Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MPUD 03 История МПЮД.DOC
Скачиваний:
8
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
81.92 Кб
Скачать

8

Тема 3.

История правового образования и методики преподавания юридических дисциплин в россии.

ВОПРОСЫ:

1. Состояние правового образования и методики его преподавания до

до 1917 года.

2. Советский период развития правового образования.

3. Современное правовое и юридическое образование и методика его

преподавания.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Л. А. Воскобитова и др. Профессиональные навыки юриста. Опыт практического обучения. Изд - во “Дело”, М., 2001.

2. Россия - Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. - Л., 1991.

3. Б. А. Кистяковский. В защиту права. // Вехи. - М., 1991.

4. Л. Н. Боголюбов. Актуальные вопросы обществоведческого образования. // Обществоведение в школе. № 1- 3, 1997.

5. С. А. Морозова. Методика преподавания права в школе. Издательский дом «Новый учебник», М., 2002.

По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим

Сим исчадием сатаны.

Широки натуры русские

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Юридических начал... Алмазов, поэт- юморист начала 20 века.

1. Состояние правового образования и методики его преподавания до 1917 года.

Истоки юридического образования как такового в России относятся лишь к 18 веку, хотя в грамоте, данной в 1682 году царем Федором Алексеевичем Славяно-греко-латинской академии, предписывалось преподавание «учения правосудия и духовного и мирского». Однако предписание осуществить не удалось.

Во времена царя Петра 1 начали переводить книги по праву. Основанием для этого послужила резолюция царя от 1718 года на представленный ему доклад «О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтоб оных в малое время в совершенство представить». В резолюции предлагалось «начать переводить книги юриспруденции».

Среди первых переводных книг по праву была работа Самуила Пуфендорфа (1632 – 1694) – представителя естественной школы права в Германии. Она называлась «Об обязанностях гражданина и человека». Книга С. Пуфендорфа стала в России руководством по обучению правоведению.

В то же время делались попытки создать учебные заведения, где было бы возможно осуществлять правовое обучение. Так, одна из инструкций, появившихся в петровские времена, предписывала учредить «краткую школу для изучения гражданских и экономических дел», где юридическое образование должно было сочетаться с экономическим. Эта модель, несомненно, является прообразом лицеев и колледжей экономического профиля. Данное предписание не осталось лишь на бумаге. В коллегии юнкеров была предпринята попытка практического обучения праву.

Уже позднее Екатерина II в своем «Наказе» писала о необходимости распространения в народе сведений о действующем законодательстве, объясняя свою позицию следующим образом: «в противном случае гражданин будет зависеть от некоторого числа людей, взявших к себе в хранение законы и толкующие оные. Преступления не столь часты будут, чем больше людей Уложение читать и разуметь станут. И для того предписать, чтобы во всех школах учили детей грамоте попеременно из церковных книг и из тех книг, кои законодательство содержат». Это высказывание свидетельствует о существовавшем уже в XVIII в. глубоком понимании связи права, морали и нравственности.

В 1725 г. в Петербурге была учреждена Академия наук, в структуру которой вошли собственно академия, институт и гимназия. В этом первом в истории Российского государства университете открылась кафедра правоведения, где преподавали политику, этику, право натуры. Первоначально курсы читали иностранцы, например, профессор Кенигсбергского университета Бекенштейн, заключивший пятилетний контракт; Х. Фр. Гросс, руководствовавшийся, в частности, книгой С. Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека» (в числе его учеников был русский поэт и дипломат князь Антиох Кантемир). Особо следует отметить Штрубе де Пирмонта — секретаря фаворита Анны Иоанновны Бирона, сделавшего первую попытку составить руководство к изучению действующего русского права. В настоящее время сохранилась рукопись, принадлежащая перу Штрубе де Пирмонта, озаглавленная «Краткое руководство по российским правам». Автор, считая недостаточным объяснять юношеству в Российской империи только гражданское право древних римлян, предложил составить руководство к действующему российскому праву. В 1747 г. Академия согласилась на это предложение. Но когда рукопись была составлена, академическая канцелярия осталась недовольна содержанием пособия: «при точнейшем рассмотрении оказалось, что оная книга сочинена не тем образом, как он обязался и ее назвал, то есть кратким руководством, ибо в оной ничего более не учинено, как только под кратким заглавием расположен материал и содержание указов, регламентов, например, вексельный устав, весь воинский устав, большая часть Уложения и Указной книги...». Таким образом, пособие Штрубе де Пирмонта представляло собой систематически расположенную выборку действовавших в то время законов. В результате было принято решение — книгу не печатать. Юристы более позднего времени, в частности, Николай Михайлович Коркунов (1853 — 1904), оценивая эту историю, писали о своем несогласии с данной характеристикой работы де Пирмонта на том основании, что в канцелярии в то время не было ни одного юриста, а следовательно, оценить по достоинству значение этой работы было некому.

В XVIII в. юридическое образование можно было получить и в кадетском корпусе — среднем военном учебном заведении, учащиеся которого изучали юриспруденцию на третьей ступени обучения. В 1731 г. Анна Иоанновна повелела учредить корпус кадетов, где «обучали арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии и шпажному действию». «А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, також и в государстве не меньшее нужно политическое и гражданское обучение: того ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции».

Следует отметить, что юриспруденция, по-видимому, не пользовалась популярностью среди обучающихся: из 2478 русских кадетов в 1733 г. юриспруденции училось только 11'. Тем не менее, слушание указов проводилось по два дня в неделю, ибо «небесполезно есть, чтоб оным из кадетов, обучающихся юриспруденции для знания российских гражданских прав, в некоторые дни слушать уложения, уставы, регламенты и указы». А в инструкции 1789 г. предписывалось преподавать уже известную нам книгу С. Пуфендорфа «Об обязанностях человека и гражданина».

Начало высшего юридического образования в России было положено открытием в 1755 году Московского университета и юридического факультета. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает, что “в 1765 году на всем юридическом факультете был только один студент и до первых годов царствования Екатерины 2 весь юридический факультет сосредоточивался в одном профессоре Дильтее.” Профессорами правоведения, как правило, были иностранцы, но они воспитали первых русских юристов. Со временем появились и русские профессора правоведения. Среди них можно; назвать Семена Ефимовича Десницкого (ок. 1740 — 1789) — правоведа, просветителя, профессора права Московского университета. Известно, что С. Е. Десницкий учился у Филиппа Генриха Дильтея — тирольца, приехавшего в Москву в 1756 году. Десницкий закончил духовную семинарию Троице-Сергиевой лавры, затем Петербургскую академию и был направлен для продолжения образования в Англию в университет Глазго. По, окончании университета Десницкий защитил докторскую диссертацию по римскому праву, получил ученую степень доктора права и вернулся на родину. В правовой сфере Десницкий разработал ряд институтов, например, он предложил деление права на государственное, гражданское, уголовное и судебное. Его перу принадлежит «Слово о прямом и ближнем способе к научению юриспруденции» (М., 1768). Десницкий перевел труд английского юриста Блэкстона «Истолкование английских законов г. Блэкстона», участвовал в составлении «Словаря Академии Российской», в котором дал толкование юридических терминов, используемых в русских судебниках и Соборном уложении 1649 года.

В конце 18 начале 19 века открываются университеты в Вильно, Дерпте, затем в Казани, Харькове и Санкт-Петербурге, в каждом из них был открыт юридический факультет. Кроме университетов юридическое образование можно было получить в военно-юридической академии, которая имела 3-х летний юридический курс, в Демидовском лицее в Ярославле и в двух привилегированных дворянских учебных заведениях: Александровском лицее и Императорском училище правоведения, открытом в 1835 году в Санкт - Петербурге.

Ярким примером юридического образовательного учреждения данного периода является Императорское училище правоведения, которое по статусу было приравнено к Царскосельскому лицею и принималось в него не более 100 человек из потомственных дворян. Полный курс обучения составлял 6, а позднее 7 лет с практическим уклоном для государственной службы. В программу обучения, кроме предметов общего образования, входили энциклопедия правоведения, история правоведения, российское законоведение, римское законоведение, практическое судопроизводство. Для преподавания в училище приглашались лучшие профессора и правоведы столицы: знаменитые юристы А. Ф. Кони, В. Д. Спасович, известный криминалист Н. С. Таганцев и многие другие.

В первой половине 19 века преподавание юридических наук в России сводилось к законоведению, то есть к простому пересказу действующего законодательства, сообщению при этом отрывочных сведений из области государственного, гражданского и уголовного законодательства. Историческое и теоретическое осмысление излагаемого материала практически отсутствовало.

Методика преподавания в вузах была простой и примитивной - читали лекции и сдавали экзамены.

В 1860-х гг., когда кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, их учебный план продолжал включать в себя законоведение. Методика изучения законов сводилась, как правило, к их механическому заучиванию. В 1849 г. законоведение было введено в гимназиях вместо древних языков. А гимназисты, имеющие «особенные и отличные» познания в российском законоведении, получали право на 14-й чин, если они шли на государственную службу.

С появлением в начале 19 века гимназий в среднее образование приходит правовой курс, который носил название “Законоведение”. Преподавался он в гимназиях и кадетских корпусах и сводился к заучиванию действующего законодательства Российской империи.

После либеральных реформ 60 - 70 - х годов 19 века, которые изменили в лучшую сторону положение дел в высших учебных заведениях, появилась возможность повысить научно - теоретический уровень преподавания. Преобладающими формами занятий были слушание лекций, чтение специальной учебной литературы, рекомендуемой программами и преподавателями, а также семинарские и практические занятия. Освоение учебного материала контролировалось в рамках зачетов и экзаменов. На юридических факультетах практиковалось написание различного рода сочинений с элементами научного исследования, за которые студенты получали премии и медали.

В 1881 году содержание правового курса в военных училищах пересматривалось. Главное управление военно-учебных заведений обратилось к профессору К. Д. Кавелину с просьбой высказать предложения по улучшению преподавания “Законоведения”. Кавелин представил записку военному министру графу Д. А. Милютину с изложением концепции преподавания “Законоведения” во всех средних учебных заведениях. Кавелин считал, что “цель курса - вооружить молодых людей, готовящихся к самостоятельной жизни и службе, ясными и точными понятиями о тех началах и учреждениях, на которых зиждется государственная, общественная и семейная жизнь”. Предполагалось, что небольшой по объему курс познакомит учащихся “с существенными и главнейшими условиями устроенного человеческого общежития”. Его основная задача - “объяснить слушателям такие понятия из области этики, политической экономии, народного хозяйства и международного права, которые теперь в средних учебных заведениях не преподаются, а между тем составляют насущную потребность каждого человека”. На Кавелина была возложена подготовка программы курса “Законоведение” с обоснованием включаемого материала, а также учебника. В 1889 году был создан учебник “Основные понятия о нравственности, праве и общежитии” профессором Военно-юридической Академии А. Мушниковым. В 1894 году программа курса была доработана, а затем Мушников выпустил новое издание учебника, который имел три раздела: 1 основы нравственности, 2 основы правоведения, 3 формы общежития. “Законоведение” преподавалось в реальных и коммерческих училищах в выпускных классах. Есть сведения, что в гимназиях Орла, в том числе и женских: Аблецовой и Байковой курс “Законоведения” преподавался.

В общем, правовое образование в России было развито слабо и недостаточно, юристов не хватало.

Общественное значение права было низким. Как указывает известный юрист один из авторов сборника “Вехи” Б. А. Кистяковский: “За всю (дореволюционную) историю России не появилось ни одного правового произведения, имеющего общественный резонанс. В развитии общества не участвовала ни одна правовая идея”. Герцен писал, что русский какого звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно также поступает правительство.