Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРАВОО Леонова.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
25.12.2018
Размер:
721.41 Кб
Скачать

§ 5. Естественное право: формы и источники

10-

Второе. Применительно к естественному праву необходимо проводить четкое различие между'формами и источниками права, с одной стороны, и первичными и вторичными источниками есте­ственного права, с другой.

Независимо от того, исследуется ли естественное право в объ­ективном смысле как реально существующее, независимо от воли отдельных лиц или государственной воли явление или же оно рассматривается в субъективном плане как совокупность фунда­ментальных, неотъемлемых, принадлежащих с момента конкрет­ному лицу (лицам) прав (право на жизнь, на продолжение рода, право на достоинство личности и др.) у него достаточно четко вы­деляются как формы, так и источники.

В качестве источников естественного права выступает, по справедливому замечанию А. И. Козулина, «все то, что порождает и обеспечивает реальность прав» . Источники естественного пра­ва - это «факторы творящие права» .

В зависимости от характера и значимости для объективного и субъективного естественного права все источники этого права подразделяются на первичные и вторичные.

К первичным источникам естественного права следует отне­сти, как представляется, материальные условия жизни отдельных людей и всего человеческого сообщества (материальный источник), а также саму жизнедеятельность человека в окружающей матери­альной среде как разумного существа (биологический источник) .

Что касается вторичных источников, то в качестве таковых вполне логично и целесообразно рассматривать окружающую че­ловека социальную среду (социальный источник), в исторических пределах которой он рождается, живет и развивается.

Классификация источников естественного права позволяет, помимо всего прочего, дифференцированно, а, следовательно, бо­лее глубоко и обстоятельно подходить к исследованию различных сторон объективного и субъективного естественного права, выде­ляя в нем, соответственно, как первичные, так и вторичные есте­ственные права .

1 Козулин А. И. Об источниках прав человека. «Государство и право».

1994. № 2. С. 145.

2

Михайловский И. В. Очерки философии.

См.: Рассказов Л. П., Упоров И. В. Естественные права человека. С. 16. 4 Там же. С. 16-17.

Глава 1. Общая теория источников права

В качестве первичных «наиболее значимых прав» при этом выделяются такие естественные права, как право на жизнь, права на свободу, на достоинство личности, на личную неприкосновен­ность и др.

Особенность вторичных прав заключается в том, что они либо исходят из основных, первичных прав либо выступают как их со­ставные части. Так, в качестве составных частей первичного, ос­новополагающего права, как право на свободу выступают права на свободу передвижения, свободу мысли, общения, и др.

Производными, а, следовательно, второстепенными по отно­шению к праву на жизнь являются такие права, как право на ох­рану здоровья, на благоприятную окружающую среду и др. В отношении права на жизнь в научной литературе вполне ре­зонно отмечается, что это право находится «на вершине естест­венно-правовой пирамиды» уже в силу одного^ того, что «при ли­шении жизни все другие права теряют смысл» .

Правда, следует заметить, что право на жизнь как таковое, как право, как это не звучит парадоксально, еще в XIX в. в лице Геге­ля подвергалось сомнению. Когда юристы говорят, писал вели­кий философ, «о праве, которое лицо имеет на свою жизнь, то это - противоречие, ибо это означало бы, что лицо имеет право на себя. Но этого права оно не имеет, так как оно не стоит над собой и не может себя судить». Если Геракл, пояснял автор, сжег себя, если Брут бросился на свой меч, то «это поведение героя по отношению к своей личности; однако, когда вопрос ста­вится о простом праве убить себя, то в этом должно быть отказано и героям» .

Наряду с подразделением источников естественного права на первичные и вторичные, в научной литературе традиционно их классифицируют по аналогии с источниками позитивного права на материальные источники - «факторы, творящие содержание права» и на формальные источники - «факторы, сообщающие этому содержанию, безусловно-обязательный, характер» .

Материальные источники, в свою очередь делятся на объек­тивные и субъективные источники - «факторы».

Объективные источники - «факторы» включают в себя, как замечал И. В. Михайловский, «данную социальную среду со всеми ее местными и временными условиями». Имеется в виду «гео­графическое положение страны, ее естественные богатства, кли­мат, почва», «характер народа, расовые особенности, его истори­ческие традиции» и т. д.

В качестве субъективных источников - «факторов» автор рас-- сматривает все то, что отно'сится к человеческому сознанию, «для которого объективные факторы доставляют материал». Этот ма­териал, пояснял автор, «преломляется в психике человека, пробу­ждает в ней различные дремлющие потенции, влияет на появле­ние и развитие правового чувства» .

Говоря о формах естественного права, т. е. об организацион­ных и иных средствах его внутреннего выражения, следует, как представляется, исходить, прежде всего, из того, что естественное право по своей природе и характеру, в отличие от позитивного права - это в основе своей никак не объективированное и фор­мально не организованное право. Составляющие его содержание принципы, требования, идеи и другие им подобные естествен­но-правовые компоненты отнюдь не выступают, в каком бы то ни было упорядоченном, систематизированном, формально ор­ганизованном виде. Каждый из них, равно как и формирующие субъективное естественное право права, проявляются с момента своего зарождения, каковым фактически является момент его осознания человеком и «освоения», как относительно самостоя: тельное, самодостаточное, далеко не всегда связанное с другими аналогичными компонентами естественного права, явление. Ос­новной формой их осуществления изначально является устная, в организационном отношении неупорядоченная, «стихийная» или «полустихийная» форма.

Третье. Упорядоченный, формально-организованный харак­тер естественное право как объективное и вместе с тем как субъ­ективное явление приобретает лишь тогда, когда оно соотносится с другими, находящимися за его пределами внутренне организо­ванными явлениями и в первую очередь с позитивным правом.

Фактически отождествляя естественное право с моралью и подчеркивая, что между правом (позитивным) и моралью «не порывается и не должна порываться живая связь», И. А. Ильин писал в связи с этим, что «правильное соотношение между ними существует тогда, когда право, не выходя из своих пределов, согласуется по существу с требованиями морали и является для нее подготовительной ступенью и поддержкою; а мораль, со своей стороны, служа для права высшим мерилом и руководителем, придает правовым велениям то глубокое значение и ту обязатель­ную силу, которая присуща нормам морали»

Это бывает тогда, резюмировал автор, когда право, «с одной стороны, предписывает людям такое внешнее поведение, которое может быть одобрено и совестью», когда оно «с другой стороны, воспрещает людям те внешние уступки, которых и совесть не одобряет» и когда, наконец, «право, не разрешая людям никаких нравственно предосудительных деяний, устанавливает в людских отношениях справедливый порядок» .

Аналогичные идеи о взаимосвязи и взаимодействии естест­венного права с позитивным правом и реализации положений и требований естественного прав не иначе, как через позитивное право, путем их закрепления в позитивном праве высказывались и другими авторами.

В частности, И. В. Михайловский писал, пытаясь обосновать свою мысль о том, что основным источником права, «основным правотворящим фактором должна быть признана абсолютная идея права с ее определениями (естественное право)», что «все содержание положительного права представляет собою главным образом развитие начал естественного права; с другой стороны безусловная обязательность положительного права также, в кон­це концов, коренится в естественном праве» . Основные начала естественного права, подытоживал автор, «реализуются в виде положительного права в каждой данной исторической среде сооб­разно условиям места и времени посредством сознательной дея­тельности людей, с одной стороны, и объективных данных этой среды, с другой» .

0 «реализации» естественного права путем его закрепления в положительном праве довольно много говорили и писали не только отечественные, но и зарубежные авторы.

Много усилий теоретиков и практиков было затрачено, в част­ности, на то, чтобы доказать «естественно-правовой характер Кон­ституции США. «Доктрина естественного права, - по мнению не в пе­риод подготовки и принятия Конституции и Билля о правах» .

Данное утверждение базируется в основном на решении Верховного Суда США, признавшего много лет спустя после принятия Конституции, что эта доктрина «действительно была весьма влиятельной» и что, по крайней мере, «первые восемь поправок к инкорпорировали в себя. некоторые принципы ес­тественного права» .

Мы не должны забывать, писал в начале XX в. известный аме­риканский юрист Р. Паунд, что «теория естественного права легла в основу, теории нашего Билля о правах» и что современное кон­ституционное право США «вбирает в себя довольно много поло­жений, составляющих суть и содержание естественного права» .

В настоящее время американские теоретики и практики пыта­ются подвести под доктрину естественного права не только кон­ституционное, материальное и позитивное по своей природе и характеру право, но и процессуальное право.

В этом смысле весьма распространенными в американской юридической литературе являются суждения относительно того, что «концепция юридического процесса, в широком смысле», ба­зирующаяся на принципах естественного права, нашла свое во­площение в пятой и четырнадцатой поправке к Конституции США . Пятая поправка гласит, что «ни одно лицо.не должно при­влекаться за преступление, караемое смертью, либо за иное позо­рящее преступление иначе как по предоставлению или обвини­тельному заключению большого жюри» . Согласно четырнадца­той поправке к Конституции «все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах и подчиненные их юрисдикции, являются гражданами Соединенных Штатов и того штата, где они проживают». И далее: «ни один из штатов не дол­жен издавать или применять законы, которые ограничивают при­вилегии и льготы граждан Соединенных Штатов; и не может ка­кой-либо штат лишать какое-либо лицо жизни, свободы и собст­венности без . надлежащей правовой процедуры; не может

12