Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsionnyy_kurs_Klassich_Pozdnee_Srednevekovye...doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
1.73 Mб
Скачать

1. Положение церкви и папства в XI в. Церковный раскол

Положение католической церкви в период классического Средневековья было сложным и противоречивым. Это во многом было связано с феодальной раздробленностью, когда ей не приходилось рассчитывать на помощь центральной власти, и духовенство было вынуждено самостоятельно решать свои проблемы. Необходимо отметить, что в этот период церковь выступает за консолидацию феодального мира, за ликвидацию феодальной раздробленности, и это не случайно. Являясь крупнейшим феодальным землевладельцем, церковь рано начинает связываться с рынком (см. особую роль ярмарок, связанных с религиозным праздниками). Она кровно заинтересована в улучшении условий для торговли, а также в защите своей собственности и интересов в борьбе со светскими феодалами. А это возможно лишь при наличии централизованного государства и сильной королевской власти. В тоже время, сильная королевская власть, способная ограничить независимость церкви, закономерно вызывала опасения последней. Отсюда – противоречивость политики церкви и папства по отношению к государству, о чем речь пойдет ниже.

XI в. занимает особое место в истории христианской церкви. Это время, когда в различных сферах ее деятельности отчетливо проявляются кризисные явления. В 1054 г. происходит раскол церкви на римско-католическую и греко-кефалическую или православную. В основе раскола лежало политическое противостояние Рима и Константинополя, притязание пап на власть и в Восточной Римской империи. К этому следует добавить теологические и обрядовые разногласия. Необходимо указать на различное понимание догмата об исхождении Святого духа: католики считали, что Святой дух исходит от Отца и Сына, православные – только от Бога-Отца. В учении о благодати католики исходили из того, что благодать создается деяниями святых, что ее можно заслужить «добрыми делами» перед церковью (в том числе – покупкой индульгенций), православные отвергали эту возможность. Причащение хлебом и вином католики распространяли только на духовенство, православные – на всех верующих. На Западе крестились пятью пальцами, на Востоке – тремя. Богослужение на Западе ведется на латыни, на Востоке – на греческом и на местных языках. На Западе безбрачие было обязательным для всех священнослужителей, у православных – только для монахов. Католическая церковь не допускала выход отдельных лиц из духовного звания, православная – допускала. Первая утверждала монополию духовенства на чтение и толкование священного Писания, вторая – распространяла эту возможность на всех верующих. Католическая церковь не допускала расторжения браков, православная – допускала. На Западе складывается институт кардиналов, на Востоке – нет. Говоря о церковном расколе середины XI в., следует подчеркнуть, в его основе лежали не только церковные разногласия, по сути дела в нем отразилась историко-культурная специфика Западной и Восточной Европы. И это разделение в дальнейшем будет проявляться все отчетливее.

2. Церковь и государство. Клюнийское движение и борьба за инвеституру. Монашеские ордена и их деятельность по укреплению церкви

Реальное положение церкви к началу классического Средневековья осложняется в связи с феодальной раздробленностью. Идет процесс ее обмирщения. Это во многом было вызвано необходимостью в условиях феодальной раздробленности духовенству самому защищать свои интересы (ждать поддержки со стороны слабой королевской власти не приходилось). В данный период нередко королями практикуется назначение на духовные посты светских феодалов. Те, в свою очередь, раздавая земли, окружали себя вассалами, обзаводились военными дружинами и т. п. Отмеченные обстоятельства ставили церковь в зависимое положение от светской власти. Даже папы римские были во многом зависимы от римской аристократии и нередко являлись ее ставленниками. Папы, будучи втянутыми в борьбу различных группировок феодалов, все более теряют свой авторитет перед глазами христиан Европы. Например, в 40-х гг. XI в. одновременно у власти оказались три папы. Император Генрих III, расправившийся с оппозицией в Германии, начал активно вмешиваться в дела пап. В 1046 г. он свергает всех трех пап и садит на папский престол немецкого епископа, всецело зависимого от императора. Это заставляет церковь начать активную борьбу за власть. Задачей номер один в этой борьбе становится задача укрепления престижа и власти пап.

Движение, направленное на сплочение церкви и укрепление власти пап, началось в монастыре Клюни в Бургундии (основан в 910 г.). (О целях, задачах и содержании реформ клюнийцев, включая Гильдебранта, см. в предыдущей лекции, посвященной истории церкви в раннем Средневековье). Германские императоры поначалу поддерживали клюнийцев, надеясь в лице сильной церкви найти верного союзника в деле централизации. Такое положение сохраняется и в период правления императора Генриха III (1039–1056). Однако, к середине XI в. в Клюнийском движении возобладало течение, ставящее более широкие задачи, в частности, подчинение церкви светской власти. Сторонники этого течения утверждали, что церковь должна владычествовать над светской властью «как душа над телом»… Первым ощутимым ударом по императорской власти явился декрет клюнийцев (1059 г.), предусматривающий новый порядок выборов пап при помощи института кардиналов. Другим ударом, нанесенным в том же году, было соглашение между папством и норманнами юга Италии. Союз папы с врагами империи резко усилил первых, сделав их практически независимыми от императора.

Усилению церкви в Германии способствовали также феодальные смуты имевшие место при малолетстве Генриха IV. Однако, с достижением совершеннолетия Генрихом IV (1056-1106), начинается ожесточенная и длительная борьба между императором и папой римским, получившая название борьбы за инвеституру. Инвеститура – акт передачи сеньором феода своему вассалу. Инвеститура в применении к епископам являлась не только передачей земли, но и сопровождалась утверждением в сане, в знак чего епископ получал кольцо и посох. Таким образом, право инвеституры по существу являлось прерогативой императора назначать на высшие духовные должности угодных ему людей. Папа потребовал, чтобы право инвеституры принадлежало только ему. В 1075 г. Гильдебрант, ставший папой Григорием VII (1073–1086), наносит третий удар по императорской власти, утвердив на Латеранском соборе знаменитый декрет об инвеституре. Данным декретом все духовные князья Германии должны были прямо подчиняться папе, а не императору. (Декрет был принят под лозунгом борьбы с симонией).

В ответ на Вормском соборе германские духовные князья под давлением императора объявляют папу Григория VII незаконно избранным. Папа подвергает германского императора анафеме и освобождает всех его подданных от присяги верности. В это время в папской канцелярии создается важнейший документ – «Диктат папы», провозгласивший главенствующую роль, место и задачи папской власти в христианском мире. Здесь, в частности, утверждается, что римская церковь основана самим Богом и уже поэтому непогрешима, в силу чего папа римский является главой христиан всех стран; только папа может назначать на все высшие церковные должности; папе принадлежит высшая законодательная власть в церкви; папа является святым уже по должности, поскольку его власть от Бога; папа обладает правом снимать грехи, объявлять грешником и отлучать от церкви всех, включая светских государей. Таким образом, данным документом делается попытка обосновать претензии папства на господство над светской властью. Оппозиционные императору немецкие феодалы немедленно откликнулись на призыв папы отказаться от присяги императору. Не имея прочной социальной опоры, Генрих IV идет на уступки. В самом начале 1077 г. тайно для всех с семьей и небольшой свитой он отправляется в Италию к замку Каносса, где в это время находился папа Григорий. Летописец в весьма чувственных красках описывает визит германского императора: «один, в одежде кающегося грешника, пешком прибыл император в Каноссу, где три дня и три ночи простоял босой, в одной рубахе в снегу, на жестоком морозе под воротами каносского замка, прежде чем папа смилостивился над ним и впустил его к себе…». Хотя сообщение летописца страдает сильным преувеличением, действительно поход в Каноссу германского императора явился бесспорной, хотя и временной, его капитуляцией в борьбе с папой. После непростых переговоров папа простил Генриха, после чего последний возвращается в Германию и расправляется с оппозиционными феодалами. Борьба за инвеституру продолжалась еще многие годы.

В 1084 г. Генрих IV даже предпринимает военный поход в Италию, стремясь с опорой на противников папы отстранить последнего от власти. Осуществить намеченное помешали союзники папы сицилийские норманны, вынудившие немцев вернуться восвояси. Противостояние пап и императоров продолжается и при преемниках Григория VII и Генриха IV – Урбане II и Генрихе V. Борьба за инвеституру завершилась в 1122 году принятием так называемого Вормского конкордата. Документ символизировал определенный компромисс в решении вопроса об инвеституре. Духовная инвеститура была отделена от светской. Возведение в епископский сан, с вручением посоха – знака епископского отличия, становилось прерогативой папы, а император вручал епископу скипетр – символ власти над землями, связанными с епископским званием. В целом же борьба за инвеституру закончилась неудачей для светской власти. Она фактически теряла контроль над церковными доходами. В Германии, кроме того, с усилением церкви и папства наблюдается ослабление императорской власти и усиление оппозиционных князей, что в последующие столетия предопределит территориальную и политическую разобщенность страны.

Борьба между духовной и светской властями будет продолжаться и в последующие столетия. Яркие тому примеры – Англия середины XII и Франция начала XIV вв. (см. разделы лекций по истории Англии и Франции, посвященные противостоянию между Генрихом II Плантагенетом и главой английской церкви Фомой Беккетом; королем Франции Филиппом IV Красивым и папой Бонифацием VIII).

После решений Латеранского собора (1059 г.) и Вормского конкордата (1122 г.) в Западной Европе идет процесс возвышения папства, чему способствовали следующие причины:

– феодальная раздробленность, обусловившая слабость европейских монархов – противников пап;

– хорошая материальная база папства и церкви;

– укрепление самой церкви в результате григорианских реформ;

– крестовые походы, инициатором которых было папство;

– монополия церкви в сфере идеологии и образования, создающая большие возможности влиять на сознание людей.

Наибольшего могущества католическая церковь и папство достигают во время понтификата Иннокентия III (1198–1216).

Большую роль в укреплении престижа церкви и власти пап играли монастыри и монашеские ордена. О роли монастырей в период раннего Средневековья, как передатчиках античного культурного наследия, центрах образования и т. п., уже говорилось. И в период классического Средневековья эти функции монастырей сохраняются. Монашество, ближе находившиеся к простому народу, способствовало укреплению католической церкви, внедряя в сознание людей христианскую идеологию (см. деятельность монахов-клюнийцев). Во время клюнийской реформы создаются объединения монастырей, подчиненные единому центру – так называемые монашеские ордена. В конце XI в. во Франции возникает «Орден цистерцианцев» (по названию монастыря Цистерциум в Бургундии). Орден отличался суровым уставом и строжайшей дисциплиной. Виднейшим представителем ордена был Бернар Клервосский (более подробно о его деятельности пойдет речь в лекции, посвященной культуре классического и позднего Средневековья). В XII в. появятся «Орден премонстрантов» и «Картезианский орден». Главной целью этих орденов было служение примером в следовании библейским заповедям. Во время крестовых походов возникли и активно действовали полувоенные – полумонашеские организации – духовно-рыцарские ордена (см. о них в лекции «Крестовые походы»). В это же время начинают возникать так называемые нищенствующие ордена (францисканцы, доминиканцы, августинцы, кармелиты и др.) – новый тип монашеской организации, ориентированной на жизнь ее членов – братьев вне монастыря, в миру. Создание этих орденов явилось реакцией церкви на изменившиеся условия в Европе. Дело в том, что старые монастыри, связанные с сельским населением, были не в состоянии активно контактировать с населением появляющихся и быстро растущих городов. Эта роль теперь отводится так называемым странствующим или нищенствующим монахам. Эти монахи не имели ни постоянной обители, ни собственности. Они должны были жить в гуще народа, проповедовать, переходя из города в город. Братья-монахи нищенствующих орденов, кроме того, специализировались на той или иной стезе. Основной задачей, например, «Ордена францисканцев» являлась не только задача служить образцом праведного образа жизни (образцом здесь служил сам основатель ордена Франциск Ассизский (1182–1226) – бывший богатый купец, отказавшийся от всего, чтобы следовать Христу), но и религиозное просвещение и воспитание населения в духе братской любви, равенства, братства. Главной задачей «Ордена доминиканцев» (основатель Доминик Гусман (1170–1224) являлась борьба с ересями в разных формах: от проповедей и диспутов, до сыска и передачи еретиков в руки инквизиторам.