Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Моисеев Н.Н..doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.84 Mб
Скачать

2. Разумен только человек

Основной смысл той бифуркации, которая около 3 миллионов лет тому на ил повернула процесс эволюции, сое гот в гом, что При рола начала формировать инструмент, способный познавать самое себя: у одного из вилов живых организмов начало постепенно возникать сознание. Но сознание, как и мышление, это — не эквивалент интеллекта.

Зачатки интеллекта встречаются уже у существ, стоящих и на более низких ступенях эволюционной лестницы, чем человек. Современные этологи открывают удивительные образцы в поведении животных, в которых явно обнаруживается способность предвидеть простейшие ре­зультаты некоторых действий, легко решать совсем не простые задачи выбора образа действий, догадываться и т.д. Тем не менее, термин «ин­теллект» я считаю возможным

___________________________

*alter ego – второе «я»

связывать только с человеком, который способен мыслить абстрактно, формировать общие понятия, отрываться в мышлении от сиюминутной реальности, рефлексировать, то есть на­блюдать себя со стороны. А следовательно, иметь, возможность изучать не только окружающий мир, но и себя самого.

Интеллект принято противопоставлять таким свойствам человека, как чувства, воля, интуиция. И в то же время их взаимовлияние друг на друга более или менее очевидно.

Если понятие «интеллект» мы условимся связывать только с чело­веком, то понятие «мышление» следует трактовать более широко — как функцию любого мозга, и не только человеческого, отражать окружаю­щую реальность (не побоюсь сказать: имитировать или интерпретиро­вать реальность) и использовать получаемую информацию для выбора образа действий. Именно для выбора, а неоднозначного, инстинктив­ного реагирования, для выбора — то есть результата некоторого мыс­лительного процесса, способного классифицировать и отбирать инфор­мацию, необходимую для «принятия решения». Поэтому, соглашаясь с тем, что мышление, пусть даже весьма примитивное, свойственно лю­бому животному, мы должны признать мышление человека, обладаю­щего интеллектом, высшей формой мышления — отражения, имита­ции и анализа «реальной» в этом смысле действительности.

Наконец, сознанием мне хочется называть способность индивида выделять себя из окружающего мира. Оно не может формироваться независимо от интеллекта. Но в формировании сознания активно уча­ствует и чувственное восприятие действительности. Сознание— все­гда индивидуально или, точнее, субъективно. Формирование созна­ния — сложный эволюционный процесс.

Перечисляя различные свойства и особенности интеллекта, я все время думаю о том, что каждое из них в той или иной степени уже встре­чалось у предшественников человека. Вот почему очень непросто отличить поведение разумное от неразумного, провести черту между ними. Здесь тоже грань условна и размыта, не менее чем между живыми и не­живыми формами материального мира.

И в то же время мы не можем не признать, что человека отделяет от остального мира живых существ нечто качественное! И сегодня насто­ящее различие междy paзумным и неразумиым становится видным лишь тогда, когда мы сопоставляем человека и весь остальной живой мир. Вот почему я и утверждаю, что разумен только человек! Этим угверждением, по сути дела, дается своеобразное определение слову «разумное». Этим подчеркивается, насколько, по нашим представлениям, мысли­тельные способности человека превосходят мыслительные способнос­ти всех остальных живых существ. Впрочем, сказанное вовсе не озна­чает, что каждый человек всегда действует разумно. Одно дело — по­тенциальные ВОЗМОЖНОСТИ, другое дело — их фактическая реализации. Более того, общество в целом может вести себя неразумно, то есть не­разумным может оказаться и Коллективный Разум. И этот факт, по-видимому, имеет место и в наш просвещенный век. К обсуждению это­го мы еще вернемся.

Уверенность в превосходстве мыслительных способностей челове­ка не есть следствие антропоцентризма. Это — эмпирическое обобще­ние. Оно оправдывается всем опытом человеческой деятельности, изу­чением процесса антропогенеза и тем обстоятельством, что на Земле уже давно исчезли все предшественники человека, все звенья цепи, со­единяющей нас с приматами и теми человекообразными обезьянами, которые однажды оказались более приспособленными к жизни в лесу и, изгнав наших предков в саванну, поставили их перед альтернативой — погибнуть или «превратиться в человека».

Итак, человек это новая форма организании материи. Егo выде­ляет из остального мира целый ряд обстоятельств и прежде всего — Разум. Подчеркну: не мозг, а Разум. Развитая нервная система и мозг присуши многим живым организмам, и эта система развивается, как и всякая другая подсистема организма, следуя общим законам самоорга­низации. Идет непрерывное ее усложнение, растет количество элемен­тов мозга — нейронов, усложняются связи между ними.

Заметим, сами нейроны — эти «кирпичики», из которых склады­вается мозг, практически остаются неизменными на протяжении все­го эволюционного развития организмов. Поэтому естественным об­разом возникает предположение о том, что срабатывает тот систем­ный принцип, о котором уже говорилось: система нейронов, достигая определенного уровня сложности, начинает обретать свойства, не сво­димые только к свойствам нейронов. Возникает Разум как некоторое системное свойство человеческого мозга. Сформулированная гипо­теза имеет и определенные экспериментальные основания: по срав­нению с корой головного мозга взрослого человека кора головного мозга младенца устроена значительно проще и не способна к рассу­дочным разумным действиям. В какой-то степени это соображение действительно доказательно, поскольку процесс развития отдельного организма как бы воспроизводит эволюционный процесс, приведший к его созданию.

Но феномен формирования разума проявляется не сам по себе. Для его эффективного использования человечеством необходим еще целый ряд обстоятельств. О некоторых из них речь пойдет ниже.