Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТЕМА 4международная торговля в системе междунар...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
105.47 Кб
Скачать

Проблемы присоединения России к вто

В настоящее время Россия, имея статус наблюдателя ВТО, стремится стать полноправным членом этой организации. Не являясь членом ВТО, страна ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рын­ки теряет 1,5 млрд долл.

Россия в 1993 г. впервые обратилась в ГАТТ с просьбой о присоединении. Год спустя, в 1994 г., Правительство РФ пе­редало странам-участницам Меморандум о внешнеторговом режиме России. На его обсуждение было потрачено 4 года. С особой тщательностью изучалось российское законодатель­ство, регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные с ней отрасли хозяйства. В результате достигнуто согласие участ­ников ВТО перейти к следующему этапу переговорного про­цесса.

Столь затянувшаяся начальная фаза присоединения впол­не объяснима. Сказались непоследовательность проводимого реформистского курса, отставание законодательной базы реформ, частое изменение таможенно-тарифной системы, внутриполитическая нестабильность. К тому же начало про­цесса присоединения России совпало по времени с преобра­зованием ГАТТ во ВТО. Одним из следствий этого стало рез­кое ужесточение требований, предъявляемым к странам-кан­дидатам на вхождение во ВТО. И все же Россия сумела пройти треть пути к вступлению во ВТО, что само по себе немало. Дав согласие на двусторонние переговоры с Российской Фе­дерацией в рамках ВТО, ведущие страны Запада тем самым признали де-факто переход России в новое качество — из страны с автаркической экономикой в государство с доста­точно открытой внешнему миру рыночной системой хозяй­ства. Более конкретно это значит, что торговый режим Рос­сии и ее экономическая система в целом ныне сопоставимы с обязательствами ВТО. С этим фактом вынуждены считаться государства — члены ВТО. Свершившаяся акция — своеоб­разный промежуточный итог внутриполитической борьбы внут­ри страны между сторонниками участия во ВТО и теми, кто считает, что подобные меры могут подорвать конкурентос­пособность и без того ослабленной отечественной экономики настоящее время предпочтение отдано курсу на активное включение России в мировое хозяйство.

Сейчас идет стадия сложных переговоров с каждым и торговых партнеров. Российскому правительству предстоит отстаивать свою позицию по мерам защиты отечественного рынка и доступа на рынки партнеров по более чем десяти тысячам наименований промышленных, а также сельскохо­зяйственных товаров. Конкретные предложения на этот счет переданы во ВТО. Впереди и третий, наиболее трудный этап переговоров по выработке взаимных обязательств в области торговли услугами. И лишь по завершении всех трех стадий переговорного процесса может быть подписан общий прото­кол ВТО о присоединении (со списками согласованных та­рифных уступок по торговле промышленными и сельскохо­зяйственными товарами и обязательств по торговле услуга­ми). Протокол должен быть одобрен Генеральным советом ВТО. Принятые обязательства распространяются на все страны — члены ВТО на основе режима наибольшего благоприятство­вания. Такова в общих чертах техническая сторона дела. Но за процедурной схемой скрывается огромный масштаб про­блем, которые предстоит решать России. Присоединение Рос­сии к ВТО затрагивает предприятия отечественной промыш­ленности. Во-первых, потому, что регулирование мировой тор­говли промышленными товарами — наиболее развитая, тща­тельно отработанная, проверенная полувековым опытом сис­тема. Во-вторых, потому, что промышленные предприятия России более, чем все другие предпринимательские струк­туры страны, связаны с мировым рынком и испытывают на себе его воздействие. Одни из них, прежде всего предприя­тия топливно-энергетического комплекса, ряда сырьевых от­раслей, глубоко вовлечены в международное разделение труда. Другие широко используют импорт недостающих ви­дов сырья — материалов, оборудования, комплектующих. Тре­тьи ориентируются на импорт иностранных инвестиций и но­вых технологий. Четвертые — и таких большое число, осо­бенно в машиностроении, производстве потребительских то­варов, — испытывают острую иностранную конкуренцию на внутреннем рынке.

Отечественная промышленность — это комплекс отрас­лей, работающих в жестких условиях рынка, чье состояние и развитие прямо или косвенно зависят уже не только от внутренней среды, но и от внешней, а следовательно, и от условий вхождения в мировую торговую систему. Процесс адаптации предприятий к нормам ВТО не будет легким. Мно­гие из них все еще находятся в состоянии упадка либо деп­рессии. Конкуренция на внутреннем рынке сильно деформи­рована сохраняющейся в ряде отраслей монополией мощных финансово-промышленных групп, крупных государственных и полугосударственных предприятий. И главное, промышлен­ность находится в преддверии радикальной структурной пе­рестройки. Отсюда, казалось бы, самый простой путь — отго­родиться хотя бы на время от внешней конкуренции. Но это означает перевод значительной части промышленности на импортозамещающий путь развития. Сторонники этой точки зрения обычно ссылаются на опыт развивающихся стран, а также Японии первых послевоенные десятилетий.

Стратегии импортозамещения и самообеспеченности про­мышленными товарами придерживались отнюдь не все раз­вивающиеся страны, а лишь группа государств в период их индустриализации (преимущественно страны Латинской Аме­рики, Индия, Пакистан и др.). Другая же группа стран (прежде всего Юго-Восточной Азии, а затем и Китай) избрала экспортоориентированную модель развития, рассчитанную на активное включение в международное промышленное раз­деление труда.

Сравнительный анализ итогов экономического развития, проведенный международными организациями, а также оте­чественными специалистами, показывает: страны второй груп­пы значительно опередили по темпам индустриализации все другие развивающиеся страны и в сравнительно короткие сроки достигли уровня промышленно развитых государств. Что касается Японии, то модель ее "экономического чуда" заключалась в проведении отнюдь не тотальной, как приня­то считать, а строго селективной протекционистской политики при одновременной широкой ориентации на развитее эффективных экспортных производств. Японский рынок с самого начала был свободен для импорта не только топливно, сырьевых ресурсов, что естественно для этой страны, но и новых технологий, ноу-хау, патентов-лицензий, особенно в производстве наукоемких изделий, пока страна не создав собственную фундаментальную и прикладную науку. После­днюю четверть века Япония придерживается стратегии пере­довых рубежей. Суть ее — в создании на базе собственных и частично импортных новых и новейших технологий высоко­конкурентоспособных отраслей, работающих на внутренние и зарубежные рынки. Сравнительно закрытый от внешней экспансии японский рынок объясняется не только протек­ционистскими барьерами, но и более высоким по сравнению с международным уровнем качества японских товаров, про­даваемых в собственной стране.

Применительно к российскому выбору промышленной стратегии речь идет отнюдь не о перенесении зарубежного опыта, так как слишком велика специфика самой России. Обращаясь к мировому опыту последней половины XX столе­тия, важно понять главное — время промышленных страте­гий "самообеспечения любой ценой" давно миновало. Ныне практически не осталось стран, которые бы не стремились всеми силами и средствами к расширению своего присутствия на мировом рынке, завоеванию соответствующих ниш в меж­дународном разделении труда. Это превратилось в одно из важнейших условий выживания нации, обеспечения нацио­нальных интересов и безопасности любой страны.

Россия приступила к переговорам по уступкам в области торговли промышленными товарами, разделив их на три груп­пы К первой отнесены товары (13—15% от общего числа), для которых связывание тарифов исключено. Очевидно, это продукция военных отраслей, не подпадающая под регламен­тацию ВТО. Но в эту же группу включены и товары, произ­водство которых требует действенной поддержки государства в долгосрочной перспективе. Вторую группу образуют товары (около 35%), по которым предлагается связывание тарифов на более высоком по сравнению с текущими ставками уровне. Это чувствительные к импорту товары, производство кото­рых требует поддержки государства. Именно здесь развора­чивается основная торгово-политическая борьба с нашими партнерами по переговорам. Третью группу образуют осталь­ные товары (около 50%), по которым связывание тарифов предполагается на уровне текущих ставок таможенного та­рифа. Это малочувствительные к импорту товары, производ­ство которых, тем не менее, нуждается в поддержке госу­дарства.

Переданные российской стороной предложения исходят из значительно более высокого уровня таможенной защиты, Чем существует сегодня и чем это следует из правительственного проекта промышленной политики. И хотя при любом торге более высокий запрос — дело обычное, в данном случае его уровень намного превосходит реальные потребности промышленности в таможенной защите. Предполагается, что сниже­ние ставок российского таможенного тарифа будет происхо­дить двумя этапами. Первый — через 4—7 лет, в течение которых будут реформироваться отрасли со сравнительно низкой капиталоемкостью, второй — за пределами 10-летне­го периода, необходимого для структурной перестройки всей экономики. Однако такого рода расчеты не укладываются в нормы ВТО относительно сроков переходного периода и, ви­димо, потребуют серьезной корректировки.

Строго дифференцированный подход к оценке конкурентоспособности каждого товара необходим и потому, что протекционистская защита от импорта далеко не огра­ничивается мерами таможенной политики. Существует боль­шой арсенал других, часто более эффективных средств тор­говой защиты — количественные ограничения импорта, суб­сидии и компенсационные меры, антидемпинговые пошли­ны, технические и другие барьеры. Использование всех этих мер строго регламентируется правилами ВТО, десятками его многосторонних соглашений. Однако умелое и своевременное использование этих средств применительно к конкретному товару возможно лишь при наличии постоянною штата, вы­сококвалифицированных специалистов, способных не только отслеживать ситуацию на конкретных российском и международном рынках, но и грамотно и оперативно применять в случае необходимости различные методы протекционизма.

Предстоит сложная процедура адаптации способов поддержки сельского хозяйства, а также санитар­ных и фитосанитарных мер к требованиям и стандартам ВТО. Необходима стратегия развития российского сельского хо­зяйства, основанная на учете новых реалий, новых принци­пов и прежде всего потребностей в резком повышении кон­курентоспособности отечественной сельскохозяйственной про­дукции, обеспечении ее прорыва на зарубежные рынки.

Россия может и должна использовать многообразные меры защиты и поддержки сельского хозяйства, легализованные ВТО. Она с полным правом может ориентироваться на опыт государственной защиты аграрного рынка в странах ЕС.

Присоединение к ВТО затрагивает и отношения России со странами СНГ. Сегодня ни один из создаваемых с участием России таможенных союзов не отвечает критериям ВТО. В силу этого страны СНГ вступают во ВТО самостоятельно. Поскольку же координация переговорной позиции между ними практически отсутствует, это может крайне отрицательно сказаться как на наших торгово- политических интересах, так и на судьбе таможенных союзов в целом.