Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 1. Архитектура первобытнообщинного перио...doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
45.05 Mб
Скачать

6. Архитектурные особенности кромлеха Стоунхендж (XIX-XVI вв. До н. Э.)

Наиболее известной солнечной обсерваторией бронзового века, конечно же, является Стоунхендж. О том, что этот памятник был связан именно с культом солнца, писал Диодор Сицилийский: «На острове есть великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, сферический по форме…. Говорят также, что бог посещает остров каждые девятнадцать лет; это период, за который звезды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место. При своем появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролет от весеннего равноденствия до восхода Плеяд…» [7]. О нем упоминали в своих трудах Юлий Цезарь, Тацит и другие греческие и римские историки. В 1605 году впервые был зарисован архитектором Иниго Джонсом (рис. 1.19, 1.20).

Рис. 1.19. Общий вид Стоунхенджа (1800-1500 гг. до н. э.)

Рис. 1.20. Стоунхендж. Общий вид; траектория солнечного луча в канун летнего солнцестояния

Этот памятник был построен в 1800 году до н. э. и пережил несколько реконструкций. В течение 1850-1500 гг. до н. э. перестраивался трижды. Первый вариант был выполнен из серого сарсена (местная порода песчаника), второй – из голубоватых камней, привезенных из Уэльса (транспортный путь – порядка 250 км). Третий вариант включал камни обоих видов. Окончательный вариант датируется 1500 годом до н. э. (рис. 1.21). Вероятный автор последнего варианта – безымянный зодчий с острова Крит, о чем свидетельствует изображение минойского кинжала на одном из камней.

Рис. 1.21. Общий вид, аэрофотосъемка и план Стоунхенджа (1800-1500 гг. до н. э.):

В состав Стоунхенджа входили следующие компоненты:

1 – алтарный камень 4,8×1,0×0,5 м; 2 – трилиты (высота камней 6,0-7,2 м, диаметр подковы 15 м); 3 – кольца голубых камней; 4 – сарсеновое кольцо (30 камней высотой по 5,5 м, диаметр кольца – 31 м); 5 – кольцо лунок «Z» (30 лунок, диаметр кольца 40 м); 6 – кольцо лунок «Y» (30 лунок, диаметр кольца 53,4 м); 7 – кольцо лунок Джона Обри (56 лунок, диаметр кольца 87,8 м); 8 – внутренний меловой вал (диаметр вала – 100 м, ширина – 6,0 м, высота – 1,5 м); 9 – внешний земляной вал (диаметр вала – 115 м, ширина – 2,5 м, высота – 0,5-0,8 м); 10 – аллея; 11 – «Пяточный камень» Хеле (высота 6 м, вес – около 35 тонн)

Давно уже было замечено, что в семидесяти метрах от внешнего кольца Стоунхенджа стоит Хеле (Пяточный камень). Он как бы замыкает ось, идущую от алтарной плиты в центре святилища. Если в период летнего солнцестояния смотреть на этот камень со стороны алтаря, можно убедиться, что солнце восходит точно над ним. Это явление впервые отметили в III-II тыс. до н. э. Еще в начале нашей эры друиды праздновали здесь начало нового солнечного года, принося «сияющему» Лугу человеческие жертвы.

Джеральд Хоккинс был уверен, что многие камни внутри и за пределами Стоунхенджа ориентированы на точки восходов и заходов солнца и Луны в различные периоды года: «Пользуясь современной вычислительной техникой, (он) доказал, что большой менгир указывает направление на точку восхода Солнца в летнее солнцестояние, а камни F и D – предельные азимуты восходов Луны, повторяющихся каждые 18,61 года. Выяснилось также, что четыре опорных камня – ориентиры на точки равноденствий…» [8] (рис. 1.22, 1.23).

«В начале нашего века известный английский астрофизик Джозеф Норман Локьер пришел к выводу, что заключения другого английского исследователя доктора Уильяма Стьюкли, высказанные еще в середине XVIII века, имеют под собой весьма веские основания. Речь в данном случае идет о продуманной координации древних памятников, предназначенных для наблюдений за небом и звездами, друг с другом, об отражении ими некоей модели, выраженной строго рассчитанным расположением святилищ, менгиров, групп камней и т. д.

Рис. 1.22. Стоунхендж. Проект реконструкции

Рис. 1.23. Стоунхендж. Утро в дни летнего солнцестояния (22-24 июня)

Альфред Уоткинс после смерти Н. Локьера выдвинул дерзкую идею о расположении святилищ и прочих древних сооружений по линиям, которые прослеживались за пределами видимого горизонта на многие десятки миль. Такого рода линии («дороги») со своеобразными вехами (памятниками вроде отдельных камней, колец, куч, каменных глыб, курганов, колодцев, храмов и с характерными природными «зарубками» на горизонте в виде эффективных скальных выступов) были ориентированы астрономически значимо и образовывали строгую систему. Эти линии покрывали, как сетью, значительные по площади районы, и, следуя по ним, можно было, не теряя ориентировки, путешествовать по стране.

Окончательный удар по скептикам в данной проблеме нанесен профессором Оксфордского университета А. Томом, который, обследовав на островах Англии сотни памятников со стоячими камнями, пришел к выводу, что они сооружались по единым стандартам и канонам, близким принятым пифагорейской школой. К началу второго тысячелетия до н.э. люди, жившие на территории нынешней Англии, использовали стандартную единицу измерения, которую А. Том назвал «мегалитическим ярдом», равным 2,72 фута (82,9 см)…» [4, С. 42].

По мнению Н.И. Брунова, в кольца лунок «Z», «Y» и Обри было положено по два камня – белого и черного. Дежурные жрецы-друиды перекатывали эти камни из одной лунки в другую через определенные периоды времени. Различные сочетания камней позволяли им предсказывать различные природные явления – затмения, приливы и т. п. В то же время Дж. Вуд довольно скептически оценивает астрономический потенциал Стоунхенджа: «Мы не должны предаваться соблазну и видеть в нём доисторический прототип Гринвичской обсерватории. Та научная астрономия, которую мы знаем теперь, возникла лишь несколько веков назад, а люди позднего неолита, хотя они и вели тщательные наблюдения солнца и Луны, делали это из религиозных побуждений, а не ради изучения небесной механики. Вот почему мы находим кремированные останки во рву и человеческие кости в лунках Обри…. После постройки сарсенового кольца и трилитов в Стоунхендже-III возможности для драматических эффектов в церемониях, связанных с солнцеворотами, безмерно расширились, и как знать – может быть, именно для этого они главным образом и были воздвигнуты…» [8, С. 227-228].