Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по Ветхому Завету.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
1.55 Mб
Скачать

Билет № 3

1). Амос – пророк суда Божия. Время служения и личность пророка. Амос – один из величайших пророков ветхозаветной Церкви. Его можно считать основоположником нового этапа в истории профетизма. В учении Амоса Синайский Завет получил наиболее полное после Моисея выражение. Он первым из пророков записал свои речи, и все последующие пророки испытали на себе его влияние. Книга Амоса занимает исключительное место в Библии.

Сведений о жизни пророка сохранилось немного. Он не принадлежал ни к Сынам Пророческим, ни к царским прорицателям. До своего призвания он жил в Иудее в местечке Фекоя (евр. Текоа) близ Вифлеема. Этот городок находился на границе пустыни. "Далее, – говорит бл. Иероним, живший в тех краях, – нет ни одного селения и даже грубых, похожих на печи лачуг, которые африканцы называют "мапалиа". Это столь обширная пустыня, что она простирается до Красного моря... На этой сухой и песчаной земле совсем не родится никаких плодов. Поэтому вся она наполнена пастухами, так что бесплодие земли вознаграждается обилием скота. Из числа этих пастухов был и пророк Амос" (Толк. на Амоса. Пролог).

Сам Амос говорит о себе: "Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы" (7,14). Неизвестно, пас ли Амос чужие стада, зарабатывая на жизнь, или был их владельцем. Современные экзегеты считают, что слово "нокед" (пастух; 1,1) следует переводить как торговец скотом. Но богатым человеком Амос не был. Подрезанием сикомор (род фиг), которое ускоряло их созревание, занимались обычно батраки. Таким образом, будущий пророк проводил свои дни в уединении пустыни и за работой в пригородных садах. Амос был начитан в священных книгах, обладал широким кругозором; ему хорошо знакомо положение дел в Израиле и соседних странах.

Призвание пришло к нему внезапно. Подобно Иоанну Крестителю, которого Господь избрал для проповеди покаяния, Амос получил повеление идти к людям и возвещать Суд Божий. "Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: "иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю" (7,15). Пастух знал, что никто не может противиться велению Божию: «Лев начал рыкать – кто не содрогнется? Господь Бог сказал – кто не будет пророчествовать?» (3,8)

Амос отправился в Самарию, которая переживала тогда свой последний расцвет (4 Цар 14,23-28). Иеровоам II (783-743) вернул Израилю все потерянные области и подчинил Дамаск. Столица его была отстроена и богато украшена. Две резиденции Иеровоама (летняя и зимняя) славились роскошью убранства. До сих пор археологи находят в руинах Самарии детали инкрустаций из слоновой кости, которые изготовляли для царя египетские мастера. Но внешний, показной блеск Ефрема не мог обмануть Амоса.

Он явился в Северное царство с проповедью покаяния и пророчествовал в Вефильском святилище, где встретил ожесточенное сопротивление со стороны духовенства. Главный священник Амасия, не смея взять его под стражу, доносил царю: "Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: "от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей" (7,10-11). Получив указание из Самарии, Амасия велел иудейскому пророку покинуть Вефиль: "Провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский". Амос возразил, что он пророчествует в Ефреме не по своей воле, а по повелению Божию. Он предсказал страшный конец всему дому Амасии и повторил пророчество о крушении Израиля.

Это единственное биографическое свидетельство в Кн. Амоса, кроме вступительных слов, где время служения пророка отнесено к правлению Иеровоама II и указано, что Амос выступил "за два года перед землетрясением" (1,1). Вероятно, это землетрясение было воспринято как знак гнева Божия, и тогда неведомые последователи Амоса собрали воедино все его писания.

Память пр. Амоса празднуется Церковью 15 июля по старому стилю.

Книга пр. Амоса занимает третье место в сборнике ХII Малых пророков. Она состоит из отдельных кратких прорицаний, помещенных без хронологической последовательности. По темам она разделяется на 4 части:

1. Суд над народами (1,1 – 2,16).

2. Суд над Североизраильским царством (3,1 – 6,14).

3. Символические видения (7,1 – 9,8а).

4. Эпилог (9,8б – 15).

Боговдохновенные писания Амоса имеют поэтическую форму; некоторые из них – запись речей, которые произносились им во время храмового богослужения. Стиль пророка величествен и строг. Он свидетельствует о натуре суровой, цельной, непреклонной. Амос беспощаден к грехам общества. За исключением эпилога, в его речах господствует идея Суда Божия.

Тема избранничества и универсализма. Пророк Амос первым из священных писателей Ветхого Завета четко сформулировал идею универсализма, противопоставив его национальной исключительности. Если в кн. Бытия эта идея выражена косвенно (через показ кровного родства всех народов), то у Амоса она возвещается непосредственно – как важный элемент Откровения. Более того, сам иудейский пророк сознает себя посланным не только к Израилю и Иуде. Книга его начинается речами, обращенными к сирийцам, филистимлянам, финикийцам, едомитянам, аммонитянам и моавитянам. Гнев Божий грядет на них не за то, что они язычники. Ведь они не имели Откровения, и поэтому их религиозные заблуждения не есть их главный грех. Он заключается в жестокости и бесчеловечности. Захватнические войны, расправы с мирным населением, изгнание людей из родных земель – вот в чем состоят преступления этих народов (1,3 – 2,3; "три" и "четыре" означают полноту времени, в которое испытывалось долготерпение Божие). Язычники, не имея верного понятия о Боге, способны отличать добро от зла, ибо закон совести написан в их сердцах (Рим 2,14-15).

Израиль же ответствен вдвойне перед Богом; ведь он получил Закон Господень (2,4) и предназначен служить Богу: «Только вас признал Я из всех племен земли; Потому и взыщу с вас за все беззакония ваши». (3,2)

Слово "признал" (точнее "познал") означает возлюбил, то есть приблизил к Себе, вступил в тесное общение. Речь идет о великом даре Откровения, который получил народ Божий и который требует от него полного напряжения нравственной воли.

Израиль не выше и не лучше других племен. Выделяет его лишь Божие избрание. Даже великое событие исхода не имеет в очах Божиих исключительного характера. Нечто подобное совершалось и в истории других наций:

«Не таковы ли, как сыны ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? – говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской, и филистимлян – из Кафтора, и арамлян – из Кира?» (9,7).

Этим навсегда отвергается национальное превозношение, которое было свойственно цивилизациям древнего мира (как и последующих веков).

Социальный протест. Амос не ограничивался бичеванием личных грехов, а указывал на порочность в общественных отношениях. Он не страшился власть имущих, хотя знал, что они сочтут его мятежником. "Поэтому разумный, – говорит Амос, – безмолвствует в это время, ибо злое это время" (5,13). Однако сам пастух не хотел быть в числе этих трусливых и "благоразумных". Он язвительно описывает беспечно пирующих богачей, разнаряженных женщин, корыстных судей, которые "продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий" (2,6; речь идет об обращении в рабство за деньги). Властители народа "не умеют поступать справедливо... насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои" (3,10). В этом пророк видит отступление от Моисеева Завета: "Отвергли Закон Господень и постановлений Его не сохранили" (2,4). Жизнь общества, так же как и жизнь отдельного человека, тесно связана с высшим нравственным миропорядком. Между тем люди, которые суд превращают в отраву и правду повергают на землю (5,7), не только попирают Божий закон, но и противятся его ревнителям: «Они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду. Итак, за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, Вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них». (5,10-11)

«Богатые остаются равнодушными к повелениям Торы, которая защищает права неимущего, сироты и вдовы: Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают... На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, И вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих». (2,7-8)

Здесь впервые появляются два библейских понятия: "бедные" (евр. эбион`им) и "кроткие" (евр. анав`им). "Эбионим" – не просто бедняки, но люди истинного благочестия. Эти древние "нестяжатели" предпочитали довольствоваться малым во имя правды Божией. Впоследствии в псалмах очень часто слово "бедный" будет синонимом "праведного". Примечательно, что первые христиане Иерусалима называли себя "эбионим", памятуя о том, что Господь Иисус в Нагорной проповеди обращался к "нищим" и "кротким".

Обличение общественной несправедливости в духе Амоса мы находим у ап. Иакова (5,1-6). А Отцы Церкви заклеймят погоню за богатством как тяжкий грех. "Все богатства, – скажет бл. Иероним, – происходят от несправедливости... Богатый или сам несправедлив, или наследник несправедливости" (Посл. 120).

Примечание. Слова об одежде, взятой в залог, содержат намек на нарушение Моисеевой заповеди, которая предписывала возвращать на ночь одежду, взятую у неимущего (Исх 22,26).

2). Характерные черты пророческой проповеди. Пророчества и пророческие созерцания имеют ряд характерных особенностей. Во-первых, пророки получают и сообщают откровения иногда в виде прямой речи, иногда в форме видений, образов, в символах, которые зачастую получают и разъяснение. Иногда пророчество сообщается в виде каких-то символических действий,

Затем, особенностью пророчеств является то, что пророки видели грядущие события как уже совершающие или совершившиеся. Существует даже такое понятие "перфектум профетикум" то есть совершенное пророческое время. "Таков у всех пророков обычай – говорить о небывшем еще как уже о совершившемся. Они духовными очами видели уже то, что имело совершиться спустя много лет; поэтому и говорили обо всем так, как будто бы созерцали то перед глазами", говорит святитель Иоанн Златоуст [22, т.4, с.77].

В результате получается так, что разновременные события в пророческом созерцании как бы оказываются в едином плане, на одной картине, хотя они могу относиться к совершенно разным эпохам. Например, избавление из Вавилона, первое и второе пришествие Христово часто соединяются воедино.

И потом еще, конечно, каждому пророку открывалась только часть будущей картины, и поэтому эти пророческие созерцания имеют характер как бы отрывочный. Когда собираем пророчества о Новом Завете, мы не можем сказать, что Рождество все у такого-то пророка, потом такое-то пророчество о таких-то событиях – то есть все это собирается как калейдоскоп, из отдельных частей.

"Но не однажды навсегда блаженные пророки получали откровение видений от Бога, а по частям, и в те времена, в которые находил это нужным Открывающий тайная", пишет в толковании на малых пророков святитель Кирилл Александрийский [цит. по 40, с.86].

"И не чрез одного только пророка Господь беседует с Израильтянами, но употребляет на служение многих дивных мужей, чтобы согласием многих показать неложность предречений, говорит блаженный Феодорит [цит. по 40, с.86].

Способы получения откровения. Начать надо с того, что ветхозаветные пророки не были медиумами, на которых что-то нашло и они ни чего не соображая, в экстазе транслировали какие-то голоса. Как это бывает с некоторыми современными лжепророками: вот на меня что-то нашло, и мне голос диктует; я записываю, а потом смотрю, как интересно получилось.

"Каким образом пророчествовали чистые и просветленные души? – спрашивает святитель Василий Великий. – Соделавшись как бы зерцалом Божия действования, они показывали в себе ясное, неслитное, не потемненное плотскими страстями изображение. Ибо Дух Святой пребывает во всех, но собственно силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами" [8, ч.2, c.7].

"Не чувственным слухом, не при сотрясении воздуха пророки внимали слову Божию; но, поелику у разумной души есть свой слух, то без всякого голоса достигало сего слуха самое означаемое. И сие бывало с ними, когда луч истинного света достигал до владычественного в них, и служил просвещению пророков" [8, ч.2, c.218].

"…но это не видение, а расстройство и исступление ума, смущенного и утратившего свою деятельность. Но не так бывает со святыми. Ибо Сам Бог говорит: "Аз видения умножих" (Ос.12:10). Господь же, дарующий видение, не ослепляет ума, Им Самим устроенного; но просвещает и просветляет его присутствием Духа. Поэтому-то Пророки назывались "видящими" (1Цар.9:18), по причине как бы напряжения прозорливости их ума, от присутствия озаряющего их Духа" [8, ч.2, c.294].

Мы совершенно отчетливо видим, что пророк не теряет своего самосознания, что его личностные особенности тоже все выражены в его писаниях. Пророк Амос был пастухом, он так пастухом и остался; он так по-простому выражался, и образы у него многие берутся из сельского обихода, то, что ему понятно. Пророк Исаия – человек царского рода, который постоянно переходит на поэзию, который в стихах пророчествует, причем это весьма совершенная поэзия, прекрасные стихи, именно потому, что у него достаточное для этого было образование. Внутреннее же качество пророчеств равно, потому что имеет единый источник.

Пророки различают два основных способа получения пророчеств – через слово и через видение. "Благодать Св. Духа, различно действуя в чудных пророках, устрояла, что иные видели что-либо, как богомудрый Исаия, Михей, Даниил, Иезекииль и Захария; а иным посредством гласа сообщалось, что угодно было Духу, и им представлялось, что слышат Кого-то беседующего с ними, другие пророчествовали по вдохновению, и что угодно было Духу, провещевал их языком. Ибо пророчественная благодать, внезапно объемля их ум, и отлучая их от всего человеческого, соделывала способными стать орудиями и служителями для изглаголания пророческих словес. Сие – то, а именно восхищение ума и преставление от всего человеческого, пророк назвал пророчеством (Наум.1:1)" [53, т.30, с.6–7].

Нам непросто понять, как пророки могли так уверенно говорить, что слышали именно слово Божие. Очень ценное замечание содержится в житии преподобного Симеона: "Слышал я от одного монаха-иерея, доверившегося мне как другу своему: "Никогда (говорил он) не литургисал я, не увидев Святого Духа, как видел Его сошедшим на меня в то время, когда меня рукополагали и митрополит читал надо мною молитву иерейского посвящения и Евхологий лежал на бедной главе моей". Я спросил его, как он Его тогда видел и в какого рода образе? Он сказал: "Простым и безвидным, однакож как свет; и, когда я, увидев то, чего никогда не видел, удивился и сам в себе рассуждал, что бы это было такое, – тогда Он таинственно, но внятным гласом сказал мне: Я так нисхожу на всех пророков, и апостолов, и нынешних избранников Божиих и святых; ибо Я есмь Святый Дух Божий. Ему Слава и держава во веки веков. Аминь"" [47, c.59–60].

Таким образом, при изучении пророческих книг следует иметь в виду следующее. Пророки возвещают то, что им открыто Богом. Поэтому выражение "пророк говорит" практически равноценно выражению "Бог через пророка говорит". Кстати, по свидетельству архимандрита Софрония, на вопрос о том, как говорят совершенные, преподобный Силуан Афонский ответил: "Они от себя ничего не говорят. Они говорят лишь то, что дает им Дух" [49, с.26–27]. Более того, Бог строго взыскивает с тех, кто говорит то, что им не было поручено. Так случилось, например, с Моисеем и Аароном (Чис.20:1-13). У пророка Иезкииля сказано: "А если пророк допустит обольстить себя и скажет слово так, как бы Я, Господь, научил этого пророка, то Я простру на него руку Мою и истреблю его из народа Моего, Израиля" (Иез.14:9). Происходит это именно в силу божественного авторитета пророческого слова. Исходя из этого, следует избегать представления о пророках, как о простых ревнителях и проповедниках веры, действовавших по собственным побуждениям, и говоривших от своего разумения, и выражавших интересы тех или иных социальных слоев и ли политических партий.

Восприятие пророческой проповеди. Для того чтобы услышать голос пророка, от слушающих и читающих требуется вера. Почему? Конечно, легко сказать: сбудется пророчество или не сбудется. Некоторые пророчества сбывались и через 200 – 300 лет, не всякий мог дождаться. Даже и 5 лет прождать, – это тоже все-таки срок; а вот сейчас кого слушать: вот этого или вот этого? И здесь требуется определенная внутренняя работа. Вот этот говорит: "Вы грешники, вы творите неправду, Бог вас накажет". Этот говорит: "Все хорошо, все прекрасно, с нами Бог, здесь храм Господень; не оставит Господь места сего…". Кому верить? Оказывается, что выбирают именно по своему внутреннему состоянию. Если человек как-то склонен к покаянию, ищет правды, то он, скорее всего, будет слушать истинного пророка. Если человек сам желает заблуждения, то ему будет весьма приятен и угоден лжепророк, потакающий страстям. Не случайно апостол Павел говорит: "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства" (Рим.2:28). То же самое наблюдается всегда. Есть множество удобных расположений, в которые человек может спрятаться от своей совести, спрятаться от покаяния, и какими-то внешними способами надеяться приобрести Царствие Небесное.