Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Текст Экономическая история России 1861-2001.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
1.65 Mб
Скачать

3. Эффект реформ

«Великие реформы» императора Александра II дали мощный толчок промышленному развитию России. Важным показателем этого развития явился рост удельного веса городского населения и изменение его сословно-классовой структуры: с 1863 по 1897 год население городов выросло в 2,5 раза – с 6 до 17 млн, а все население страны выросло в 1,5 раза. Удельный вес городского населения к концу XIX века составил 13,5%. В сословно-классовой структуре города буржуазия, помещики и высшие чиновники составили 11%, ремесленники и лавочники – 24%, рабочие – 52%.

К 1880-м годам в России завершался промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному производству (то есть завершался переход от мануфактурного производства к фабричному).

Промышленный переворот в России проходил в две стадии:

1) в 1830-1840 годах – в хлопчатобумажной промышленности;

2) в 1870-1880 годах – на железнодорожном транспорте и в тяжелой промышленности.

Особое место в экономической истории России второй половины XIX – начала ХХ века занимает строительство железных дорог.

Темпы железнодорожного строительства в стране, особенно с 60-х годов XIX века, были настолько интенсивны и результативны, что весьма точно характеризовались нашими исследователями как «рельсовая лихорадка», «концессионная лихорадка» или «железнодорожное чудо». Например, в конце века в России ежегодно укладывалось в среднем по 2,6 тысяч верст рельсовых путей, а в 1899 году было уложено 4 тысячи 692 версты, что даже по сегодняшним меркам много.

Основную роль в железнодорожном строительстве сыграли частные акционерные общества, которым государство выдавало концессии на строительство железных дорог. Расцвет частного железнодорожного строительства пришелся на период с начала 1860-х годов и до начала 1880-х годов. С 1866 по 1880 год в стране было выдано 53 железнодорожные концессии на постройку дорог протяженностью 15 тысяч верст.

В итоге, по состоянию на период перед началом Первой мировой войны, русская статистика относила на счет железнодорожных концессионеров 39 тысяч 40 верст железных дорог, открытых для движения в период 1841-1913 годов. Казна за тот же период пустила в эксплуатацию 24 тысячи 740 верст. Таким образом:

удельный вес концессионеров составил 61,2%,

удельный вес казны составил – 38,8%.

Это процентное соотношение фактически подтверждается процентным соотношением, сложившимся к 1914 году в общей сумме основного капитала железных дорог общего значения. На его формирование было затрачено:

63% средств, полученных путем гарантированных государством облигационных займов частных железнодорожных обществ,

37% средств поступило из государственного казначейства.

Кстати, строительство самой протяженной в мире железной дороги – Транссибирской магистрали – осуществлялось за счет государственных средств. Сооружение Транссиба началось в 1893 году при императоре Александре III и закончилось при императоре Николае II. Магистраль протяженностью 7,5 тысяч километров была построена всего за 10 лет и силами всего 8 тысяч артельщиков. Стоит заметить, что строителям Транссиба очень хорошо платили, и после завершения работ многие из них смогли открыть свое дело.

Массовое железнодорожное строительство вызвало мощный мультипликационный эффект – оно дало толчок и потребовало развития смежных отраслей. Следовали многочисленные заказы на локомотивы, вагоны, рельсы, шпалы, масштабные строительные работы, продовольствие для строителей. Железнодорожное строительство, таким образом, являлось важнейшим фактором экономического прогресса. Оно гарантировало огромный спрос на металлы, уголь, строительные материалы и форсировало темпы роста тяжелой промышленности.

В свою очередь, темпы роста тяжелой промышленности сказались на отраслевой структуре промышленности. Появились новые отрасли: нефтяная, нефтеперерабатывающая, машиностроительная. Темпы роста отразились и на территориальном размещении промышленности. Помимо старых индустриальных районов – Центрального, Петербургского и Уральского – появились новые, такие как Южный угольно-металлургический район (Донбасс и Кривой Рог), Бакинский нефтедобывающий район. Возникли новые промышленные центры – Баку, Харьков, Юзовка, Горловка. Ведущая роль в добыче угля и производстве чугуна перешла от Урала к предприятиям Юга России.

За период 1860-1891 годов:

добыча угля выросла в 21 раз;

производство чугуна – в 3 раза;

железа и стали – в 4,7 раза;

добыча нефти – в 476 раз (!).

В конце XIX века были построены новые машиностроительные заводы. Например, в тот период в стране уже работало 7 паровозостроительных заводов. Они имели годовую производительность в 1200 паровозов. Для сравнения: Франция в тот же период ежегодно выпускала 500 паровозов, а Германия – 144. Производство вагонов в России достигло объемов выпуска на германских заводах, то есть – около 30 тысяч товарных и 6 тысяч пассажирских вагонов в год.

Пореформенный экономический подъем в промышленности и сельском хозяйстве сказалось на росте внутренней и внешней торговли. Быстрым темпом пошел рост внутреннего товарооборота – с 2,4 млрд рублей в 1873 году до 11-12 млрд в 1900 году. Менялись организационные формы торговли – традиционные сезонные ярмарки все более уступали место торговым компаниям, сетям магазинов и складов. Правда, это было характерно для крупных городов, а в малоразвитых районах ярмарки продолжали доминировать. В России начали активно формироваться товарные биржи, чаще всего специализированные: хлебные, лесные, мануфактурные и пр.

Переход к товарному сельскому хозяйству стимулировал рост хлебного рынка. С 1861 по 1891 год он вырос более чем в 2 раза. Из общего объема производимого хлеба, 60% потреблялось внутри страны, а 40% экспортировалось. Быстро развивался рынок промышленных товаров, ввиду сформировавшегося устойчивого спроса на машины, сельскохозяйственные орудия, нефтепродукты, ткани, обувь. Потребителями товаров было не только городское население, но ими все больше становилось сельское население. Таким образом, в стране происходило разрушение натурального хозяйства и обмена.

Россия втягивалась в мировой рынок, о чем говорили возросшие объемы внешнеторгового оборота. Объем торговых операций за 1861-1900 годы вырос в 3 раза – с 403 млн до 1 млрд 300 млн рублей, причем стоимость экспорта на 20% превосходила стоимость импорта. То есть, Россия получила активный внешнеторговый баланс.

В структуре экспорта 47% приходилось на хлеб. За 1861-1900 годы он вырос в 5,5 раз. Экспорт зерна был главным источником получения дополнительных средств для промышленного развития. Выходил на ведущие позиции и другой экспортный товар – нефть. Нефтяная промышленность развивалась бурно, и главным образом была сосредоточена в Баку. И если в 1870 году в стране было добыто 1,8 млн пудов нефти, то в 1890 году – уже 241 млн пудов (рост в 134 раза). Россия стала крупнейшим в мире экспортером нефти, а с 1901 года на нее приходилась половина мировой нефтедобычи.

В структуре импорта основными статьями были средства производства (до 75% к 1913 году), то есть – машины, промышленное и сельскохозяйственное оборудование, сырье. Основная часть внешнеторгового оборота – 75-80% – приходилась на Англию, Германию и Францию, остальные 20-25% – на США и азиатские страны.

В начале века экономика России вступила в период спада. Тем не менее, общее развитие промышленности продолжалось, хотя и проходило очень неравномерно. Так, если выплавка чугуна сократилась на 3%, то выплавка стали увеличилась на 24%; если добыча нефти снизилась на 24%, то добыча угля увеличилась в 1,5 раза. Как это ни противоречиво, но за годы спада (до 1909 года) количество занятых рабочих возросло на 21%, а общий выпуск промышленной продукции вырос на 37%, что демонстрировало общее повышение производительности труда в промышленности.

Новый период промышленного подъема в России пришелся на 1909-1913 годы. Особо быстрые темпы наблюдались в производстве промышленной продукции. По темпам роста Россия опережала Англию, Францию, Германию и США. Среднегодовой прирост промышленной продукции составил 9%. В национальном доходе поступления от промышленности почти сравнялись с поступлениями от аграрного сектора. Промышленное производство удовлетворяло уже 80% внутреннего спроса. Особо динамично развивались такие промышленные районы, как Центральный, Северо-Западный, Урал, Донбасс, Кривой Рог, Прибалтика и Польша, которые сосредоточили до 85% рабочих и производили до 75% валовой промышленной продукции.

Темпам роста и концентрации производства способствовало широкое развитие акционерных форм собственности (т.е. развитие корпоративных форм собственности, характерных для индустриальной эпохи). В 1899 году в стране имелось 504 акционерных общества, а совокупный акционерный капитал оценивался в 2,2 млрд рублей. К 1914 году в России насчитывалось уже 2262 акционерных общества с совокупным капиталом в 4,6 млрд. рублей.

Бурное акционерное учредительство в России мотивировалось в частности тем, что акционерная форма облегчала финансирование предприятий. Небольшие размеры акций и ограниченность ответственности по акциям давали возможность создать крупные предприятия в то время, когда каждый отдельный акционер являлся средним, а иногда даже мелким инвестором. К концу XIX века акционерная форма уже исторически сложилась как та форма, при которой легче всего достигалась мобилизация необходимых средств для функционирования крупных предприятий.

В экономике России наблюдалось также усиление монополистических тенденций. Первые монополистические объединения появились уже в конце 1870-х годов. Благодаря высокому уровню концентрации экономических ресурсов они создавали возможности для ускорения технического прогресса и условия для извлечения высоких прибылей.

Первой формой монополистического объединения являлся картель (временное соглашение самостоятельных предприятий с целью установления контроля над рынком определенного товара или услуги). Он предусматривал установление обязательных для всех участников минимальных цен на товары и услуги; разграничение районов сбыта, определение общего объема производства или сбыта и доли в нем каждого участника, общие условия найма рабочей силы, обмен патентами и т.д. Первый картель в России появился в 1875 году, когда несколько страховых компаний подписали «Конвенцию общего тарифа». К 1881 году относится картельное соглашение между Санкт-Петербургским Международным коммерческим банком и Русским для внешней торговли банком.

Для промышленности наиболее типична была форма синдиката (соглашения самостоятельных предприятий о совместной коммерческой деятельности при сохранении производственной самостоятельности). Первые промышленные синдикаты в России возникли в отраслях, связанных с железнодорожным строительством:

«Союз рельсовых фабрикантов» (1882),

«Союз фабрикантов рельсовых скреплений»(1884);

синдикат по строительству железнодорожных мостов (1887).

Синдикаты появились и в других отраслях экономики. В 1887 году появился синдикат мирового уровня – «Союз русских сахарозаводчиков».

В начале XX века синдикаты наиболее активно создавались в отраслях тяжелой промышленности: добывающей, металлургической, машиностроительной. Самым крупным синдикатом в России был «Продамет», который был организован в 1902 году с целью сбыта изделий металлургических заводов. В том же году появился синдикат «Трубопродажа», а в 1903-1907 годах возникли синдикаты «Продуголь», «Кровля», «Медь» и «Продруд».

Для нефтяной промышленности были характерны тресты. При этой форме предприятия теряли коммерческую и производственную самостоятельность, подчиняясь единому управлению. Владельцы предприятий, вошедших в трест, превращались в акционеров треста. Одним из крупнейших трестов являлось «Товарищество братьев Нобель», которое осуществляло добычу, хранение, транспортировку, переработку и продажу нефти и нефтепродуктов.

Монополии появились также в легкой и пищевой промышленности. Однако процесс монополизации там отставал от процесса монополизации тяжелой индустрии. Всего же, к 1914 году в России насчитывалось более 200 монополистических объединений разного типа.

Конец XIX века знаменателен также появлением в российской экономике признаков сращивания банковского и промышленного капиталов и образования на их основе финансового капитала. Более того, крупный частный коммерческий банк с группой патронируемых им предприятий разнообразных отраслей стал характерным для России видом финансово-капиталистических отношений.

Но и сам банковский капитал монополизировался. Например, в 1904 году образовался крупнейший на Юге России Азовско-Донской банк, поглотивший Петербургско-Азовский, Минский и Киевский коммерческие банки. Впрочем, процесс концентрации банков подразумевал не только поглощение мелких банков более крупными, но и объединение банков на основе общности интересов.

Необходимо напомнить, что образованием первых частных акционерных банков в России характеризовалась вторая половина 1860-х годов. В 1864-1873 годах их было около 40. Так за очень короткое время в России сложилась разветвленная банковская система.

К началу XX века страна была охвачена сетью промышленных, торговых и ипотечных банков. Они выдавали кредиты и ссуды под залог земельной собственности. Образовались многочисленные общества взаимного кредита (ОВК) и кредитные кооперативы, сочетавшие в своей деятельности черты сберегательной кассы и кассы взаимопомощи, а также городских банков, привлекавших депозиты и осуществлявших подтоварное кредитование. Основная роль в банковской сфере принадлежала трем российским столицам – Петербургу, Москве и Варшаве.

Сферы деятельности банков существенно различались. Значительную роль в российской экономике играла так называемая «Большая пятерка» частных коммерческих банков:

1) Русско-Азиатский банк,

2) Петербургский Международный банк,

3) Азовско-Донской банк,

4) Русский для внешней торговли банк,

5) Русский торгово-промышленный банк.

Они представляли собой первую финансовую группу частных акционерных коммерческих банков, и часто вели совместную деятельность с иностранными банками: «Креди Мобиль», «Лионский Кредит», «Дисконто-Гезельшафт» и др. Банки «Большой пятерки» распространили свои интересы на военную, нефтяную, текстильную, машиностроительную, угольную, сахарную и табачную промышленность, цветную металлургию.

Например, Петербургский Международный банк имел участие в Русско-Бельгийском металлургическом обществе, Обществе Харьковского паровозостроительного завода, Обществе Коломенского машиностроительного завода, Обществе заводов «Сормово», Русском обществе машиностроительного завода Гартмана, Акционерном обществе Николаевских заводов и верфей, Русском акционерном обществе артиллерийских заводов и др.

Вторая финансовая группа – это Сибирский торговый банк, Петербургский Учетно-Ссудный банк, Петербургский Частный коммерческий банк, Московский Соединенный банк и Коммерческий банк в Варшаве. Они специализировались, как правило, на региональных банковских операциях.

Однако они могли входить в соглашения с банками «Большой пятерки» с целью совместного участия в реализации крупных проектов по всей России. Примером может служить совместное участие Петербургского Международного банка, Учетно-Ссудного и Частного коммерческого банков в учреждении Русского акционерного общества артиллерийских заводов, создававшегося для строительства и эксплуатации орудийного завода в Царицыне.

И, наконец, третья финансовая группа была представлена Волжско-Камским и Московским купеческим банками. Эти учреждения отличались высокой долей операций с вкладами, преобладанием вексельных и подтоварных кредитов, отсутствием связи с иностранным капиталом и кредитованием, в основном, текстильной промышленности.