Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsionnyy_kurs_Klassich_Pozdnee_Srednevekovye...doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
1.73 Mб
Скачать

2. Особенности социально-экономического развития пиренейских государств в XI–XIII вв. Город и деревня

Успех Реконкисты и христианской колонизации способствовал хозяйственному подъему в середине XIII в. Отвоевав плодородные земли в южной части Принейского полуострова, испано-христиане получили возможность развития сельского хозяйства на высоком уровне. Здесь получило широкое распространение виноградарство, выращивание олив, шелковицы. От арабов их остались окультуренные земли и ирригационные системы.

Особую роль в экономике пиренейских государств занимало скотоводство, прежде всего, овцеводство. Это было связано с двумя факторами: с завоеванием обширных плоскогорий Центральной Испании и в связи с развитием в Испании и в других странах Западной Европы сукноделия. С ХIII в. испанская шерсть вывозится во Францию, Фландрию, Италию, Англию. Овцеводством занимались не только крестьяне. Крупные стада скота имели светские феодалы, церковь и даже отдельные города. В XII–XIII вв. в целях борьбы с конкурентами (в пользовании пастбищами, перегоне стад) образуют союзы собственников скотаместы. В Кастилии в 1273 г. месты были объединены в общегосударственный «Почетный совет Месты».

В связи с ростом специализации ,постепенно складывались условия для оживления внутренней торговли. Астурия, Галисия, Каталония, Арагон, Старая и Новая Кастилия поставляли скот, кожи, рыбу, соль, сельскохозяйственный инвентарь, южные районы Испании – зерно, масло, вино и т. п.

XIXIII вв. в пиренейских государствах были временем становления и развития городов как центров ремесла и торговли. На Пиренейском полуострове этот процесс имел существенные особенности, во многом связанные с Реконкистой. Значительная часть городов здесь была арабского происхождения. Включение их в состав христианских государств зачастую вызывало разрыв традиционных производственных и торговых отношений с мусульманским миром. Это вызывало миграции ремесленников и торговцев на юг Пиренейского полуострова. Однако, такие города как Толедо, Сарагоса. Валенсия. Севилья, и при христианах оставались важными центрами ремесла и торговли, их продукция (металлоизделия, оружие и упряжь, кожи, ткани) были широко известны на европейских рынках. Города, появившиеся во время Реконкисты, заметно отставали в своем развитии от старых городов. Они, как правило, возникали на базе крепостей, которые строились в зоне военных действий. Среди их жителей преобладали воины, составлявшие гарнизон и не связанные с производством и торговлей. Тем не менее нужды этих воинов в оружии, одежде, продовольствии способствовали развитию ремесла и сельского хозяйства. На рубеже X–XI вв. в таких городах появляются ремесленные мастерские ткачей, бондарей, колесников, кузнецов и т. д. Как и в городах других стран Европы, здесь возникают некоторые элементы самоуправления, складываются правовые обычаи, которые записываются в особые документы – фуэрос. Фуэрос, как правило, провозглашают свободу горожан независимо оттого, как долго они там проживают. В XI–XII вв. население городов быстро растет. Наряду с ремесленными занятиями в экономики городов важную роль играли земледелие и скотоводство. Во многих городах наряду с постоянно действующими или еженедельными рынками проводились ярмарки, доходы от которых шли в королевскую казну.

Для городов на северо-западе Леоно-Кастильского королевства большое значение имела дорога, ведущая из Франции к Сантьяго-де-Компостела – одному из известнейших в Европе монастырей. В монастырь ежегодно стекались сотни паломников. Обслуживание нужд монастыря и паломников стимулировало развитие ремесла, торговли и в конечном итоге – рост городов. Это обстоятельство, а также близость таких крупных городов, как Леон, Овьедо, Бургос, привлекли сюда ремесленников и торговцев из других стран, прежде всего, из Франции. Для приморских городов Каталонии, в первую очередь Барселоны, характерно развитие там дальней торговли и наличие богатого купечества, что сближает их с некоторыми городами Италии и Южной Франции,

На социальное развитие Кастилии, Арагона и Португалии огромное влияние оказала Реконкиста и колонизация. Необходимо учесть, что практически все отвоеванные у арабов земли считались королевской собственностью. Часть этих земель становилась королевским доменом, часть передавалась во владение тем, кто эти земли заселял. В дарственных, так называемых «поселенных грамотах» и фуэрос, короли передавали сельским и городским общинам права на землю и налоговые льготы. Большая часть крестьянства на этих землях была свободной, а их хозяйства достаточно прочными. В свободных деревнях пахотные наделы и угодья принадлежали общине – консехо (так назывались сельские и городские общины, а также органы власти в них). Иной была ситуация в Старой Каталонии и Арагоне, где власть феодальных сеньоров над крестьянами с раннего Средневековья была прочнее, чем на западе полуострова. Здесь большая часть крестьянства оставалась зависимой, и его положение ухудшается. Промежуточное положение между свободными и зависимыми крестьянами в Леоне и Кастилии занимали члены так называемых бегетрий – крестьянских общин. Члены бегетрий несли в пользу сеньора лишь небольшие (как натуральные, гак и денежные) повинности, они могли даже менять сеньора, вести с ним судебные тяжбы. Однако в XIII–XIV вв. повинности членов бегетрий существенно возросли, право на смену сеньора было сильно ограничено и на практике членство в бегетриях превратилось в одну из форм феодальной зависимости.

Наряду с отмеченным, на социальное устройство деревни оказала влияние и длительное господство арабов. В частности сохранялась аренда, по условиям которой лично свободный арендатор выплачивал земельному собственнику часть урожая натурой или денежный взнос. Начиная с XIII в. земли мосарабов интенсивно раздариваются королями светским и церковным феодалам, а их население переходит в разряд зависимых держателей.

Определенным своеобразием отличался социальный строй городов Леоно-Кастильского королевства. Здесь большинство крупных и средних городов были свободными и подчинялись непосредственно короне. Полноправными горожанами считались те, кто обладал недвижимой собственностью независимо от характера занятий и длительности проживания. Зажиточные горожане, как правило, обязаны были приобрести боевого коня и вооружение и служить в конном ополчении. Их за это освобождали от городских и государственных повинностей. Такие горожане, как и кабальеро-вильяно, приравнивали в некоторых отношениях к служилым феодалам (рыцарству). Городские кабальеро также могли занимать высшие муниципальные должности и представлять городскую общину в органах сословного представительства. Непривилегированное полноправное городское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, лиц, которые вели собственное хозяйство в аграрной сфере городской экономики.

Развитие ремесла в испанском городе имело также свои особенности. Большая его часть не знала цеховой организации и развивалась преимущественно по типу «свободного ремесла». С одной стороны, это было связано с тем, что испанские ремесленники (во многом благодаря арабам) были в большей степени связаны с рынком (в том числе с внешним); с другой, поскольку королевская власть и городская элита старались воспрепятствовать организации цехов, видя в них значительную политическую силу. Корпорации ремесленников и торговцев возникали только к XIII в. и то лишь в некоторых отраслях ремесла и преимущественно в Каталонии и Арагоне.

Заметным своеобразием характеризовалась структура господствующего сословия пиренейских государств. В связи с активным участием в Реконкисте различных слоев населения, сословные границы в Леоно-Кастильском королевства долгое время оставались нечеткими. Прослойка мелкого дворянства – идальго – в значительной степени пополнялась выходцами из горожан и даже крестьянства. Идальго, как правило, не были богаты; довольно скудные доходы, получаемые от рент, дополнялись военной добычей и выручкой от продажи скота и шерсти. Рикос-омбрес – наоборот имели обширные земельные владения, значительные денежные доходы и влияние. Высшая знать постоянно вступала в междоусобную борьбу друг с другом; нередко крупные феодалы поднимали мятежи и против королевской власти. Но даже феодальная элита не была замкнута. Так, в Леоно-Кастильском королевстве слой рикос-омбрес пополнялся за счет наиболее богатых или выделившихся на королевской службе идальго. Особую группу внутри господствующего сословия составляли члены духовно-рыцарских орденов, которые сложились во второй половине XII в. по образцу орденов крестоносцев. Членами орденов наряду с духовными лицами были рикос-омбрес и идальго. Главная задача орденов сводилась к борьбе с мусульманами. Ордена располагали значительными вооруженными силами, активно участвовали как в Реконкисте, так и в феодальных войнах.

В Каталонии и Арагоне структура феодального сословия была сложнее. Здесь феодалы разных категорий составляли ряд сословных групп в зависимости от происхождения и способа получения титула и земельных владений. Возможность попасть в состав кабальеро для горожан или свободных крестьян была крайне ограниченной. Арагонская знать и даже дворянство располагали значительно большей, чем в Кастилии, независимостью от короля.