением двух сторон — кредитора и должника — об отсутствии на дальнейшее между ними взаимных прав и обязанностей (contractus consensus); причем соглашение это могло быть достигнуто строго теми же лицами, что заключили обязательство, если оно не было уступлено в порядке цессии: нельзя было согласиться о прекращении обязательств в пользу третьих лиц;

  3. прощением со стороны кредитора, который тем са­мым как бы отказывался предполагаемых требований;

  4. давностью не­востребования исполнения, которая в любом случае не была долее об­щей исковой давности, отсчитываемой с момента, предусмотренного в обязательстве.

Неисполнение обязательств может наступить и вследствие пря­мого отказа от исполнения его без признанных законообоснованными причин. Как в случае просрочки, отказ от исполнения ставит вопрос о принудительной ответственности по обязательству. Невозможность исполнения:

1. Невозможность физическая. Главный случай прекращения обяза­тельства вследствие невозможности исполнения это тот, когда предмет обя­зательства, индивидуальная вещь (species), погиб физически или стал юриди­чески невозможен для исполнения, притом без вины должника.

Пример физической невозможности: Если предме­том обязательства являются определенные монеты, например, находящиеся в данной шкатулке, и они погибли без вины должни­ка, то ничего не причитается.

2. Невозможность юридическая. Пример юридической невозможности: Если я продал чужого раба, а он хозяином отпу­щен на волю, то я от обязательства освобождаюсь.

Иначе обстоит дело, если исполнение объективно возможно, но оно со­пряжено с большими трудностями, которые не были предвидены.

Пример: Предметом мо­его обязательства был чужой строительный участок; на нем хо­зяин участка выстроил доходный дом...: можно требовать уча­стка, и должна быть уплачена оценка его. Обоснование этого решения: участок не перестал объективно (в природе вещей) существовать.

От случаев, когда обязательство пре­кращается вследствие наступившей невозможности исполнения, следует отли­чать случаи, когда, вследствие невозможности, обязательство не возникает: Если кто-либо выговорит в свою пользу предмет, который не cyщecmвyem, или не может существовать в природе вещей, например, Стихе, которого он считал живым, а в действительности он умер, или иппоцентавра1, который не может вообще существовать, то такое обязательство будет недействительно.

В таких случаях действует принцип: Impossibilium nulla obligation est –обязательство, предмет которого невозможен, ничтожно (D. 50.17.185).