Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
печать2 47стр.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
125.08 Кб
Скачать

Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы (л. И. Анцыферова) Психология развития. Хрестоматия. - сПб, 2001

За последние десятилетия в ряде стран мира значительно уве­личилась продолжительность жизни человека, многие достигают возраста 90 и более лет. В результате этого поздний возраст челове­ка представляется психологу уже не как короткий и тягостный отрезок жизни больных и беспомощных людей, но как значитель­ный по своей продолжительности и социально-психологической значимости период индивидуального пути личностей, не желаю­щих существовать на «обочине» жизни.

В настоящее время большинство людей нелегко переживают приближение 60 — 65 лет

Старость — это быстрая, но не замечаемая самим субъектом утомляемость. Она отрицательно сказывается на качестве работы, приводит к ошибкам, которые индивид с изумлением обнаружи­вает позже. Когда Скиннер раздумывал над проблемой утомляе­мости в позднем возрасте, ему попались отчеты об обнаруженных в Гарвардской библиотеке документах, относящихся к концу второй мировой войны. Среди них оказался весьма любопытный для психологов документ. В нем содержался приказ Гитлера, адресо­ванный нескольким оставшимся в Германии ученым. Они долж­ны были выяснить, почему умные и компетентные люди прини­мают плохие, неверные решения. Ученые ответили, что основной причиной явилось сильнейшее умственное утомление, и перечис­лили его признаки. После этого Гитлер издал приказ: любого офи­цера с подобными признаками немедленно направлять на отдых. Многие из выделенных признаков психолог обнаружил и у себя, дополнив список индивидуальными наблюдениями (ошибки в письме, при игре на пианино, чертыхание, склонность порицать других за допущенные в делах промахи, тенденция работать зна­чительно дольше, чем обычно, и т.д.). Восприятие этих призна­ков индивидом, которому известно их значение, позволяет чело­веку вовремя прервать свою деятельность, расслабиться, чтобы затем снова работать продуктивно.

Конечно, все компенсирующие стратегии не могут предотвра­тить наступление периода дряхлой старости, когда человеку уже трудно обойтись без помощи других. Для некоторых стариков одна из самых тяжелых ситуаций в жизни — это переселение в дом пре­старелых.

Выделили два личностных типа, отличающиеся друг от друга уровнем активности, стратегиями совпадения с трудностями, отношени­ем к миру и себе, удовлетворенностью жизнью.

Представители первого типа мужественно, без особых эмоцио­нальных нарушений переживают уход на пенсию. А между тем это событие психологи считают одним из трех предикторов скорой гибели людей пожилого возраста. Вторым предиктором является смерть одного из супругов, проживших вместе долгую жизнь. Тре­тий предиктор — это переселение старых людей в дом престаре­лых, особенно если перемещение на новое местожительство про­исходит помимо воли индивида

В то же время психологи выявили второй тип людей, вышед­ших на пенсию. В постпенсионный период у них развивается пас­сивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, су­жается круг их интересов и снижаются показатели тестов интел­лекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чув­ство ненужности. Эта драматическая ситуация — типичный при­мер потери личностной идентичности и неспособности человека построить новую систему идентификаций. Почему же эти люди так тяжело переживают свой поздний возраст, не борются за себя, погружаются в прошлое и, будучи физически здоровыми, быстро дряхлеют? Причин такой неблагополучной старости много. Мож­но предположить, что их привычные жизненные стратегии не включали приемов активного совладения с трудностями. Неспо­собность контролировать окружающие события обусловила вос­приятие жизненного мира лишь как источник непреодолимых трудностей и неприятностей. Но есть еще один мощный — соци­альный — фактор, негативно влияющий на жизнь людей в позднем возрасте. Это широко распространенный в современном обществе стереотип «старости», «стариков, бредущих по "обочине" жизни».

В периоды, предшествующие глубокой старости, представители постпенсионного возраста тяготеют к активной социальной жиз­ни, стремятся поддерживать и расширять круг своих интересов, (заботятся о поддержании межличностных связей. Они хотят и могут быть полезными обществу. В наши дни «новые старики» борются за свои права, твердо противостоят устаревшим социальным стереоти­пам. Длительную старческую жизнь они своими усилиями стремятся превратить в «долгую теплую осень». В то же время некоторая часть старых людей, выйдя в отставку, начинает жить бесцветной и пас­сивной жизнью. Можно предполагать, что и в период старости они продолжают пользоваться привычной для них техникой жизни — смиряться с негативными ситуациями, не пытаясь их изменить. Для таких людей старость — это прозябание, жизнь в «условиях суровой зимы». Дело психологов — детально исследовать поздний период жизни людей и помочь им сделать его респектабельным этапом, укрепляющим в обществе высшие ценности.