Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
modul_3.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
209.41 Кб
Скачать

Внешние характеристики монеты:

1. Поле – поверхность лицевой или оборотной стороны, не занятая изображениями и легендами.

2. Опушка – возвышение на краю поля монеты, которое охраняет рельефные элементы от повреждений (опушка обычно делается в форме ободка из точек, полосок или цельной линии).

3. Гурт – ребро чеканной монеты (делается в целях предупреждения обрезывания монет).

4. Аверс – лицевая часть монеты.

5. Реверс – оборотная сторона монеты.

6. Легенда – надпись на монете (обычно располагается по кругу, включает дату выпуска монеты).

Существуют следующие категории монет:

1. Немая (анэпиграфная) – монета без легенд или с нечитаемыми псевдолегендами в виде бессмысленного набора букв.

2. Мемориальная (памятная) – монета, выбитая в честь знаменательной даты.

3. Монета чрезвычайных обстоятельств – монета, которая эмитировалась в кризисных обстоятельствах, а также для обеспечения государственных платежей на других территориях. Разновидностью данной монеты является осадная монета, которая чеканилась в осажденных городах.

4. Фальшивая монета – монета нелегальной имитации государственных денежных эмиссий.

5. Монета-перенимание – монета, копирующая внешний вид иностранной монеты.

6. Монета-донатива – монета, которая выпускается ограниченными тиражами для дарения её привилегированным особам (денежного обращения не имела).

7. Монета-новодел – коллекционная монета, изготовленная монетным двором для коллекционирования или выставок.

8. Монета пробная – экспериментальный оттиск нового монетного штемпеля.

Как составная часть монетной системы монета имеет номинальную и реальную стоимость. Номинальная стоимость – это стоимость монеты, которая декларируется личностью, от имени которой идет производство. Реальная стоимость – стоимость, которая определяется содержанием в монете денежного металла.

Монетная техника – это совокупность всех материальных средств и процессов, служащих для изготовления монет.

В настоящее время известны два способа производства монеты – чеканка и литье.

Техника чеканки. Инструментами, необходимыми для чеканки монет, были: наковальня, молот, клещи или щипцы, штемпели лицевой и оборотной сторон, на которых вырезалось то или иное изображение. Монетный кружок отливался заранее в определенном весе и размере. Ударом штемпеля по монетному кружку негативное изображение штемпелей наносилось на монету. Нижний штемпель был врезан в наковальню (обычно это штемпель лицевой стороны) и имел более глубокий рельеф. Верхний штемпель имел цилиндрическую форму и накладывался на монету. На нем обычно сохранялись следы от многочисленных ударов молота, а при частом употреблении верхушка у него расплющивалась. Таким образом, процесс изготовления монеты сводился к следующему: заранее отливалось в глиняной или каменной форме необходимое количество монетных кружков, выверялся их вес. Затем они разогревались до определенной температуры и по очереди накладывались на наковальню. Эту операцию производил один рабочий. Другой рабочий прикладывал верхний штемпель и ударял по нему молотом. Весь процесс чеканки одной монеты длился около 6-7 секунд. В результате такой поспешности при примитивной ручной технике получалось большое количество поврежденных монет, со смещенным изображением, поврежденными, сдвоенными надписями. Однако все такие бракованные монеты пускались в обращение.

Техника литья. Отливка монет производилась группами. Об этом свидетельствуют оставшиеся на некоторых монетах следы металла, соединявшего монеты (литники). После отливки литники разрубались и на месте разрубания оставался след. Формы для литья делались из глины, на поверхность которой оттискивалось изображение монеты, после чего глина обжигалась. Форма состояла из двух половинок, в результате смещения которых монета иногда приобретала неправильную форму.

Одним из процессов, который сопутствовал эмиссии монет, были порча монет и фальшивомонетничество.

Закон, согласно которому «хорошие деньги всегда вытесняются плохими», был открыт в XVI в. и называется законом Коперника-Грешема. Суть его состоит в том, что из числа монет одного и того же номинального достоинства, но различной себестоимости, в обращении остаются неполноценные деньги, а полноценные стихийно изымаются из оборота для последующей реализации разницы между ними в драгоценном металле. Моне­ты с большим его содержанием либо оседают в качестве сокро­вища, либо попадают в переплавку и превращаются в товарные слитки. Предпосылки для утечки из обращения полноценных денег создавала «порча монеты». Это по­нятие включает в себя уменьшение ее веса или пробы, а зачастую и того и другого вместе. На денежных дворах монету портили со­вершенно сознательно, с тем, чтобы извлечь дополнительный до­ход из чеканки. В этом случае ухудшали монетную стопу, т. е. из установленной весовой марки или фунта металла чеканили больше экземпляров, чем было предписано монетным уставом.

Понижение веса мастера-денежники камуфлировали тем, что сохраняли привычную ширину денария или же для большей убе­дительности увеличивали ее. Монета становилась шире за счет уменьшения толщины заготовки. Такие тонкие пластины-монеты называются брактеаты.

Понижение пробы при соблюдении заданного среднего веса монеты достигалось с помощью частичной подмены доли драгоценного металла лигатурой.

Порчу монет в процессе обращения влекла за собой так называемая зейгеровка. Этим термином обозначают выявление злонамеренными лицами самых тяжелых монет, изъятие их из оборота и последующую переплавку с целью наживы. Иногда зей­геровщики не переливали монеты, а только обрезали их до ниж­него предела весовой нормы. Обрезки они отправляли в пере­плавку, а испорченные монеты снова пускали в оборот.

Для борьбы с переплавкой тяжелых монет государство принимало са­мые решительные меры, даже такие курьезные, как запрещение иметь в хозяйстве весы. Нарушители преследовались законом. Особенно строго наказывались те, у кого находили зейгеровочные ящики с прорезями, в которых при просеивании застревали крупные монеты.

Порчей монеты занимались короли, многочисленные светские и духовные феодалы, некоторые города, арендаторы монетных дворов, содержатели незаконных денежных мастерских. В значительной степени этому спо­собствовала децентрализация денежных дворов, сопровождавшая феодальную раздробленность, а также междоусобные войны, не говоря уже о межгосударственных конфликтах. За счет порчи монеты покрывались огромные расходы на содержание двора, наемных армий и ведение войны. На этом поприще особенно про­славился французский король Филипп IV Красивый, получивший прозвище «Фальшивомонетчик».

Фальшивомонетничество – это подделка подлинных монет, которая преследуется законом.

Значительное распространение фальшивомонетничество получило в VI в. до н. э. в Древней Греции. Согласно знаменитым законам Солона за фальшивомонетничество полагалась смертная казнь. По закону Хаммурапи, вавилонского царя, правившего в 1792 – 1750 гг. до н. э., человек подделывавший деньги также предавался смерти.

Одним из древнейших дошедших до нас государственных актов о преследовании денежных фальсификаторов считается изданный в IV в. до н.э. императором Корнелием закон о подделке монет. Этот римский закон был милостив к преступникам и предусматривал лишь изгнание из отечества тех, кого уличали в примешивании в золото посторонних малоценных веществ и подделке серебряной монеты. Перечисленные в римских законах виды преступлений, связанных с подделкой денег (самовольная чеканка монет полноценного достоинства; порча настоящей монеты посредством отскабливания ее частей; подмешивание в золото посторонних примесей), свидетельствуют о высоком уровне фальшивомонетничества того периода.

Действовавший на территории Беларуси Статут Великого княжества литовского 1588 г., один из самых демократических законов XVI в., вместе с тем предусматривал наказание фальшивомонетчиков посредством лишения жизни: “Теж хто бы монету нашу фальшовал, переправовал и обрезывал, мають быти на горле огнем караны без милосердья”.

5. Ведущую роль в изучении денежного обращения играют монетные клады. Монетным кладом называется любой комплект монет – от нескольких экземпляров до десятков тысяч, зарытый в землю умышленно в целях сохранения или случайно попавший в нее.

При изучении клада перед исследователем прежде всего встает вопрос о датировке клада. В настоящее время большинством исследователей принята датировка клада по младшей из находящихся в нем монет с учетом того обстоятельства, что между годом чеканки этой монеты и временем зарытия клада всегда лежит определенный промежуток времени, равный по крайней мере времени пути монеты от места чеканки к месту клада.

Следующим этапом исследования клада является изучение его состава. Монетные клады по своему составу делятся на клады короткого и длительного накопления. Для нумизматики особенно важны клады короткого накопления – своего рода моментальные снимки с денежного обращения в момент попадания клада в землю. Статистика монетных находок показывает, что подавляющее большинство известных и вновь обнаруживаемых кладов – именно клады короткого накопления, объективно отражающими состав монетного обращения и его характерные особенности.

Важной частью нумизматического исследования является картографирование находок монетных кладов. Благодаря ему выявляются определенные ареалы тех или иных монет в различные исторические периоды. Топографические сводки кладов различны по своему характеру. Одни из них отражают монетное обращение на определенных территориях, другие – на определенном хронологическом отрезке, третьи – историю обращения различных по своей государственной принадлежности монет.

Юристы Древнего Рима по вопросу о собственности на клад придерживались полярных мнений: одни считали клад безраздельной собственностью владельца земли, а другие – законной добычей находчика.

В Византии, согласно гражданскому кодексу императора Юстиниана, половина клада принадлежала собственнику земли, а другая половина – находчику.

В средневековой Европе право на клад сохранялось за находчиком, если клад был обнаружен при содействии добрых духов. При малейшем же подозрении на то, что дело не обошлось без нечистой силы, находка конфисковывалась властями, а её обладатель представал перед судом.

В ВКЛ, согласно Статуту 1566 г. клад становился полной собственностью находчика, если он открыл его на своей земле. В противном случае, найденные ценности делились поровну между находчиком и землевладельцем. Если же тайное сокровище обнаруживалось в результате сознательных поисков на чужой земле, то находчик терял право на получение доли клада. В Статуте 1588 г. уже опускалась оговорка о случаях сознательного поиска клада на чужой территории.

В России законодательство обратило серьёзное внимание на клады лишь при Петре I. В соответствии с указами Петра клады рассматривались как бесспорная собственность государства. В последующее время клады, найденные на казенных или общественных землях, рассматривались как собственность государства, а клады, обнаруженные на частных землях, признавались собственностью землевладельцев.

Законодательство СССР квалифицировало клад как безусловную собственность государства. Находчик вознаграждался суммой, соответствующей четверти стоимости обнаруженных им ценностей.

Закон Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия» предусматривает выплату находчику клада «не менее 25 процентов стоимости, определенной музейной экспертной комиссией».

Таким образом, во все времена различные государства пытались путём законодательных мер урегулировать взаимоотношения, которые касались нахождения кладов.

   6. Первые монеты появились на Беларуси в конце I – начале III в. н.э. К настоящему времени зарегистрировано более 2000 античных монет. Это преимущественно серебряные римские денарии, а также сестерции и ауреусы. Известны также случаи обнаружения на Беларуси монет других античных государств – Боспорского царства, Фракии и птолемеевского Египта. Большинство находок античной чеканки обнаружено на западе Беларуси. Эта топографическая особенность может быть объяснена лишь тем, что через наши земли проходил известный «Янтарный путь» из Рима к берегам Балтийского моря.

Поступления денариев и других античных монет в Восточную Европу прекратились к середине III в. н.э.

В IX – X вв. на землях Древней Руси развивалось денежное обращение, связанное прежде всего с восточной направленностью торговых отношений. В нумизматической литературе это время определяется как период куфического дирхема – по названию основной монеты, обслуживавшей восточноевропейские рынки. Это серебряная монета арабского Халифата. Её название произошло от названия особого почерка арабского письма “куфа” и применявшегося для исполнения легенд на монетах.

На территории Беларуси зарегистрированы 40 кладов (более 16000 монет) и 54 единичные находки дирхемов. Большинство их концентрируется вдоль течений Днепра и Западной Двины, т. е. по западнорусскому отрезку пути “из варяг в греки”. И это вполне закономерно, так как знаменитая водная магистраль связывала скандинавскую Европу с Византийской империей и далее – арабским Востоком.

Движение дирхема на древнерусские земли шло по двум основным путям: юго-восточному (из Хазарии) и восточному (из Волжской Булгарии).

В конце Х в. произошел «отказ» русских рынков от ставшей уже привычной монеты. Дело в том, что на Востоке наступил так называемый «кризис серебра», выразившийся в истощении некогда богатых рудных месторождений. Кроме того, страны Халифата вступили в полосу феодального дробления. Все это привело к падению на международной арене значения арабских государств как великих торговых держав и к прекращению ими экспорта монетного серебра.

В конце Х в. на территории Беларуси начался период западноевропейского денария.

На территории нашего государства зарегистрированы 13 кладов, содержащих денарии (всего более 2 тысяч экземпляров), и 9 их единичных находок (преимущественно в курганных погребениях). В кладах преобладают германские (пфенниги) и англосаксонские (пенни) денарии. Иногда попадаются единичные денарии Чехии, Венгрии, Франции, северной Италии, Скандинавии.

Импорт продукции европейских монетных дворов на Беларусь прекратился в 60-е годы XI в.

В “период денария” европейская монета не была абсолютным монополистом на русских рынках. Изредка в кладах встречаются византийские монеты (милиарисии, солиды и фоллисы), а также русские златники и серебреники.

Эмиссия русских серебренников и златников была начата в Киеве Владимиром Святославичем вскоре после принятия им христианства. Златники выпускались немногим более десяти лет – до конца X в., сребреники – и в XI в. как Владимиром, так и его приёмным сыном Святополком Окаянным.

В X в. легенды их лицевых сторон выступают в двух редакциях – «Владимир, а се его злато (сребро)» или «Владимир на столе», на оборотной стороне – «Иисус Христос». Сребреники XI в. объединили оба варианта прежней легенды лицевой стороны: «Владимир (Святополк) на столе, а се его сребро».

Также сребреники чеканили Ярослав Мудрый («Ярославле сребро») и тмутараканский князь Олег-Михаил.

С прекращением притока западноевропейского денария русские земли вступили в период, известный в специальной литературе под названием «безмонетного». На территории современной Беларуси он продолжался до конца XIII – начала XIV в. К этому времени в Европе окончательно завершился период раздробленности и чеканка монеты возобновилась.

В безмонетный период получили распространение своеобразные деньги – серебряные слитки определенных веса и формы. Материалом для их отливки служили, очевидно, как накопленные ранее запасы дирхемов и денариев, так и лепешкообразные германские слитки серебра, поступавшие через Новгород.

На Беларуси чаще всего встречаются два вида слитков – «киевские» (в форме ромба с усеченными острыми углами размером 9-10 на 4-5 см, весом 163-165 г) и «западнорусские» («литовские») – палочкообразные слитки, многие с одной или несколькими вмятинами на «спинке», 10-17 см, 100-105 г). Гораздо реже попадаются «новгородские» слитки (палочкообразные, 14-20 см, порядка 200 г).

В письменных источниках слитки фигурируют под различными названиями. Чаще всего это «гривна». Ипатьевская летопись сообщает о завещаниях минского князя Глеба Всеславича (1119 г.) и его супруги (1158 г.) Киевско-Печерскому монастырю следующее: «Глеб же вда в животе своем с княгинею 600 гривен серебра, а 50 гривен золота, а по княжи животе княгини вда 100 гривен серебра, а 50 гривен золота». Выплата эта была произведена, повидимому, в новгородских гривнах. Таким образом, право быть погребенным в пещерах монастыря обошлось минским князьям примерно в 140 кг серебра и 20 кг золота.

В 1161 г. ювелир Лазарь Богша, выполняя заказ полоцкой княгини Евфросиньи, изготовил шестиконечный напрестольный крест из дерева, покрытого золотыми и серебряными пластинами с цветными эмалями и камнями. На поверхности этого шедевра Богша вырезал надписи. Золото, серебро и камни стоили княгине 100 гривен серебра (если бы речь шла о золоте, то неизбежно последовала бы соответствующая оговорка), а плата мастеру – 40 гривен. В то время 140 гривен серебра – сумма, на которую можно было приобрести 600 лисьих мехов или соорудить бревенчатую мостовую протяженностью до трех верст.

20 августа 1959 г. при земляных работах на площади Свободы в Витебске сделано замечательное открытие: найдена берестяная грамота, датируемая рубежом XIII и XIV вв., с текстом следующего содержания: «От Степана к Нежилови. Оже еси продал порты, а купи мне жита за 6 гривен. А ли цего еси не продал, а поели ми лицем. А ли еси продал, а добро сотворя, укупи ми жита». Следует полагать, что это послание принадлежит новгородцу, направившему его своему торговому агенту в Витебске. 6 гривен – деньги, на которые можно было купить 300 овчин, 12 свиней, 2 кобылы или 3 коровы.

Слитки стали первыми рублями (“рублевыми гривенками”), а их половинные обрубки – первыми полтинами. Многие исследователи склоняются к тому, что слово “рубль” произошло от глагола “рубить”, что в древности также означало “разделять”, а разделяли в те времена серебряные слитки. Рубль делился на 200 денег, причём чисто физическим способом. Происходило это так: рубль-слиток превращали в проволоку, разделяя на 200 частей, которые затем вручную клеймили штемпелями. Так получались “монеты”, называемые денгами.

В применении к западнорусскому типу слитка нередко употреблялось слово «изрой», иногда выцарапанное на самом слитке. Большая часть изроев имела засечки и запилы, которые сперва служили для проверки качества ковки, а затем остались как атрибутные элементы этого слитка. Название “изрой”, вероятно, происходит от старославянского “изрыть”, что отражало технологию изготовления слитков – отливание в формах в земле.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]