Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 8.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
99.84 Кб
Скачать

Глава 8 • Больше знать об исламе

Почему же сегодня репутация ислама стала совершенно иной? В XIII в. на Ближний Восток вторглись страшные монгольские орды, завоевавшие Багдад и большую часть исламской империи. Однако удержать завоеванные ими земли они не смогли и через некоторое время были вытеснены из Ближнего Востока турками. В Османской г-одперии стремление к творческой интерпретации Корана постепен--эо сошло на нет. Чтобы справляться с управлением огромным госу­дарством, султанам требовалось только одно: полное подчинение гозданных и соблюдение ими исламских традиций.

В наши дни большинство мусульман согласны с тем, что даже ос­новным положениям ислама можно давать новое истолкование7. ^эостные споры вызывает другой вопрос: как далеко позволительно заходить в разъяснении смысла тех или иных положений? Некото­рые богословы призывают возродить метод иджтихада, прежде всего грименительно ко всему тому, что относится к роли женщины, учас­тию в глобальной экономике, отношениям с немусульманами и опре­делению того, каким должно быть мусульманское государство8. Хотя многие из реформаторов весьма критически относятся к Западу, тем не менее консерваторы нередко обвиняют их в том, что, действуя в интересах западных держав, они выхолащивают и даже разрушают подлинный дух ислама. Поскольку у суннитов отсутствует церковная иерархия, часто раздающиеся голословные утверждения о богохуль­стве порождают споры, которые редко находят свое разрешение.

Кровавые сражения с мусульманами в период Средневековья оста­вили глубокий след в памяти христианской Европы. Устоявшееся на старом континенте подозрительное отношение к исламу передалось Новому Свету. Большинству американцев он кажется чуждым, в ка­кой-то степени мистическим вероисповеданием, не укладывающимся в рамки иудейских и христианских традиций. В 60-е гг. в Соединен­ных Штатах действовала организация «Исламская нация», которая своими претензиями на роль лидера и злой сепаратистской ритори­кой приобрела дурную славу.

Многие американцы были шокированы, когда такие прославлен­ные спортсмены, как Кассиус Клей (Мухаммед Али) и Льюис Алкин-дор (Карим Абдул-Джаббар), которыми все восхищались и которых любили, внезапно перешли в исламскую веру и, демонстративно отказавшись от «рабских имен», взяли себе другие, чисто африкан­ские или исламские. Всеобщее замешательство породило вызыва­ющее высказывание Мухаммеда Али: «Я тоже Америка, — заявил

145

Часть II • Крест, полумесяц и звезда

он. — Я та ее часть, которую вы отказываетесь признавать. Но вам придется привыкнуть ко мне. Да, я черный, самоуверенный и де­рзкий. У меня собственное имя, и оно не такое, какое дается при , рождении белым американцам. У меня своя религия, и это не та религия, которую исповедуете вы. У меня свои собственные цели в жизни, и они только мои. И вам придется привыкнуть ко мне та­кому, каков я есть»9.

На международном уровне беспокойство относительно ислама пе­риодически усиливалось то в связи с нефтяным эмбарго, то с враж­дебными проповедями иранских аятолл, то, наконец, с актами тер­рора. Тем не менее все это не мешает Соединенным Штатам иметь самые дружеские отношения с большинством мусульманских стран. С самого начала в своей внешней политики США исходили из кате­горического отрицания самой возможности враждебных отношений между различными культурами.

Во время первого срока своего пребывания на посту президента Билл Клинтон, выступая в парламенте Иордании, в частности, за­явил: «Некоторые настаивают на том, что между Соединенными Шта­тами и странами Ближнего Востока якобы существуют непреодоли­мые препятствия религиозного и не только религиозного характера. Утверждается, что наши убеждения и культуры неизбежно сойдутся в схватке. Я не могу согласиться с подобными утверждениями. С точ­ки зрения Америки, нет никаких объективных причин для того, что­бы наши цивилизации вступили в противоречия»10.

Администрация Клинтона неоднократно подчеркивала данный те­зис, поскольку все мы очень хотим, чтобы арабы и мусульмане в це­лом реально подходили к будущему и не смотрели на мир как на аре­ну религиозного соперничества. Хотелось бы надеяться, что и аме­риканцы также преодолеют устаревшие предрассудки относительно ислама. Мы совершенно искренне считаем терроризм аномальным отклонением от правильного пути. Как подлинное христианство не имеет ничего общего с фанатизмом ку-клукс-клана, точно так же тер­роризм нельзя считать порождением ислама. Нельзя огульно очер­нить миллиард триста миллионов мусульман только за то, что какая-то крошечная кучка их единоверцев совершает преступления. В Кора­не четко сказано, что нельзя лишать жизни хотя бы одного невинного. Его убийство даже приравнивается к убийству всего человечества.

Тем не менее находятся люди, изображающие ислам как «безнрав­ственную» и «порочную» религию, называя пророка Мухаммеда «тер-

146