Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
23.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1.99 Mб
Скачать

Служебник Святого Варлаама Хутынского. Конец XII—XIII в. Миниатюра.

которые и удостоверяли принадлежность правед­ника к лику святых. В культуре средневековой России монастырская книжная культура занимает одно из центральных мест.

Историю России невозможно ни понять,

ни даже сколько-нибудь точно

реконструировать, не зная истории

соседних стран. Судьба русского народа

нерасторжимо тесно переплелась с судьбами соседствующих с ним народов.

За более чем тысячелетнюю историю России

её население несколько раз объединялось

в рамках многонациональных государств:

Киевской Руси, Золотой Орды, Московского

государства, Великого княжества

Литовского, Российской империи. Русские

никогда не жили замкнуто. Испокон веков

они воевали, торговали, обменивались

мастерами, воинами и художниками

со своими соседями. Азиатский купец

свободно селился в средневековой Москве,

белорусский монах воспитывал царских

детей, русский еретик заражал вольнодумством литовского шляхтича.

Поэтому целая глава посвящена

историческим судьбам народов Кавказа,

Центральной Азии и Молдавии. Украинцы,

белорусы и литовцы преемники

политического и культурного наследия

Великого княжества Литовского.

Их история отражена в статьях,

посвящённых этому государственному

образованию, а также присоединению

Украины к России. Сведения о древнейшей

эпохе в истории народов Балтии

содержатся в статье «Александр

Невский и его сыновья».

Город ани — столица средневековой армении

Там, где железная дорога Тбилиси — Ереван приближается к армяно-турецкой границе и идёт вдоль берега реки Ахурян, можно увидеть на высоком турецком берегу древний город, его мощные каменные стены, башни и церкви.

Это Ани' — столица средневековой Армении. Город необитаем уже полтысячи лет. Только пастухи, пасущие овец, из века в век находили здесь ночлег и гадали о его судьбе. Одни уверяли: «Этот город в одну ночь погубило землетрясение такой великой силы, какого не было ни до, ни после него». «Жителей города, всех до последнего человека, — говорили другие, — перебил хромой Тимур, жестокий завоеватель». «То, что мы видим перед собой, — рассказывали третьи, — только часть города. Под ней спрятан второй Ани —

подземный. Там в скале вырублены улицы и площади, бассейны с запасом воды и потайные колодцы, подземные темницы, тайники с цар­скими сокровищами, дворцовые погреба. А ниже проложены подземные ходы во все соседние города. Словом, тот, кто туда попадёт, обнаружит много интересного».

Во всех этих народных преданиях столько же правды, сколько и вымысла. Действительно, в 1319 г., когда город Ани ещё существовал, произошло сильное землетрясение. Но не оно погубило город.

Верно и то, что при завоевании Армении Тимуром Ани подвергся жестокому разгрому. Но жизнь в городе после этого не прекратилась. Сам же Тимур потом назначал сюда правителей.

Мальчики играют на развалинах города Ани, столицы средневековой Армении.

599

И даже подземный Ани на самом деле существовал, хотя был совсем не похож на тот город, каким его рисуют старинные легенды.

АРМЕНИЯ И АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

Превращение небольшой древ­ней крепости при слиянии реч­ки Ани с рекой Ахурян (ныне Арпачай) в крупнейший город средневекового Востока тесно связано с освобож­дением Армении от арабского ига и с историей армянской царской династии Багратидов.

Два века (с середины VII в. до второй половины IX в.) арабы владели Арменией, но армяне не примирились с их властью и часто восставали против завоевателей. В те тяжёлые для страны времена среди знати выдвинулся княжеский род Багратидов, или Багратуни, как их называли по-армянски. Историк дал им такую характеристи­ку: «Удивительно многочисленные, энергичные и неутомимые члены этого обширного рода всюду, куда они только являлись, умели объединить раз­розненные местные силы и создавали более или менее крупное целое».

То открыто выступая против арабов, то искусно лавируя, Багратиды за короткое время сосредо­точили в своих руках власть почти над всей Центральной Арменией. Первым Багратидом, провозгласившим себя царём, был Ашот Багратуни, и все армянские князья признали за ним право на этот титул. Арабский халиф, чувствуя непрочность своей власти в Армении, смирился с этим и прислал Ашоту царскую корону. Так была восста­новлена независимость государства. Это про­изошло в 886 г.

Армения перестала выплачивать налоги Араб­скому халифату. Огромные средства, которые раньше уходили из страны, теперь можно было использовать для развития хозяйства и содер­жания войска. Укрепившись на престоле, первые цари из династии Багратидов установили добрые отношения с соседними странами: Грузией, Кав­казской Албанией (государство на территории современного Азербайджана), Византийской импе­рией. С византийцами было заключено выгодное соглашение о свободном провозе товаров из Арабского халифата на запад через обе страны — Армению и Византию. Старые враги — арабы — были заняты бесконечными войнами с византий­цами, и эти войны, по счастью, обходили стороной Армянское царство. Почти на сто лет в стране воцарился мир, а вместе с миром пришло и благосостояние.

Летописцы сравнивали Армению того времени с «пышным садом». Особенно процветали города. Один современник писал, что тогда «хутора стали

Миниатюры из армянских рукописей. X—XI вв.

600

Серебряный браслет, изготовленный ювелирами древней Армении.

поселениями, поселения — городами, много­людными и богатыми».

АНИЙСКОЕ ЦАРСТВО

Вместе с другими ар­мянскими городами богател и разрастался Ани. Царь Ашот III в 961 г. на празднике коронации с большой торжествен­ностью провозгласил Ани столицей государства. Поэтому государство Багратидов называют Анийским или Ани-Ширакским царством, по названию области Ширак, где располагалась новая столица.

Первоначально Анийское царство было одним из равноправных армянских княжеств; некоторые из них имели достаточно силы, чтобы бороться с ним. Но в конечном счёте правителям Ширака удавалось удерживать остальные княжества в вассальной зависимости и сплачивать их вокруг себя в минуты внешней опасности. Это происхо­дило потому, что Багратиды не только применяли военную силу, но и выдвигали идею более высокую, чем идея местной самостоятельности. Они думали о восстановлении единого царства Великой Армении, того царства, которое в древ­ности отражало натиск двух великих держав — Римской империи и Иранского царства.

Город Ани — столица царства — находился в центре страны. Место с военной точки зрения было выбрано удачно. Защищённое ущельями со стре­мительными реками Ахурян и Ани, оно было труднодоступным. В самой высокой части города ещё до Багратидов стояла крепость с мощными стенами и башнями. Оттуда открывался вид на город, выросший внизу, на узком плато между ущельями. Расширяясь, это плато переходило в Ширакскую равнину.

В древней крепости Ашот III построил свой дворец и сразу же начал сооружать на плато каменные стены для защиты города. Но Ани в это время разрастался с такой быстротой, что уже через 20 лет преемнику Ашота III пришлось возводить ещё одну линию укреплений вокруг города. Стены были двойными со множеством башен. Башни на внешней и внутренней стенах расположены не друг против друга, а так, что проходы в них оказываются несколько сдвину­тыми. Прорвавшись через ворота внешней башни, враги оказывались между двойными стенами, где защитники города расстреливали их из внутренних башен. При виде этих стен у того, кто приближается к Ани со стороны равнины, создаётся впечатление, что город цел и поныне.

За стенами жил своей жизнью многолюдный город. Вдоль узких улиц располагались мастерские ремесленников и лавки купцов; для путешествен­ников открывали двери караван-сараи и постоялые дворы. Торговля шла на особой площади. Дома торгового ряда отличались красотой и богатым убранством.

Анийские цари не жалели средств для ук­рашения столицы. Можно сказать, что двойные стены Ани охраняли город архитектурных ше­девров. Здесь строились великолепные здания, дворцы, особенно много было церквей. Армяне даже называли Ани «городом с 1001 церковью».

Гордостью столицы Багратидов был гранди­озный кафедральный собор, построенный в 1001 г. зодчим Трдатом — тем самым, который вос­становил рухнувший после землетрясения купол собора Святой Софии в Константинополе. Вели­чественный и парадный анийский кафедральный собор и по сей день возвышается над развалинами города; только купол его разрушен землетря­сением.

Крутые горные склоны, окружающие Ани, были изрыты множеством пещер, сделанных людьми. В них жили те, кому не хватило места внутри стен города. Это так называемый пещерный Ани (который не надо путать с подземным Ани). Подобные пещерные города существовали и в

Серябряный ритон сосуд для питья. Работа ювелиров древней Армении.

601

Гегард — пещерный монастырь в ущелье реки Гарни.

других районах Кавказа, например в Грузии, у города Гори.

«Пещерные дома» были вырублены в мягкой и рыхлой породе, и не удивительно, что они плохо сохранились. Предполагалось, что такие жилища почти не отличались от звериных нор и селились в них последние бедняки. Но раскопки показали, что пещеры ничем не уступали обычным домам в верхнем городе. Были среди них и просторные, состоящие из трёх-пяти комнат. Видимо, они принадлежали состоятельным людям из верхнего города, которые переселялись сюда в случае воен­ной опасности. Когда враг прорывался за городские укрепления, «пещерные квартиры» становились последним оплотом обороняющихся жителей.

Но большая часть постоянных обитателей пещерного Ани проживала в «однокомнатных квартирах», в которых устраивали стенные ниши для хозяйственных надобностей. В каждом доме был очаг, свет проникал через щель над входом в стене, обращённой к ущелью. Такие дома распо­лагаются по обеим сторонам ущелья над рекой Ани, называвшегося по-армянски Цахканоцадзор («Ущелье цветов»).

Кроме жилых пещер были пещерные церкви, лавки, маслодавильни, мельницы, голубятни и т. д. В пещерных кварталах вырублено много лестниц и галерей, заменявших улицы. Устроены тайные ходы, по которым можно было незаметно спустить­ся сюда из верхнего города. Существовали также пещерные кладбища, и отдельный квартал зани­мали родовые усыпальницы богатых семей.

Что касается подземного Ани, то он представлял собой лишь проход длиной около 120 м, который шёл под городом. Для постоянного проживания он

был непригоден из-за сырости, холода, нехватки воздуха и отсутствия света.

В начале XX в. вход в подземный Ани находил­ся под обрывом ущелья Цахканоцадзор, между несколькими свалившимися глыбами камня, и проникали в него ползком. Дальше можно было подняться на ноги, но идти приходилось согнув­шись. Подземный ход пересекает два обширных зала с очень низкими потолками, покоящимися на приземистых колоннах.

Подземный Ани — наименее изученная часть столицы. Видимо, он имел военно-оборонительное назначение и поэтому, возможно, был «засекре­чен». Тогда становится понятным полное отсут­ствие упоминаний о подземном городе во всех известных средневековых рукописях, касающихся истории Анийского царства.

К началу XI в. в Ани проживало 100 тыс. че­ловек. Эта цифра соответствует количеству жи­телей в больших городах Востока того времени и во много раз превосходит число жителей любого города тогдашней Западной Европы, кроме Рима и Парижа. Для сравнения можно сказать, что в Лондоне в XI в. проживало не более 7—8 тыс. человек; в Кёльне, крупнейшем городе Германии, в XV в. насчитывалось 35 тыс. жителей. Но в дальнейшем Ани уже никогда не имел такого многочисленного населения.

При царе Гагике I (990—1020 гг.) Анийское царство вступило в период наивысшего расцвета. Современникам казалось, что возвращаются вре­мена древнего царства Великой Армении. Однако исторические условия складывались не в пользу Багратидов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]