Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИИ ПИЩЕВАРЕНИЯ...doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
152.06 Кб
Скачать

Полтырев с. С, Курцин и. Т.

П52 Физиология пищеварения: Учеб. пособие для студ. ун-тов и пед. ин-тов.— М.: Высш. школа, 1980. — 256 с, ил.

В пер.: 75 к.

В пособии содержатся данные, характеризующие состояние органов пищеварения при разных температурах окружающей среды, на высотах, при беременности и лактации, болевых ощу­щениях, умственной и мышечной деятельности. Рассмотрены вопросы гигиены питания детей и подростков, заболевания пи­щеварительных органов, возникающие вследствие нарушения режима питания. Дано представление о функциональной связи пищеварительной системы с другими системами организма и механизме ее осуществления. Книга может быть полезна спе­циалистам-физиологам, врачам, эндокринологам.

Предисловие

Пособие написано с учетом раздела «Фи­зиология пищеварения» современных про­грамм курсов «Физиология человека и живот­ных», «Возрастная физиология», «Школьная гигиена», в которых основное место занимает физиология пищеварения как начальный этап обмена веществ, составляющий основу жизни животного организма. Этот раздел физиоло­гии, созданный Иваном Петровичем Павло­вым, получил дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей как в СССР, так и за рубежом.

Книга знакомит студентов с историей раз­вития физиологии пищеварения в нашей стра­не и за рубежом; современным состоянием учения о работе органов пищеварения в нор­ме и при патологии у взрослых и детей; вопро­сами гигиены питания; современными мето­дами исследования пищеварения у человека и животных в эксперименте. Большое место занимают вопросы регуляции деятельности пищеварительной системы.

Все предложения, дополнения, критические замечания, направленные на улучшение на­стоящего пособия, будут приняты с благодар­ностью.

Авторы

Глава 1 история развития физиологии пищеварения

Современный уровень представлений о физиологии пищеварения тесно связан с замечательными исследова­ниями великого русского ученого Ивана Петровича Пав­лова (1849—1936) н его школы, сыгравших выдающую­ся роль в истории физиологии вообще и физиологии пищеварения в частности. Исследования И. П. Павлова стали отправным пунктом для создания объективного, строго научного метода изучения деятельности голов­ного мозга, при помощи которого было разработано ге­ниальное учение о высшей нервной деятельности. Они легли в основу современных знаний по физиологии п па­тологии пищеварения человека и животных, став поис­тине неисчерпаемой сокровищницей новых творческих дерзаний ученых.

Мыслители и врачи разных времен интересовались ходом пищеварительного процесса. Над ним задумыва­лись философы Аристотель и Декарт, но размышления их носили отвлеченный характер и были чисто умозри­тельными. Нужно было опытным путем изучить и по­нять, как пища, поступившая в организм, подвергается перевариванию, превращаясь в конечном счете в клетки и ткани человека и животного. Нужно было узнать, как работают органы пищеварения и какие жидкости они выделяют в просвет желудочно-кишечного тракта, под влиянием которых происходит переваривание сложней­ших пищевых веществ и усвоение их организмом. Эти и многие другие вопросы, связанные с процессом пище­варения, должны были привести к выводу о том, что для их выяснения единственно возможным является экс­периментальный путь изучения.

В XVII в. Репе де Грааф изучал слюнную и панкреа­тическую секрецию у собаки, вводя в протоки околоуш­ной и поджелудочной желез трубочки, однако получен­ные при этом данные мало обогатили физиологию.

В XVIII в. Спалланцани и Реомюр пытались получить желудочный сок, вводя в желудок привязанную на ни-

точке резиновую губку. Примитивность методики и не­точность проводимого анализа не дали ясного и полного представления о секреторной функции желудка.

В начале XIX в. Пру обнаружил в желудочном содер­жимом наличие соляной кислоты, но не объяснил ее зна­чения для желудочного пищеварения и роли в механиз­ме регуляции деятельности органов пищеварения.

С 1825 по 1833 г. Бомон проводит наблюдения над желудочной секрецией у человека, имевшего после ра­нения свищ желудка. Полученные при помощи этих ори­гинальных но тому времени исследований данные были отрывочны и недостаточно достоверны. При проведении наблюдений Бомон не учитывал исходного функциональ­ного состояния железистого аппарата, не принимал во внимание роли влияний коры больших полушарий го­ловного мозга в процессе возбуждения секреторных кле­ток и не дал точной характеристики количественного и качественного состава желудочного сока при действии тех или иных пищевых раздражителей. То же самое можно сказать и относительно исследований, проведен­ных позднее Бушем па человеке со свищом тонкой киш­ки и Рише — па человеке со свищом желудка.

Отсутствие хорошо разработанных эксперименталь­ных методов исследования приводило в ряде случаен к использованию примитивных приемов наблюдения. Например, Тидеман и Гмелин, а впоследствии Браун с целью выяснения роли механического раздражения в процессе возбуждения желудочной секреции вводили в желудок животных мелкие камни и спустя несколько часов, убив животных, смотрели, имеется ли в желудке сок. Полученные данные были разноречивы п мало убе­дительны. Подобный прием применяли и. другие авторы. Так, Леуре и Лассажне давали собакам проглатывать кусочки губки и через 24 ч, убив животных, исследовали кишечное содержимое, выжатое из губок. Такие методы исследования вели к противоречивым результатам, а по­рой и к неверным взглядам на функцию пищеваритель­ных желез.

На основании проведенных наблюдений Шульц пи­щеварительную функцию приписывал только слепой кишке, а Блондло, подробно описывая различные пище­варительные соки, отрицал какое-либо переваривающее действие кишечного и панкреатического соков на пищу. К отрицанию способности кишечного сока переваривать

пищу (белок и крахмал) пришел на основании своих опытов и Функ.

В 1842 г. талантливый русский хирург В. А. Басов, наложив фистульную трубку на желудок собаки, впер­вые предложил новый метод исследования желудочной секреции. Собак с хронической фистулой желудка В. А. Басов и известный русский физиолог А. М. Фило-мафитский демонстрировали студентам во время лекций. Этот оперативный прием, безусловно, сыграл прогрес­сивную роль в развитии экспериментальной физиологии, но данные, полученные при опытах на животных, опе­рированных таким образом, отличались большой неточ­ностью, так как деятельность желудочных желез опре­делялась на основании анализа не чистого секрета, отделяемого клетками, а содержимого желудка, состоя­щего из смеси желудочного сока с пищевой массой.

В 1849 г. Барделебен впервые произвел на собаке операцию перерезки пищевода (эзофаготомию), но ни сам автор, ни последующие физиологи не использовали этот ценный оперативный прием для научно-исследова-/гельских целей.

- Ряд исследователей (Флюранс, Гаубер, Колен, Эллен-бергер) применяли фистульный метод на разных сель­скохозяйственных животных (коза, овца, корова), но полученные экспериментальные данные были отрывоч­ными и неполными.

В 1852 г. тартуские физиологи Ф. Биддер и С. Шмидт описали психическое отделение желудочного сока у со­бак, не дав этому явлению объективного, строго науч­ного толкования.

Таким образом, первые экспериментальные исследо­вания по физиологии пищеварения имеют лишь истори­ческий интерес'На основании полученных данных нель­зя было построить стройного представления о работе пищеварительного аппарата, физиологической роли орга­нов пищеварения и механизме регуляции их деятель­ности.

Лишь в XIX в. И. П. Павлов с сотрудниками присту­пил к систематическому изучению физиологии пищева­рения. В Западной Европе в это время были широко распространены идеалистические философские взгляды Гегеля и Канта, порождавшие среди естествоиспытате­лей ненаучные, мистические представления. О состоянии теоретических наук того времени Ф. Энгельс писал:

«Конечным результатом были господствующие теперь разброд и путаница в области теоретического мышления. Нельзя теперь взять в руки почти ни одной теоретиче­ской книги по естествознанию, не получив из чтения ее такого впечатления, что сами естествоиспытатели чув­ствуют, как сильно над ними господствует этот разброд к эта путаница, и что имеющая ныне хождение, с позво­ления сказать, философия не дает абсолютно никакого выхода»1. Естественно, что такое состояние теоретиче­ских наук не могло не отразиться на методологических принципах и методических приемах физиологов, биоло­гов, патологов и клиницистов.

В этот период времени, невзирая на то, что строение пищеварительной системы уже было достаточно полно описано анатомами, представления о работе отдельных пищеварительных желез и деятельности всего пищева­рительного аппарата в целом были весьма скудными и отрывочными. Аналитический прием исследования был почти единственным при изучении сложнейших физио­логических и патологических явлений. Организм пред­ставлялся как сумма отдельных клеток, функционирую­щих автономно, самостоятельно, вне связи со всем орга­низмом. В физиологии и патологии господствовал вивисекционный метод исследования, т. е. изучение физиологических функций на вырезанных из организма органах и тканях (метод изолированных органов) или на организме, подвергнутом действию наркоза и трав­мирующих ткани хирургических манипуляций (метод острых опытов). Естественно, что такой методический прием не мог дать полного и исчерпывающего представ­ления ни о функции изучаемого органа, ни о связи его с другими органами желудочно-кишечного тракта, ни тем более о физиологических механизмах, регулирующих деятельность органов и всей системы пищеварения в це­лостном, нормальном организме.

Физиология, по словам И. П. Павлова, «не имела дела со всей полнотой жизненной деятельности орга­низма». Основанная на аналитических данных, она была, по его выражению, «отрывочной», «лоскутной».

Во второй половине XIX в. физиологи много рабо­тали над изучением деятельности слюнных желез у жи­вотных, но, пользуясь в наблюдениях методом острых