Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
хрест6.doc
Скачиваний:
125
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Устройство Земщины, территории не вошедшей в опричнину

Государьство же свое Московское, воинство и суд и управу и всякие дела земские, приказал ведати и делати бояром своим, которым велел быти в земских: князю Ивану Дмигреевичю Белскому, князю Ивану Федоровичи) Мстиславскому и всем бояром; а конюшему и дворетцкому и казначеем и дьяком и всем приказным людем велел быти по своим приказом и управу по старине, а о болших делех приходити к бояром; а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и бояром о тех делех приходити ко государю, и государь з бояры тем делом управу велит чинити.

Взятие особого налога с Земщины «на подъем» царя

За подъем же свой приговорил царь и великий князь взяти из земского сто тысячь рублев; а которые бояре и воеводы и приказные люди дошли за государьские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взяти государю на себя. Архиепископы же и епископы и архимандриты и игумены и весь освященный собор, да бояре и приказные люди то все положили на государьской воле.

Начало опричных казней

Тоя же зимы, февраля месяца, повеле царь и великий князь казнити смертною казнью за великие их изменные дела боярина князя Олександра Борисовича Горбатово да сына его князя Петра, да околничево Петра Петрова сына Головина, да князя Ивана княже Иванова сына Сухово-Кашина, да князя Дмитрея хняже Ондреева сына Шевырева. Бояр же князя Ивана Курахина, князя Дмитрия Немово повеле в черньцы постричи. А дворяне и дети боярские, которые дошли до государьские опалы, и на тех опалу свою клал и животы их имал на себя; а иных сослал в вотчину свою в Казань на житье з женами и з детми.

Полное собрание русских летописей.

(Из Никоновской летописи)

Мария Темрюковна – вторая жена Ивана Грозного, дочь кабардинского князя.

Опричнина от слова «оприч» (то есть «кроме»). Опричнина значит особая часть. Раньше так назывался пожизненный удел великокняжеской вдовы. Называя так свой «удел», Иван Грозный юродствует, показывает, что он такой же несчастный, как вдова.

Опричных стрельцов стали называть стремянные. Они в конном строю сопровождали царя, как личная охрана, носили малиновые кафтаны.

То есть царь взял с других городов себе кормленичий откуп – налог, который ранее после отмены наместничеств оставался местным служилым людям для снаряжения на службу бедных из них и выплаты наград тем, кто выводит больше воинов-холопов, чем должен.

Окраина Московского посада, откуда начиналось поле.

Хрестоматия по истории России. М., 2004. С.125-130.

Н.И. Костомаров об опричных погромах Ивана Грозного На пути из Александровской Слободы к Новгороду…

Иван стоял под Тверью пять дней. Сначала ограбили всех духовных, начиная с епископа. Простые жители думали, что тем дело и кончится, но через два дня по царскому приказанию опричники бросились в город, бегали по домам, ломали всякую домашнюю утварь, рубили ворота, двери, окна, забирали всякие домашние запасы и купеческие товары: воск, лен, кожи и пр., свозили в кучи, сжигали, а потом удалились. Жители опять начали думать, что этим дело кончится, что, истребивши их достояние, им, по крайней мере, оставят жизнь, как вдруг опричники опять врываются в город и начинают бить кого ни попало: мужчин, женщин, младенцев, иных жгут огнем, других рвут клещами, тащат и бросают тела убитых в Волгу.

Сам Иван собирает пленных иностранцев, которые содержались в тюрьмах, а частью помещены были в домах. Их тащат на берег Волги, в присутствии царя рассекают на части и бросают под лед.

Из Твери уехал царь в Торжок; и там повторялось то же, что делалось в Твери. В памятник Ивана зписано убитых там православных христиан 1490 человек.

Из Торжка Иван шел на Вышний Волочек, Валдай, Яжелбицы. По обе стороны от дороги опричники разбегались по деревням, убивали людей и разоряли их достояние.