Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
20-24.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
58.96 Кб
Скачать

  1. Тематика и проблематика романов ф.М. Достоевского (на примере прочитанных романов (здесь ебемся немного самостоятельно) ).

Кароче, все читали «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы»

Преступление и наказание:

Проблема гуманизма в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема гуманизма является вечной в литературе. Художники слова всех времён и народов обращались к ней. Они не просто показывали этюды жизни, а пытались разобраться в обстоятельствах, побудивших человека на тот или иной поступок. Вопросы, поднимаемые автором, разнообразны и сложны. На них нельзя ответить просто, односложно. Они требуют постоянного размышления и поиска ответа.

Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» анализирует поступки и чувства человека, совершившего преступление. Но это не детективный роман, где смысл всего сводится к поимке преступника. Эта книга - поиск в лабиринте нравственности. Автора волнует то, что гуманный человек, чтобы спасти себя и других людей от нищеты, может убить «никчемное» существо.

Получается парадокс. Добрый, умный, образованный молодой человек любит свою мать, сестру, готов пожертвовать собой ради других. Настоящий гуманист вдруг сталкивается с довольно мерзким существом, старухой - процентницей, Алёной Ивановной, коллежской регистраторшей. Даже внешность этой старушенции вызывает отвращение. Она предстаёт перед ними жалким и ненужным существом. Узнав о ней, Раскольников решает убить её, чтобы впоследствии, завладев её капиталом, помочь матери,

сестре, самому закончить университет и сделать много добрых дел для людей. Но ещё задолго до этого родилась теория, в которой он доказывает право сильной личности на убийство. Рассуждая над собственной теорией, молодой человек пришёл к естественному выбору : «Кто же я сам? Тварь дрожащая или право имеющий?» Естественно, эта теория противоречит принципам гуманизма, а сама постановка вопроса является античеловечной .

Раскольникова Достоевский рисует здравомыслящего человека, который, желая следовать законам нравственности, вступает в противоречие с ними и переступает через них. Убийство старухи отрезало героя от мира. Он замкнулся в себе . Но теория о превосходстве одного человека над другим не погибла в нем. Родион сделал вывод, что он «тварь дрожащая». Гениальный художник слова и гуманист,

Достоевский сумел доказать античеловечность теории Раскольникова, её рождение и несоответствие истинным проявлениям гуманизма. Но наряду с Родионом Раскольниковым автор представляет и других героев. В романе их около ста. Они составляют совершенно необходимый петербургский фон : городовые и шарманщики, мещане и чиновники, кучеры и студенты, священники и просто прохожие.

И если не все, то большинство этих лиц долго или на мгновение привлекают внимание Раскольникова. Каждому из них свойственны свои взгляды и ответы на вопросы, которые ставит писатель. Большинство людей, встречающихся на страницах романа, потеряли цель и смысл жизни и живут, не осознавая того, что творится с ними и вокруг них. Они не задумываются над своей собственной судьбой. Им нет дела до кого-то другого. В Петербурге Достоевского мы не видим заботы человека о человеке, сострадания,

помощи ближнему. Эти понятия гуманизма не встречаются там, где каждый человек зол на выпавшую ему долю, где нищета и грязь пожирают его душу, где жизнь ничего не стоит. Ф.М. Достоевский как великий гуманист не мог пройти мимо или не заметить окружавшей его жестокости, грязи. Его чуткая душа протестовала против угнетения слабых сильными. Он глубоко, от всего сердца переживал за людей и старался помочь им .

В самые тяжелые для писателя и всего русского народа годы он продолжал искать пути избавления человечества от страданий и бед, которые несёт с собой антигуманный строй. В своём романе Ф.М. Достоевский продолжает искать ответы на вечные вопросы, которые поднимает тема гуманизма. Автор делает вывод, что самый страшный и самый гуманный суд - это суд совести. Но он предлагает нам самостоятельно найти выход из тупика : быть гуманным лжецом, как Лужин, или совершить антигуманный поступок ради улучшения жизни многих людей. Достоевский разоблачил и осудил путь буржуазного индивидуализма, показал несостоятельность анархического бунта. Но в то же время он сделал это с позиций, чуждых передовой революционной теории. От революционной борьбы за коренное изменение общественного устройства общества Достоевский уходит в область моральных исканий, а острые социальные конфликты переносит в сферу отвлеченных

этических представлений. В «Преступлении и наказании» поставлены те основные социальные и этические проблемы, которыми мучился Достоевский на протяжении всей своей жизни. Это прежде всего вопрос о праве человека на бунт, на восстание против существующего положения вещей, вопрос о возможности революционного изменения действительности и гармонического устройства мира и наконец социально-этическая проблема нравственного перевоспитания человека путем религиозного смирения и страдания.

Ф.М. Достоевский- глубочайший психолог, знаток души человеческой, великий гуманист. В своих произведениях он раскрывает до самых последних глубин внутренний мир героев. Анализ переживаний Раскольникова до убийства и после совершения преступления принадлежит к самым сильным страницам мировой литературы. С клинической достоверностью психиатра анализирует Достоевский различные оттенки переживаний своего героя.

С огромной силой изобразил писатель трагизм человеческих судеб при капитализме, создал потрясающие картины человеческих бедствий и страданий. В то же время он пытался внушить, что разрешение этих мучений и страданий - в сфере религии. В этом было роковое заблуждение писателя. Произведение Достоевского невозможно читать без волнения, наверное, потому, что он сам сопереживает всё происходящее с его героями, до предела взволнован их судьбами.

Братья Карамазовы:

За столетие, прошедшее со времени опубликования последнего романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы", посвященные ему исследования по праву составили самостоятельный раздел в истории науки о русской литературе XIX века. Проблематика его оказалась неисчерпаемой - итоговое произведение Достоевского дает бесконечные возможности анализа.

В настоящей работе мы попытаемся проследить, каким образом выявляется в романе фаустовская тема, перерастающая в существенную проблему "русского Фауста"; как влияет трансформация так называемых "вечных образов" на романную структуру и на философское осмысление действительности.

Из многих образов, складывавшихся и формировавшихся, действительно, веками, мы выбираем фигуру доктора Фауста, как тип наиболее ярко выраженной философской ориентации.

Под влиянием народного героя, творчески переосмысленного Гете в трагедии, в русской литературе XIX столетия возник и получил распространение тип русского Фауста - герой, привлекший за собой не только мировоззренческие, философские изменения в строе всей эпохи, но и закономерное расширение повествовательной структуры, архитектоники произведений.

Вершина, которой достиг в освоении и разработке данной проблематики Ф.М.Достоевский, - составляет предмет нашего исследования. X 36

Братья Карамазовы" породили огромную критическую литературу. Еще до завершения публикации романа в "Русском вестнике" начали появляться первые отзывы о нем. Обозреть литературу, посвященную итоговому роману Ф.М.Достоевского, невозможно.

В конце XIX - начале XX столетия начались исследования философской и этической проблематики "Братьев Карамазовых". Представители символистской 1фитики и идеалистической философии внесли определенный вклад в исследование этих аспектов творчества Ф.М.Достоевского (Н.А.Бердяев, Вяч.Иванов, А.Л.Волынский, С.Н.Булгаков, Л.Шестов, В.В.Розанов, Э.Л.Радлов, Д.С.Мережковский и др.). Стоит особо выделить книгу В.В.Розанова "Легенда о Великом инквизиторе" Ф.М.Достоевского (опыт 1фитического комментария)" (СПб., 1906).

Подчеркивая, что произведения Ф.М.Достоевского несут в себе "вековечный смысл, нё умирающее значение"*, В.В.Розанов строит свое исследование как анализ человеческой личности, раскрывающейся полностью лишь в религии и через религию. Поэтому центром его книги становится мысль о том, что "высочайшее созерцание судеб человека на земле содержится в религии. Ни история, ни философия или точные науки не имеют в себе и тени той общности и цельности представления, какое есть в религии. Это одна из причин, почему она так дорога человеку и почему так возвышает его ум, так просвещает его. Зная целое и общее, уже легко найтись, определить себя в частностях."^

При подобном анализе многие установки В.В.Розанова спрямляли, упрощали "изгибы" мысли и души героев Ф.М.Достоевского, о хотя современники высоко оценили работу исследователя .

Несколько иной подход встречается в лекции, прочитанной С.Булгаковым (и опубликованной в 1902 г. в "Вопросах философии и психологии", кн.1), - "Иван Карамазов как философский тип". В работе С.Булгакова содержится целый ряд интересных и убедительных наблюдений над формой романа, над принципами его художественного воплощения. Суть внутреннего конфликта Ивана Карамазова определяется вынужденностью этой "в высокой степени этической натуры. отрицать этику". "Мировое значение" одного из сложнейших героев Ф.М.Достоевского С.Булгаков выводит, опираясь в некоторых случаях на гетевского Фауста (на первые философские сцены трагедии И.В.Гете). Тема эта, на наш взгляд, очень важная, в самой лекции лишь обозначена, но раскрытия не получает.

Разработка этой темы дана А.В.Луначарским (скажем, ссылаясь этого Луачарского и за умных сойдем) в полемике с С.Булгаковым. В статьях Луначарского "Перед лицом рока", "Русский Фауст" (1905), а также в пьесе "Фауст и город"(1918) можно проследить, как пересматривал он с годами свою концепцию гетевской трагедии именно с точки зрения осмысления, обогащения вечного образа. В пьесе "Фауст и город" А.В.Луначарский развивает тему Фауста-строителя, созидателя, лишь намеченную Гете в трагедии. Это обусловлено самой эпохой: созданная в 1918 году, драма-мистерия Луначарского наполнена кошфетным социально-политическим содержанием.

Апология Мефистофеля, с которой мы встречаемся у Луначарского, совпадает с высказыванием Н.Г.Чернышевского (см. гл.1). "Создавая его (Мефистофеля - Н.С.), Гете хотел сказать филистерам и педантам, реакционерам, попам в рясах и без ряс, что, когда они называют бесовской хотя бы крайнюю, наиболее бездушно, цинично выраженную критику, - они все-таки не попадают в цель. Даде критика всего "святого", доведенная до цинизма, до озлобленности, как это мы видим у Мефистофеля, на самом деле является прогрессивным началом", - пишет А.В.Луначарский в статье "Вольфганг Гете"6.

Финал трагедии Гете Луначарский рассматривает как решение, выведшее образ Фауста за пределы своего времени и дающее возможность предположить движение вечного образа именно в том нацравлении, в котором сам Луначарский создавал своего Фауста,

В конце XIX - начале XX века возникла также и тема русского Фауста, разработанная кроме статьи А.В.Луначарского и в исследовании Н.И.Мишеева "Русский Фауст, Опыт сравнительного выяснения основного художественного типа в произведениях Достоевского" (Варшава, 1906). Эта работа важна для нас, в первую очередь, с точки зрения поставленной в диссертации проблемы; в ней содержится целый ряд глубоких и серьезных наблюдений, однако взгляд исследователя на русского Фауста, как на некий "собирательный" образ кажется нам неправомерным и недостаточно убедительным.