Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Туризм экологический.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
28.01.2020
Размер:
4.58 Mб
Скачать

1.3.Проблемы и перспективы развития экологического туризма в России и в Уральском регионе

Анализ литературных источников по проблеме исследования [22; 23; 37] позволяет сделать вывод, что экотуризм слабо развит в Российской Федерации как вид внутреннего туризма, у нас еще не сформировался спрос на данный вид туризма и очень мало экотуристов. Не многие из отечественных туристов готовы потратить средства, время и силы на защиту окружающей среды.

Не смотря на обширность неосвоенных или слабо освоенных пространств, состояние окружающей среды на территории России в целом далеко от благополучного, в том числе и вне крупнейших индустриальных центров. Эта ситуация обусловлена отсталыми технологиями как в промышленности, так и в сельском и лесном хозяйстве, слабым контролем за компаниями-монополистами, добывающими сырье, как правило, в удаленных районах.

По мнению М. А. Макарова [35], в своем развитии экологический туризм в России встречается с рядом серьезных проблем. Одним из ограничений для развития экотуризма является высокая чувствительность многих экосистем России к антропогенным воздействиям, их хрупкость, причем как раз в районах, привлекательных для туристов «дикой» природой или аборигенными формами хозяйства. Характерный пример – это деградация растительного покрова тундры, где выпасают чрезмерно большие стада оленей, размеры которых определялись без должного учета емкости пастбищ.

Многие из программ посещения национальных парков и заповедников планируемых как эколого-туристские программы, нередко имеют изъяны и промахи. Туристов, например, нередко доставляют к месту проведения маршрутов вертолетами или лодками с бензиновыми моторами, пугающими животных и загрязняющими водоемы. Чрезвычайно мало программ предусматривает активное вовлечение участников в природоохранную деятельность. Только четыре из всех национальных парков имеют специальные экологические лагеря для детей. В целом образовательный аспект в российском экотуризме развит пока еще слабо – чаще экскурсия или тур оказываются нацелены только на демонстрацию достопримечательностей, экзотических «чудес и красот» природы, а не на постижение экологических проблем.

Н. И. Миронова выделяет и другие проблемы [36]:

1) дорогие транспортные услуги, обусловленные монополизмом перевозчиков, унаследованным от прежней внерыночной экономикой, и огромной протяженностью страны;

2) низкий уровень сервиса при высоких ценах, особенно на услуги размещения и питания. Завышение цен в значительной мере связано с неэффективной налоговой политикой государства;

3) отсутствие квалифицированных кадров, профессиональных экскурсоводов и групповодов. Экологический туризм требует профессионального подхода и, как любое серьезное дело, не терпит дилетантства. В тоже время и в заповедниках и в парках ощущается острейший дефицит квалифицированных специалистов в этой сфере. Следствием этого является слабое понимание работниками заповедников и парков специфики организации экотуризма, сути туроператорской деятельности, ценовой политики, важности рекламы, маркетинга, информационного обеспечения посетителей.

По мнению В. В. Непомнящий [39], одной из серьезных преград для развития особо охраняемых природных территорий в России на современном этапе остаются непростые отношения с местным населением, которое нередко воспринимает такое соседство как покушение на свои исконные права (одна из типичных жалоб- жердь для забора нельзя взять в лесу без утомительных согласований). Наиболее важными следует признать такие проблемы, как организация устойчивого природопользования на территории, где ведется хозяйственная деятельность, и содействие местному населению в развитии местных сообществ, создании дополнительных рабочих мест и получении доходов.

Проблемы взаимодействия с местным населением в той или иной мере учитываются при организации национальных парков – на территории любого из них выделяют зоны регламентируемой хозяйственной деятельности.

С. М. Никоноров [42] считает, что для решения проблем развития экологического туризма в России необходимо осуществление следующих мероприятий.

1. Создание ассоциаций и цепей эколого-туристских предприятий (в том числе национальных парков) и турагентств. Цель предприятий – развивать экотуризм в России, как средство поддержки охраняемых природных территорий, содействовать социальному и экономическому развитию местного населения и повышения уровня образования в экологической сфере.

2. Формирование специальных баз данных, создание справочно-информационной системы по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам, распространение опыта успешных пилотных эколого-туристских проектов.

3. Совершенствование налоговой политики посредством введения властями субъектов Российской Федерации местной туристской ренты, собираемой с туристских предприятий, за счет уменьшения других налогов. Эта рента должна быть специально предназначена для инвестирования в сохранение, восстановление и развитие рекреационных ресурсов.

4. Развитие туристской инфраструктуры, разработка экологических троп и маршрутов, создание системы их сертификации.

5. Создание новых и модернизация существующих музеев природы и информационных центров на особо охраняемых природных территориях.

6. Развитие рекламно-информационного обеспечения и продвижения экологического туризма России на внутренние и внешние рынки.

7. Подготовка квалифицированных сотрудников: экскурсоводов, групповодов, инструкторов.

8. Разработка федеральной программы по развитию экологического туризма в России.

9. Развитие международного сотрудничества в сфере развития экотуризма.

Т. К. Сергеева указывает, что природа России представляет большие потенциальные возможности для развития экотуризма: «разнообразие, уникальность, привлекательность и обширность российских ландшафтов, еще не охваченных процессами урбанизации, интенсивным сельскохозяйственным производством и т.п., весьма велики. Сохранились в России и районы с традиционными, аборигенными формами хозяйства, представляющие большую эколого-культурную ценность. Таких районов еще немало на севере страны, в Сибири, в горах» [47, С. 244].

Всевозрастающий спрос на экологический туризм приводит к созданию и развитию особо охраняемых природных территорий, в первую очередь заповедников, национальных и природных парков. В настоящее время именно эти территории являются основными объектами экотуризма в России.

Существующая сегодня в России система особо охраняемых природных территорий играет ключевую роль в сохранении биологического разнообразия страны и развитии регулируемого туризма. «По состоянию на начало 2014 г. в Российской Федерации функционируют 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн. га (1,6% площади России), 35 национальных природных парков общей площадью около 7 млн. га (0,4%), 68 государственных природных заказников федерального значения общей площадью 12,5 млн. га (0,7%), 2976 заказников регионального значения общей площадью 68 млн. га (4%), 10024 памятника природы (в том числе 27 – федерального значения), общей площадью 2,6 млн. га (0,15%), 31 природный парк регионального значения общей площадью 13,2 млн. га (0,8%). Общая площадь вышеперечисленных особо охраняемых природных территорий составляет 137 млн. га (7,6% площади страны). Статус национальных парков прямо предполагает их использование для туризма. При этом наряду с национальными парками в ряде регионов заметную роль стали играть заповедники. Так, по данным Министерства природных ресурсов РФ, из общего числа посетителей всех заповедников, превышающего 140 тыс. человек, в Тебердинском заповеднике побывало 34 619, в «Киваче» – 32 600, Кавказском – 31 857, Приокско-Террасном – 10 450. По преимуществу это посетители музеев, т. е. не вполне туристы, а скорее экскурсанты. Но они представляют собой тот потенциал, который способен обеспечить – при создании необходимых условий – заметный рост числа туристов, приверженных его природно-ориентированным формам. К сожалению, число туристов, посещающих национальные парки России, пока не столь велико в сравнении с известными парками мира. К тому же многие наши заповедники отдают предпочтение приему иностранных туристов» [36, С. 117].

Л. П. Вершинина отмечает, что в небольших объемах в России представлены практически все формы экотуризма. «Наиболее массовыми из этих форм являются однодневные экскурсии экологической ориентации, совершаемые либо жителями городов, либо туристами, находящимися на курортах и в других местах отдыха. Судить об этом позволяют сведения о посещаемости национальных парков страны. Девять из них, расположены вблизи крупных городов, принимают за год примерно 1,5 млн. чел. Один парк – Приэльбрусский, находящийся на Кавказе и специализирующийся на горном и горнолыжном туризме, принимает в год – 300 тыс. посетителей. Все остальные парки вместе, удаленные от крупных городов, за год посещают от 80 до 100 тыс. чел. Очевидно, именно эти последние цифры могут свидетельствовать о приблизительной величине потока туристов, более или менее серьезно интересующихся экологическими проблемами» [13, С. 92].

Практически сейчас экотуризм получает свое развитие преимущественно в девяти российских регионах, наиболее привлекательных своей природой, а также лучше других обеспеченных материальными ресурсами и специалистами. Эти регионы по ряду параметров можно разделить на группы: от наиболее перспективных и популярных до менее перспективных, но обладающих достаточным эколого-туристским потенциалом. Среди них лидируют Кавказский (абсолютный лидер), Байкальский, Алтайский и Дальневосточный регионы, среднее положение занимают Волго-Уральский, Северо- и Центрально-Европейский регионы, а последнее место – у Камчатского и Арктического регионов.

По мнению С. В. Дедова и С. В. Демина [18], успешное развитие экотуристской деятельности на территории национальных парков (и, отчасти, заповедников) может дополнительно способствовать привлечению собственных средств. Источники поступления могут быть разными: арендная плата за предоставление парком земли под строительство учреждений туристской сферы, разработка дополнительных тарифов на посещение парка, лицензионная деятельность и отчисления от фирм, планирующих организовывать в летнее время наиболее популярные среди посетителей конные и водные маршруты. Но лишь отдельные национальные парки России (Валдайский, Водлозерский, Кенозерский, Хвалынский, Марий Чодра, Смоленское Поозерье и др.), ведомые инициативным руководством, добиваются в настоящее время некоторых успехов в развитии экотуризма. 76 заповедников страны (79%) определили на своей территории (в охранной зоне, на территории подконтрольных заказников и памятников природы или на сопредельной территории) экологические тропы и маршруты. Средняя протяженность этих троп и маршрутов на один заповедник составила 57 км. Уже 22 заповедника (24%) имеют на своей территории обустроенные или находящиеся в процессе обустройства экологические тропы и маршруты. Приведенные данные показывают, что рекреация на территориях отечественных ООПТ находится на первых этапах развития, когда количество посетителей относительно невелико.

Ю. А. Попова считает, что успех туристической деятельности на ООПТ во многом завит от пресловутого «человеческого фактора», в том числе от уровня экскурсоводов. «Для развития экотуризма в заповедниках требуются специфические туроператоры, понимающие задачи заповедников и не ставящие себе главной целью извлечение прибыли. Операторы, которые, с одной стороны, представляли бы интересы заповедников, а с другой – гарантировали бы соблюдение клиентами правил экотуризма. Россия как эколого-туристское направление представляет собой потенциально важнейший сегмент мирового рынка, но до настоящего времени этот огромный потенциал осваивается очень фрагментарно. Одна из причин этого – недостаточная и чрезвычайно поверхностная осведомленность о сути экотуризма, его принципах, технологиях, формах» [45, С. 152].

А.Е. Лапшина указывает, что развитие туризма на охраняемых территориях России в настоящее время определяется в основном политикой государственных природоохранных органов. «Общественные туристские организации пока еще незначительно влияют на этот процесс, хотя тенденция к усилению их роли уже намечается. Так, Российская ассоциация туристических агентств (ныне преобразованная в Российский союз туриндустрии) недавно учредила в своей структуре комиссию по «активному туризму», стал проявляться интерес к путешествиям по охраняемым территориям. Также, Центр Экологических Путешествий участвует в ряде научных проектов при поддержке World Wide Fund for Nature (WWF), Tacis Partnership and Coordination Programme, Federal Agency For Nature Conservation (Germany). Для студентов и специалистов в различных областях естественных наук организуются теоретические и практические занятия в рамках научных туров под руководством опытных российских ученых» [32, С. 94].

По мнению В.В. Непомнящий [40], чтобы поддержать российские национальные парки в деле развития экотуризма на их территориях, организовываются практические занятия с привлечением экспертов. Цель организаций – развивать экотуризм в России, как средство поддержки охраняемых природных территорий, содействовать социальному и экономическому развитию местного населения и повышения уровня образования в экологической сфере. Организации предлагают широкий спектр экотуров для путешественников и любителей заповедной природы. Рыбалка, путешествия верхом на лошади, общение с дикой природой, рафтинг подъемы на горные вершины, фотографирование и съемка фильмов, орнитология – это только лишь примеры деятельности таких организаций. Для ознакомления посетителей о возможностях экотуризма на охраняемых природных территориях России выпускаются иллюстрированные книги, видеофильмы и мультимедийные презентации, а также проводятся конференции. Вместе с тем эти организации еще далеки от формирования такой своей туристской политики, которая бы достаточно полно учитывала интересы охраны природы.

Природа Урала предоставляет большие потенциальные возможности для развития экологического туризма – разнообразие, уникальность, привлекательность и обширность уральских ландшафтов, еще не охваченных антропогенными процессами – весьма велики. Сохранились на Урале обширные территории насыщенные памятниками природы, представляющими большую эколого-культурную ценность, что делает экологический туризм наиболее популярным видом отдыха на Урале.

Национальные и природные парки созданы в уникальных ландшафтах и живописных уголках природы, по примеру американских национальных парков и предназначены для обеспечения потребностей общества в отдыхе, экологическом туризме и экологическом просвещении. Основными особо охраняемыми природными территориями Урала являются: государственные природные заповедники – Висимский и «Денежкин камень», национальный парк «Припышминские боры», природный парк «Оленьи ручьи», природно-минералогический заказник «Режевской» [6, c. 45].

На территории Южного Урала можно отметить национальный парк Зюраткуль, памятник природы Таганай, Ильменский заповедник, заповедник Шульган-Таш.

Выгодное географическое положение создает уникальные возможности для развития горнолыжного туризма. Всего в Челябинской области насчитывается около 15 горнолыжных комплексов. Наиболее крупными являются «Аджигардак», «Завьялиха», «Солнечная долина», «Евразия». Они отвечают самым высоким европейским стандартам и пользуются большой популярностью как среди российских любителей активного отдыха, так и среди иностранных туристов. Большой интерес представляет Южный Урал для распространения активного туризма. Бурно развиваются горный туризм, спелеотуризм, горнолыжный спорт, водный туризм, дайвинг, парусный спорт.

Перспективным является и лечебно-оздоровительный туризм. В Уральском регионе имеется большинство типов минеральных вод, получивших признание в мировой бальнеологической практике. В озерах и торфяниках рождаются целебные грязи. На территории Урала существуют около 500 здравниц, среди которых сааме известные: санаторий «Ключи», курорт «Усть-Качка, санаторий «Обуховский», радоновый курорт Увильды, пылающая гора Янган-Тау.

На территории Урала распространены йодобромистые воды, часто сопутствующие нефтяным месторождениям. Не так давно под Ханты-Мансийском на источниках термальных вод построен четырехзвездный Веллнесс-Отель «Югорская Долина». Пользуются спросом поездки на горячие источники. Территория Тюменской области богата источниками термальной минеральной воды.

Следующее направление экологического туризма – спелеотуризм. Кунгурская пещера – одна из самых популярных достопримечательностей Cибири и Урала, является памятником природы всероссийского значения. Пещера находится в Пермском крае. Уникальный геологический памятник – одна из крупнейших карстовых пещер в Европейской части России, седьмая в мире гипсовая пещера по протяжённости [60].

Исходя из вышеизложенного можно отметить, что Урал открыт для экологического туризма благодаря богатейшим природным ресурсам. Потенциал развития экологического туризма на Урале имеет большие перспективы. На Урале заповедники и национальные парки занимают немалую часть территории, также имеются охотничьи и ботанические заказники. Но тем не менее, ситуация с развитием экологического туризма в природоохранных территориях области остается неоднозначной и весьма проблематичной. Среди ключевых проблем, тормозящих развитие экологического туризма в регионе, можно выделить: слабое развитие или отсутствие инфраструктуры экологического туризма, что выражается в строительстве мини-гостиниц и кемпингов, создании оборудованных экологических троп, туристических маршрутов, оборудованных мест для наблюдений за животными и т.д. [56]

Актуальность развития экологического туризма на территории Уральского региона обусловлена спросом на недорогой отдых и необходимостью: повысить уровень социально-экономического развития региона; содействия повышению конкурентоспособности региональных туристских ресурсов; увеличения количества рабочих мест в сфере туристской деятельности; увеличения количества объектов индустрии туризма; популяризации исторических и природных памятников УРФО.