Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1.2.3.6.Социальный импринтинг после переформати...doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
338.94 Кб
Скачать

Что можно прочесть по данной теме

Брошюра Гармаева А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка. – М., 1991. уже стала библиографической редкостью.

На феномене социального импринтинга основаны интересные работы Ленинградского отделения российского фонда «Земля и дети» под руководством А.С. Валявского, уже выпустившего две брошюры о своей работе: Этическая педагогика. Сборник избранных работ Валявского А.С. Вып. 1. – Санкт-Петербург, 1993; Вып. 2. – Санкт-Петербург, 1994. В 1998 г. С.-Петербургское издательство «ФОЛИО-ПРЕСС» выпустило большую книгу А.С. Валявского «Как понять ребенка».

Хорошо описан период до трех лет в работе одного из основателей фирмы “СОНИ”, основателя Ассоциации раннего развития и школы «Обучение талантов» Масару Ибука «После трех уже поздно» – М., 1992.

Подробнее об этапах действия первой волны феномена

А теперь рассмотрим выделенные этапы формирования и развития личности несколько подробнее.

Через 3 месяца после зачатия

В самом начале есть особый период, не повторяющийся в дальнейшем, но влияющий на всю последующую жизнь.

По последним данным формирование личности, а не только биологических качеств, начинается через 3 месяца после зачатия. (См., например: Андре Бертин. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. – СПб., 1992.)

Эксперименты показали, что в этот период ребенок запоминает голос не только матери, но и отца, не только голос, но и песни их. Новорожденный помнит все это.

В течение последних 6 месяцев внутриутробного развития ребенок запечатлевает тип эмоционального реагирования на изменения в окружающем мире, запечатлевает программы реагирования своей матери; у ребенка формируется установка: предварительная готовность к эмоциональному восприятию мира и взаимодействию с ним. Что такое хорошо и что такое плохо, добро и зло, приятно и неприятно, уверенность и тревожность, беспокойство, ласка и грубость, страх или радость – начало освоения сущностей, обозначаемых этими словами, происходит именно в этот период.

Новорожденный уже знает: ждали его с радостным нетерпением или со страхом и досадой, колеблясь: не сделать ли аборт, не убить ли его? Андре Бертин на основе большого экспериментального материала рассказывает именно об этом, а также и о том, как воздействовать на формирование личности еще до рождения младенца.

Это объясняет многое в особенностях проживания ребенком уже первых недель в родительском доме. Одни новорожденные сразу же ведут себя очень спокойно, постоянно пребывают в хорошем настроении, узнают отца, как самое надежное существо в этом добром мире, как человека, приносящего радость матери. Другие в тех же внешних условиях плаксивы, по любому поводу и без внешних поводов капризничают, часто испуганно вздрагивают во сне, часто просыпаются по ночам и не дают спать своим родителям, создавая тем самым очень нервозную обстановку в семье.

Это молодые родители получают то, что они сами же и заложили в психику ребенка в течение последних 6 месяцев его внутриутробного развития.

Согласно древним обычаям требовалось, чтобы родители ждали ребенка с радостью, в спокойной уверенности за свою семью, чтобы будущая мама это время не подвергалась никаким сильным эмоциональным воздействиям. У нее должно быть углубленно сосредоточенное на будущем ребенке состояние. Она должна чувствовать себя под надежным крылом мужа и свекрови. Именно свекровь – ведь она сама женщина, должна быть теплее, ласковее с будущей мамой, и еще не родившийся ребенок это запечатлеет. Малейшая небрежность, обида, нанесенные будущей маме в эти 6 месяцев, нестираемо запечатлеются в психике новорожденного и могут обернуться крупными неприятностями в последующей его жизни. Будущей маме запрещалось даже участие в больших праздниках в роли болельщицы – никаких сильных потрясений! Даже большая, бурная радость, восторг будущей матери противопоказаны.

Почему сильные огорчения противопоказаны – понятно. А почему противопоказаны сильные радости? Современные знания позволяют это объяснить. Оказывается, психика построена по двоичному принципу. Информация передается в двоичном коде «да – нет». В мозгу при возбуждении очага возбуждения происходит иррадиация – распространение возбуждения на окружающие области за счет того, что более дальние участки тормозятся, утрачивают активность. Более того: после этого возбуждения наступает торможение, апатия – большая, чем была до начала возбуждения. В мозгу есть два центра, которые известный психотерапевт Владимир Леви назвал областями «рая» и «ада». Есть участки мозга, куда нельзя вживлять электроды. Малейший сигнал, наведенный на такой электрод (а избежать наводки различными электрическими полями практически невозможно) вызывает катастрофу психики – адские мучения, а затем гибель от шока. Это участки «ада».

Если же вживить электрод в участок «рая» и подать импульсы, то наступает состояние эйфории, райского блаженства, при котором утрачивают субъективное значение все остальные внешние сигналы. Все заслоняется стремлением снова и снова получать эти импульсы, несущие предельное наслаждение, недостижимое в нормальной жизни.

В биологическом эксперименте крысам вживили такие электроды. А в клетке установили рычаг, при нажатии на который в электрод посылался соответствующий импульс. Крысы оставили все: они сидели и колотили лапками по рычажку до тех пор, пока не падали в изнеможении. Едва придя в себя, снова тянулись лапкой к рычажку. Ни еда, ни питье, ни половые партнеры – ничего больше не существовало для крыс кроме заветного рычажка. В итоге – гибель от истощения.

Известна пословица: «Рано пташечка запела – как бы кошечка не съела». Когда человек с утра очень весел, поет, прыгает – в течение дня может оказаться достаточно пустяка, чтобы повергнуть его в глубокую меланхолию, достаточно малейшей неудачи, чтобы у него опустились руки. В. Леви называет это «принципом маятника». Если вы очень далеко отвели маятник в одну сторону, а удержать долго нельзя, то в другую сторону он качнется не меньше. Из этого следует, что если вы хотите утешить человека в глубокой печали, то не спешите с попытками его обрадовать – сначала успокойте. Нельзя маятник без поломки прямо переместить в противоположное положение, минуя нулевую точку. Вот почему в состоянии глубочайшей депрессии, большого горя целительной оказывается не веселая, а немного грустная спокойная музыка: она возвращает маятник к точке покоя, а через нее он по инерции движется в положительную сторону. Иногда нужно, чтобы кто-то тебя не радовал, а просто посидел с тобой. Посидел и помолчал – наступает успокоение как преддверие радостной активности.

Люди методом проб и ошибок многое нашли. Будущей маме запрещались бурные эмоции, сильно действующие зрелища, чтобы чрезмерно не раскачивать маятник психики, поскольку это ведет к потере устойчивости формирующейся психики младенца. Запрещались резкие громкие звуки в присутствии беременной, запрещался длительный, монотонный раздражающий шум. От этого зависело: родится оптимист или пессимист. Или младенец с тревогой будет ждать неприятностей от окружающего мира, или он родится с доверием к миру, который его ждет, который ему будет рад.

Будущей маме нужны тихие, спокойные радости, приносящие умиротворение и уверенность в благополучном будущем. Женщина должна без страха перед родами или перед будущими материальными трудностями, перед возможными трудностями домашнего хозяйства и ухода за малышом ждать своего первенца.

Если родители, желающие еще сами пожить в свое удовольствие, пока молодые, колеблются: пускать ли еще не родившегося в жизнь или прервать беременность – они уже начинают калечить его психику. И не только физиологически оправдан запрет на аборты после трехмесячной беременности.

Очень хороший ленинградский учитель Е. Ильин в свое время при изучении творчества Льва Толстого обязательно проводил со старшеклассниками урок на тему «Как надо ждать ребенка».

Есть хорошая книжечка Лены Никитиной «Я учусь быть мамой». И адресована она не только женщинам, но и их близким. Не роженицей, не кормилицей, не няней – а именно мамой. Это роль социальная: без любящего и умеющего исполнять переданное в заветах предков мужа эта роль трудно исполнима.

Устроит новорожденный потрясение семейных основ или семейные радости каждого дня – это закладывается ситуацией проживания его мамой 6 месяцев до его рождения.

Сегодня в числе прочих известны два факта. Для того чтобы младенец нормально включился в новый мир, его сразу же после выхода на свет надо приложить к материнской груди. Не потому, что он рождается таким голодным. Очень много вреда принесло людям распространение такой практики в роддомах, при которой, обмыв новорожденного, уносили его, пока роженица не придет в себя и не окрепнет. Там его кормят из соски. А матери дают иногда даже несколько дней спустя. На это обратил внимание Б. Никитин, который объяснил первую часть этого. Оказывается, у млекопитающих, к которым относится и человек, после рождения детеныша молочные железы выделяют сначала не молоко, а особую жидкость – молозиво. Она выделяется только первые несколько часов. И первое, что должен получить новорожденный – не молоко, а вот это молозиво. Это нужно, чтобы нормально запустить действие пищеварительного тракта. Если ребенок в первые часы жизни получил молозиво, у него начинает нормально работать пищеварительный тракт и уже не будет диатеза, с которым столько мучаются сегодня молодые родители. Несколько часов спустя молозиво пропадает, и выделяется уже обычное молоко. Молоко научились хранить, консервировать и даже заменять, а молозиво – нет. Нет в роддоме молозива, и замены ему нет. (Подробнее об этом можно прочитать в книгах супругов Никитиных.)

Не менее молозива важно воздействие биополя матери. Это сущность, которую сегодня уже не отрицают, хотя единой интерпретации еще не выработано. Когда ребенка сразу после рождения прикладывают к груди матери, он жизнь в новом мире начинает в материнском биополе. Попадая в привычное биополе, ребенок выходит из только что пережитого потрясения, из стрессового состояния прежде, чем начнутся необратимые изменения в глубине психики и стрессовые эффекты в теле. Более того: сочетание сосания и нахождения в биополе устанавливает гармонию между биологическими и психическими процессами. О важности гармонизации как процесса ранее уже было много сказано.

Народные обычаи предписывали маме в первые же часы, в первое же кормление разговаривать с дитем. При выполнении этого условия в последующие месяцы он лучше сосет, лучше спит, меньше беспокоится. Дело в том, что когда мама разговаривает, изменяется ее состояние, что немедленно изменяет и действующее на младенца биополе. Г. Н. Сытин открыл возможность через подбор определенных текстов для произнесения изменять биополе человека, которое, в свою очередь, изменяет многие биологические и психические процессы. (См.: Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. – СПб.: ТОО «Лейла», 1993.)

Говорящая с дитем мама приобретает иное биополе, а оно действует напрямую на обоих. Ранее уже было сказано, что когда будущий отец еще до рождения ребенка находится рядом с мамой, разговаривает с ней и с будущим потомком, поет для них – это запечатлевается даже еще не родившимся ребенком. Запечатлевается не в сознании – оно этого еще не может. Запечатлевается в подсознании, что не менее важно. Вот почему так важно любить будущих мам – дети иные рождаются. Это проявление объективных причинно-следственных природных связей. Жизнь начинается на такой базе, что многое невозможно увидеть и услышать, начинается на базе чувственно-эмоциональной сферы подсознания.