Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0842697_97BAB_shpory_po_kulturologii.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
270.34 Кб
Скачать

19, Культура России советского периода.

Октябрьская революция, положившая конец мировоззренческой и стилевой полифонии Серебряного века, объявила единственно верной идеологией марксизм-ленинизм; любая философская система, выходившая за ее пределы, квалифицировалась как антисоветская и антинаучная, т.е. возводилась в ранг социально опасной для пролетариата. Идейная нетерпимость стала основанием официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры.

Советская культура базировалась на внешне несовместимых традициях: деспотическом репрессивном государстве и радикализме разночинной интеллигенции 19 века, чьи идеи сформулированы были В. Белинским, Н. Чернышевским, Д. Писаревым, П. Ткачевым. Парадоксально соединились в культуре советского периода воинствующий атеизм, апеллирующий к антиклерикальной критике французских материалистов, и религиозное почитание вождей. Главной задачей советской культуры объявляется свержение старого мира и строительство мира нового, доселе невиданного, в котором народовластие и равенство будет соседствовать с перманентной борьбой с «врагами народа», которые никогда не исчезают и растут как грибы.

С самого Октября 1917 года в стране нагнетается атмосфера подозрительности, постоянно открываются все новые заговоры мировой буржуазии, подавляются восстания, которых не было. Это не абсурд перепуганной власти, а государственный террор против своего народа, который станет главным инструментом власти в управлении обществом.

Вожди октябрьской революции, в частности В.И. Ленин, были искренне убеждены, что интеллигенция подкуплена или будет подкуплена мировой буржуазией, а потому может быть использована в деле социалистического строительства лишь временно. Поэтому без сожаления в 1922 году были высланы из страны мыслители мирового уровня Н. Бердяев, И. Ильин, Н. Лосский, С. Франк, Л. Карсавин и многие другие.

В русле такой задачи, как осуществление культурной революции, Ленин ставит вопрос о соединении пролетарской революции с достижениями буржуазной науки и техники. Задача абсолютно утопическая, но под нее вырабатывается план действий, в который входит ликвидация безграмотности, овладение полезными научными знаниями и практическими навыками в технике, технологии, управлении, разработанными в капиталистическом обществе.

Но в отношении крестьянской, преимущественно неграмотной массы это означает упрощение и унификацию культурного уровня всего общества. Всякого рода элитарная культура рассматривается как подозрительная, классово чуждая, потому она вытесняется на периферию культурного процесса и оказывается невостребованной. И хотя в сфере общественной мысли и искусства мы еще можем наблюдать плюрализм, оставшийся в наследство от Серебряного века, нельзя не констатировать, что дни его были сочтены, так как он мало соответствовал ситуации страны победившего пролетариата. Весь пафос культурной революции сводился к утверждению единомыслия, культурного монизма, к жесткому подавлению инакомыслия.

С конца 1920-х –начала 1930 – х годов начинается период тоталитаризма. Партия и государства претендуют на управление всеми духовными процессами, которые должны быть бюрократизированы, для этой цели создаются различные творческие союзы (Союз писателей, единая Академия наук, Союз кинематографистов, Союз художников). Главной функцией этих союзов является надзор за духовным единообразием, соответствием всех духовных проявлений задачам партии. Тоталитаризм в культуре породил социокультурную мифологию. Она стала базой советской массовой культуры. Её черты – доступность, вульгаризация любого явления истории или современности, двухмерность и двухцветность взгляда на мир, обожествление вождя, героизация народа, оптимизм. Именно на эти критерии ориентировалась всякого рода художественная критика, выработавшая к этому времени изощренный нюх, на все, что выпадало за границы идеологизированной массовой культуры. Тюрьмы и лагеря, травля с помощью услужливого общественного мнения, изгнание – вот судьба тех, кто оказался слишком оригинальным. М. Горький, А. Блок, Н. Гумилев, Е. Замятин, И. Бабель, Б. Пильняк, С. Есенин, Н. Клюев, А. Платонов, М. Зощенко, Д. Хармс, М. Булгаков, О. Мандельштам, М. Цветаева, А. Ахматова сполна вкусили эту горькую чашу таланта в тоталитарном обществе.

Социалистический реализм, ставший большим стилем советской культуры, не открывал тайн идеологической верности, так как линия партии в области культуры не менялась настолько быстро, что приспособиться к новым веяниям было весьма затруднительно, а в тех условиях это было но только залогом успеха, но и возможностью выжить.

Ленинские принципы руководства культурой были положены в основание политики сталинского, хрущевского, брежневского, горбачевского правления. И все же такая модель культурного строительства не могла устранить потенциального духовного плюрализма, он продолжал существовать в невысказанном инакомыслии, в литературных произведениях, авторы, которых и не надеялись их напечатать, в культуре андеграунда. Эта «катакомбная культура» (Э.Неизвестный) была своего рода манифестом истинно русской культуры и русской интеллигенции, которую так и не удалось уничтожить тоталитарному режиму. В условиях тоталитарной официальной культуры творческий человек выплескивал свою личностную многогранность в произведениях, отличавшихся многоплановостью, неоднозначностью, и не укладывавшихся в трафареты официальной культуры, хотя по форме эти произведения были вполне советскими. Это и «Баня» Маяковского, и «Хождение по мукам» Толстого, и «Тихий Дон» Шолохова, и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, и «Русский лес» Леонова и т.д. Все сказанное относится и к другим видам искусства и их деятелям: С.Эйзенштейну, А.Довженко, Г. Козинцеву, М. Ромму, И.Пырьеву в советском кинематографе; Мухиной, Шадру в скульптуре, С.Прокофьеву, Д.Шостаковичу, И. Дунаевскому в музыке и т.д.