Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
00_Пояснительная записка к проекту партера парк...doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
9.35 Mб
Скачать

2.Историко-архивные и библиографические исследования

Усадебно-промышленный комплекс русских предпринимателей братьев Ивана Родионовича и Андрея Родионовича Баташевых расположен в исторической части современного города Выксы Нижегородской области (ул. Ленина, д. 5).

Исходя из предположения, что здание главного усадебного дома было построено в 1765 – 1770 гг. по проекту крепостного Баташевых И. Кисельникова1 можно предположить, что одновременно со зданием был построен парк, так как на плане генерального межевания 1778 года парк показан в полном объеме его современной регулярной части, состоящей из четырех боскетов с крестообразной диагональной планировкой, с главной аллеей и точно обозначенными участками под теплицы и пруд.

Горнозаводское село Выкса возникло на незаселённом ранее месте, в так называемых Муромских лесах2. Его основание связано с именами русских предпринимателей – братьев Андрея и Ивана Баташевых, отец которых, Родион Иванович, владел горными заводами в Тульской губернии. После указа императрицы Елизаветы Петровны «О закрытии заводов винокуренных, стеклянных и железных на расстоянии двухсот вёрст от Москвы», последовавшего в 1754 году и направленного на предотвращение полного уничтожения лесов, братья Баташевы вынуждены были начать новое дело на новом месте.

На сохранившемся «Плане … сысканному для построения доменному и молотовому заводу заводчиками Андреем, Иваном Родионовыми детьми Баташевыми в Арзамасском уезде на речке Выксуне месту», выданном Берг-коллегией в марте 1765 года, нет строений, показаны лишь места рудников и место, где должна быть устроена плотина – на реке Выксунь, ниже слияния её с двумя другими речками (Поперечный Выксунь, Берёзовка)3. Здесь впоследствии будут созданы четыре заводских пруда, на берегу одного из них – так называемого Верхнего, возникнет Верхне-Выксунский доменный завод и усадьба предпринимателей (см. илл. 1).

Картину основания и строительства заводов красочно воспроизвёл журналист П.П. Свиньин, побывавший в Выксе летом 1823 года: «…Предположив основать завод, отыскивал он [И.Р. Баташев4А.Д.] такое место на речке, которое бы не требовало слишком больших издержек на перепруду, то есть: или имело бы берега довольно крутые, или в дальнейшем расстоянии от речки находились возвышенные места, которые бы можно было соединить, насыпать и перепрудить речку; собирали туда людей (сначала большею частию вольнонаёмных) и начинали работу: одни подвозили лес, нужный для шлюзов, другие хворост и землю для плотины, третьи носили последнюю из места, назначенного для пруда, и, углубляя оное, возвышали плотину, и когда сия была кончена, строили корпуса для помещения машин и дома для самих жителей, для господ, приказчика и для конторы…»5.

Проектных чертежей, касающихся застройки Выксы XVIII века, не обнаружено. Однако анализ фиксационных планов даёт основание утверждать, что застройка будущего усадебно-промышленного комплекса на берегу Верхнего пруда, образовавшегося после постройки плотин на перечисленных речках, велась не стихийно. Изначально должен был существовать проектный план, который увязывал бы между собой строения Верхне-Выксунского завода, усадьбы и поселения в единый комплекс.

Возведение данного комплекса началось в 1765 году. 21 августа 1766 года заводской приказчик, работавших на постройке выксунских заводов, – Михаил Родионов в своем отчёте писал: «…Минувшего 1765 года, сентября в 12 день, реченной Выксунский завод [Верхне-Выксунский – А.Д.] строением начат. И сего 66 года по 1 число плотинное и земляное, и деревянное строение почти в окончание приходят. При котором, построено два вешняка со спусками к ним с ларями, кои уже и в окончание приведены. Да в окончание приведено для приезда хозяевам и житья приказчикам по 10 покоям дом и к нему другие домовые строения. Яко то конюшня, сараи и при том заводские контора с прочими надобности. Да построено же […] для житья мастеровым и работным людям, переведённым Муромского уезду из села Решного, и для работ с других их Баташевых заводов строится 30 домов…»6.

Пожар, произошедший в Выксе в 1767 году практически полностью уничтожил недавно возникший на берегу Верхне-Выксунского пруда усадебно-промышленный комплекс. Академик Иван Иванович Лепёхин, посетивший Выксу 25 – 26 июля 1768 года, в своих путевых заметках писал: «…Заводы не задолго до нашего приезду выгорели. И так никакой на них работы больше не производилося…»7. Как справедливо отметил нижегородский исследователь деятельности Баташевых А.Г. Киселёв, занимавшийся историей баташевского комплекса, «пожар пошёл много к украшению» молодой Выксе (по аналогии с московскими пожарами)8. Подъём баташевских предприятий, а значит и развитие выксунского заводского поселения после 1774 года можно связать с успешным выполнением военных заказов. Тогда же земли по рекам Железнице, Выксе и Велетьме были окончательно отведены к заводам, как итог ловкой операции, проведённой предприимчивыми братьями, и соответствующего указа Берг-коллегии9. Вероятно, после этого началась работа по организации новой усадьбы рядом с Верхне-Выксунским заводом и уже существовавшей каменной заводской конторой.

К 1778 году сад и дом уже существовали, о чём свидетельствует план Генерального межевания земель в Ардатовском уезде Нижегородской губернии10. Он же даёт представление о первоначально сложившейся планировочной структуре всей исторической части Выксы, поскольку на нём чётко читается система четырёх прудов с плотинами: Верхнего, Среднего, Нижнего и Запасного, показано размещение Верхнего, Среднего и Нижнего заводов, жилых порядков рабочих слобод, усадьбы с главным усадебным домом и регулярно спланированным парком (см. илл. 2)11. И хотя отдельные строения на чертеже обозначены условно, из него видно, что именно усадебный комплекс, куда входил главный усадебный дом, а также жилые, хозяйственные и служебные постройки, вместе с «Верхним доменным заводом» создавал двуединое ядро всего горнозаводского поселения. Новое здание встало на берегу Верхнего заводского пруда. Главный его фасад был обращён в сторону Верхнего завода и оформлял собой (вместе со зданием конторы) большую площадь между домом и заводом. Дворовый фасад выходил в уже благоустроенный парк (см. илл. 2)12.

В конце XVIII века, сразу же после раздела имущества между братьями в 1783 году, когда выксунское имение досталось Ивану Родионовичу,- описании Выксы в Экономических примечаниях к Генеральному межеванию приблизительно того же времени: «…При вышеописанном же заводе состоит церковь каменная во имя Рождества Христова с пределом Николая Чудотворца и Иоанна Богослова. Регулярный сад с плодовитыми деревьями, овощи с оного употребляются для домашнего господского обиходу. И зверинец, в коем содержаться олени и дикие козы, и в оном состоит для означенных зверей пруд…»13.

Разделу подверглись не только баташевские дома и заводы, но и прекрасный выксунский сад, и оранжереи, находившиеся в то время в самой северной части парка (см. илл. 2)14. По этому поводу в акте раздела, хранящемся в рукописном фонде музея истории ВМЗ, сделана следующая запись: «…Также мне, Андрею, взять из Выксунского саду из оранжерей всякие оранжерейные деревья и растения в кадках, в горшках и в грунте, тако ж и садовые деревья, кусты, коренья и прочее, что я, Андрей, пожелаю взять, а к тому и две трети оранжерейных окон. И всё то, перевести же крестьянскими подводами в мою, Андрееву, часть. Подводы брать из ближайших деревень, достающихся к Гусевской части, а чтоб заводских выксунской части подвод крестьян для сей перевозки не употреблять, в удовлетворение чего уступает брат мой, Иван, мне из общего капитала на перевоз четыре тысячи рублей. Которых же дерев и кустов перевесть будет невозможно ныне, то остаться им до июня будущего, 784 года, на местах, и отдать их мне, Андрею, безвозвратно, а пока те деревья останутся, иметь мне, Андрею, садовников для присмотра за ними и в зимнее время брать от него, брата моего, Ивана, для топления безвозвратно дрова…»15. Позднее ещё одна двухъярусная оранжерея будет пристроена прямо к дому, с его восточной стороны.

После смерти И.Р. Баташева, когда Выкса перешла к внучке, Дарье Ивановне, в замужестве Шепелевой, фактическим владельцем заводов и усадьбы стал её муж – генерал-лейтенант Д.Д. Шепелев16.

Гостеприимство владельцев Выксы привлекало большое число гостей, в большинстве своём хорошо образованных, которые оставили свои воспоминания об усадьбе и заводах. Одним из них был журналист П.П. Свиньин, приезжавший в Выксу летом 1823 года и описавший выксунскую усадьбу Шепелевых. Его труд был опубликован в 1826 году17. Среди прочего у П.П. Свиньина мы находим следующие сведения о главном доме и прилегающей к нему территории: «…Господский дом каменный в три этажа на 20,5 саж.18, кроме прилегающей к нему оранжереи. Флигель со службами, конторами и комнатами главного управляющего помещаются на 59 саженей длиною. Дом стоит переднею стороною на площадь, а заднею сообщается с обширным садом, которого большая правильная аллея идет на полверсты от дома и оканчивается театром, имеющим против аллеи сей полукруглый проезд, который открывает лежащий за ним зверинец также на полверсты длиною. По сторонам большой аллеи идут множество других правильных дорожек, которые составляют между собой площадки, украшенные в одном месте фонтанами, в другом беседками, храмиками и бивуаками. По обеим сторонам правильного сада находятся английские сады, из коих один – со многими прудами, в которых плавают плотики, гондолы, водятся лебеди и дикие утки. В линию с театром, поперёк большой дороги, идут оранжереи фруктовые и цветочные. Между ними есть одна с южноамериканскими растениями, одна виноградная и две ананасных. Позади всех сих оранжерей идут грунты с вишенными, грушными и сливовыми деревьями. В зверинце живут олени и дикие козы…»19.

Таким образом, становится ясно, что при Д.Д. Шепелеве усадебный парк в части, прилегающей к дому, был распланирован по принципам французских парков, а в дальних частях (в так называемых зверинце и роще) – по принципам английских.

29 марта 1834 года генерал-лейтенант Д.Д. Шепелев передал детям Ивану, Николаю, Елизавете и Анне своё имение20. В связи с этим, 30 января 1835 года оно было «свидетельствовано» Ардатовским земским исправником Щербаковым «при тутошних и понятых сторонних людях»21.

Наследники И. Р. Баташева – Шепелевы уделяли промышленному производству гораздо меньше внимания, чем их основатели. Для них главным было обустройству усадьбы, создание театра, то есть действия, способствовавшие упрочению и подтверждению их дворянского статуса. Именно при Шепелевых Выкса прославилась своим театром – одним из лучших крепостных театров в России. В нём были большой хор (40 – 50 человек), оркестр, балетная труппа, талантливые актеры, прошедшие обучение у столичных специалистов. На его сцене ставились различные оперы, комедии, водевили22. Таким образом, именно 1820-е – 1830-е годы были периодом наивысшего расцвета выксунской усадьбы, в то время как на производство практически перестали обращать внимание.

Назначенный после разорения Шепелевых опекуном, полковник В.А. Сухово-Кобылин, прибыв на заводы, стал менять установившийся порядок. В Выксе во всём были видны следы крайнего разрушения. Оранжерея с восточной стороны дома, в прежнее время утопавшая в цветах, превратилась в развалины, по которым было страшно ходить. Галереи со стороны дворового фасада грозили обрушением, поэтому их разобрали, а для того, чтобы попадать на второй и третий этажи здания со стороны двора в местах соединения главного объёма дома и флигелей внутри курдоньера (с обеих сторон) были сделаны тамбуры с лестницами, зафиксированные на более поздних фотографиях (см. илл. 11, 26, 36).

После отмены крепостного права, когда русская металлургическая промышленность оказалась в глубоком кризисе, Выксунские заводы были сданы в аренду английскому «Товариществу Выксунских горных заводов». С 1865 года оно приступило к их эксплуатации. Здания роскошной усадьбы, в таких условиях просто разрушались. В 1860-х годах (после 1865 года) была частично разобрана из-за ветхости оранжерея.

В 1881 году почти двадцатилетний период английского управления заводами окончился трагедией. Вода Верхне-Выксунского пруда прорвала плотину, разрушила Средне-Выксунский завод, смыла дома и огороды заводских рабочих. В 1891 году заводы были выкуплены у прежних владельцев и перешли в собственность акционеров. В результате переделок были утрачены портики с колоннадами на главном и дворовом фасадах, оформлявшие в 1830-х годах входы в здание. Архитектура здания и его внутренняя структура характерны для дворцовых построек второй половины XVIII века – середины XIX века и носит элементы раннего провинциального классицизма.

Что касается изменений на прилегающей к дому территории, то площадь перед южным (главным) фасадом главного усадебного дома никогда не отличалась благоустроенностью, поскольку рядом проходила основная магистраль города, связывавшая Верхнюю и Среднюю заводские слободы (современная улица Ленина).

Дворовая территория, внутри курдоньера и до парка, наоборот, представляла собой аккуратно оформленную площадку, служившую в конце XIX – начале ХХ века местом прогулок жителей Выксы (см. илл. 12)23. Здесь в середине XIX века, вероятнее всего, в 1849 году, был установлен бюст И.Р. Баташева (см. илл. 10, 11)24.

Планировочная дендрологическая структура господского парка к настоящему времени сильно искажена, хотя крупные исторические насаждения и основные пешеходные направления сохранились. Композиционная связь парка с главным усадебным домом была нарушена строительством в 1960-х годах перед северным фасадом гаражей. В парке на острове, где ранее был зверинец устроены аттракционы, построены танцплощадка, кафе и т.д.; юго-западную часть парка с 1930-х годов стал занимать стадион, при строительстве которого западные боскеты регулярной части были полностью уничтожены. В 1950-е годы вдоль аллей были установлены гипсовые скульптуры, многочисленные скамейки и урны.