Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История искусств.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
168.46 Кб
Скачать
  1. Романтизм в живописи. (Гойя, Делакруа, Жерико, Тернер).

Романтизм -  идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX вв. Романтизм (и как особый вид мировоззрения, и как художественное направление) стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры. Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Великой французской революции, пессимистический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения "мировой скорби" сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяготением к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное. Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. Но вместе с тем он не был уже тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в XIX в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений. Также впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизменённые и переосмысленные в отдельных странах (например, во Франции). При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.   

Творческая проблематика романтизма по сравнению с классицизмом была более сложной и не такой однозначной. Романтизм в самом начале представлял собой скорее художественное направление, чем доктрину определенного стиля. Поэтому можно только с большим трудом классифицировать его проявления и рассмотреть последовательно историю развития до конца XIX - начала XX в. Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо - римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Главные представители романтизма в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский.

Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное собственно историческими условиями и национальными традициями. Первые признаки романтизма появились почти одновременно в разных странах. В конце XVIII - начале XIX вв. черты романтизм в разной мере уже присущи: в Великобритании - живописным и графическим произведениям швейцарца И. Г. Фюсли, в которых сквозь классицистическую ясность образов прорывается мрачный, изощрённый гротеск, и проникнутому мистическим визионерством творчеству поэта и художника У. Блейка; в Испании - поздним работам Ф. Гойи, исполненным безудержной фантазии и трагического пафоса, страстного протеста против национального унижения; во Франции - созданным в революционные годы героически-взволнованным портретам Ж. Л. Давида, ранним напряжённо-драматическим композициям и портретам А. Ж. Гро, пронизанным мечтательным, несколько экзальтированным лиризмом работам П. П. Прюдона, а также противоречиво сочетающим романтические тенденции с академическими приёмами произведениям Ф. Жерара.         

Наиболее последовательная школа романтизма сложилась во Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и отвлечённым рационализмом позднего академического классицизма. Выражая протест против угнетения и реакции, многие представители французского романтизма прямо или косвенно оказались связанными с социальными движениями первой половины XIX в. и нередко поднимались до подлинной революционности, что и определило действенный, публицистический характер романтизма во Франции. Французские художники реформируют живописно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, тёплых и холодных тонов, прибегают к сверкающей и лёгкой, нередко обобщённой манере письма. В творчестве основателя романтической школы Т. Жерико, ещё сохранявшего тяготение к обобщённо- героизированным классицистическим образам, впервые во французском искусстве выражены протест против окружающей действительности и желание откликнуться на исключительные события современности, которые в его произведениях воплощают трагическую судьбу современной Франции. В 1820-х гг. признанным главой романтической школы стал Э. Делакруа. Ощущение сопричастности к великим историческим событиям, изменяющим лицо мира, обращение к кульминационным, драматически острым темам породили пафос и драматический накал его лучших произведений. В портрете главным для романтиков стало выявление ярких характеров, напряжения духовной жизни, мимолётного движения человеческих чувств; в пейзаже - восхищение мощью природы, одухотворённой стихией мироздания.

В творчестве многих французских романтиков проявились и консервативные тенденции романтизма (идеализация, индивидуализм восприятия, переходящие в трагическую безысходность, апологию средневековья и т. п.), приводившие к религиозной аффектации и открытому прославлению монархии (Э. Девериа, А. Шеффер и др.). Отдельные формальные принципы романтизма широко использовали и представители официального искусства, эклектически соединявшие их с приёмами академизма (мелодраматические исторические картины П. Делароша, поверхностно-эффектные парадные и батальные произведения О. Верне, Э. Месонье и др.).         

Историческая судьба романтизма во Франции была сложной и неоднозначной. В позднем творчестве его крупнейших представителей отчётливо проявились реалистические тенденции, отчасти заложенные уже в самой романтической концепции характерности реального. С другой стороны, романтическими веяниями в разной мере было захвачено раннее творчество представителей реализма во французском искусстве - К. Коро, мастеров барбизонской школы, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Мане. Мистицизм и сложный аллегоризм, подчас присущие романтизму, нашли преемственность в символизме (Г. Моро и др.); некоторые характерные черты эстетики романтизма вновь проявились в искусстве "модерна" и постимпрессионизма.         

Ещё более сложным и противоречивым было развитие романтизма в Германии и Австрии. Ранний немецкий романтизм, которому свойственны пристальное внимание ко всему остро индивидуальному, меланхолически- созерцательная тональность образно- эмоционального строя, мистико- пантеистические настроения, связан главным образом с поисками в области портрета и аллегорических композиций (Ф. О. Рунге), а также пейзажа (К. Д. Фридрих, И. А. Кох). Религиозно-патриархальные идеи, стремление возродить религиозный дух и стилистические особенности итальянской и немецкой живописи XV в. питали творчество назарейцев (Ф. Овербек, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, П. Корнелиус и др.), чья позиция стала особенно консервативной к середине XIX в. Для художников дюссельдорфской школы, в известной мере близкой романтизму, были характерны, помимо воспевания средневековой идиллии в духе современной романтической поэзии, сентиментальность и сюжетная занимательность. Своеобразным сращением принципов немецкого романтизма, зачастую склонного к поэтизации обыденного и специфического "бюргерского" реализма, стало творчество представителей бидермейера (Ф. Вальдмюллер, И. П. Хазенклевер, Ф. Крюгер), а также К. Блехена. Со второй трети XIX в. линия немецкого романтизма продолжалась, с одной стороны, в помпезной салонно-академической живописи В. Каульбаха и К. Пилоти, а с другой - в эпических и аллегорических произведениях Л. Рихтера и жанрово-повествовательных, камерных по звучанию работах К. Шпицвега и М. фон Швинда. Романтическая эстетика во многом определила становление творчества А. фон Менцеля, в дальнейшем крупнейшего представителя немецкого реализма XIX в. Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм (в большей мере, чем французский, впитавший черты натурализма, а затем "модерна") к концу XIX в. сомкнулся с символизмом (Х. Тома, Ф. фон Штук и М. Клингер, швейцарец А. Бёклин).         

В Великобритании в первой половине XIX в. некоторой близостью к французскому романтизму и вместе с тем самобытностью, ярко выраженной реалистической тенденцией отмечены пейзажи Дж. Констебла и Р. Бонингтона, романтической фантастикой и поисками свежих выразительных средств - пейзажи У. Тёрнера. Религиозно-мистическими устремлениями, привязанностью к культуре средневековья и Раннего Возрождения, а также надеждами на возрождение ремесленного труда отличалось позднеромантическое движение прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, X. Хант, Э. Берн-Джонс и др.).         

В США в течение всего XIX в. романтическое направление было представлено главным образом пейзажем (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер). Романтический пейзаж развивался и в других странах, однако основное содержание романтизма в тех странах Европы, где пробуждалось национальное самосознание, составляли интерес к местному культурному и художественному наследию, темы народного быта, национальной истории и освободительной, борьбы. Таково творчество Г. Вапперса, Л. Галле, X. Лейса и А. Вирца в Бельгии, Ф. Айеса, Д. и Дж. Индуно, Дж. Карневали и Д. Морелли в Италии, Д. А. Сикейры в Португалии, представители костумбризма в Латинской Америке, И. Манеса и И. Навратила в Чехии, М. Барабаша и В. Мадараса в Венгрии, А. О. Орловского, П. Михаловского, X. Родаковского и позднего романтика Я. Матейко в Польше. Национально-романтическое движение в славянских странах, Скандинавии, Прибалтике способствовало становлению и укреплению местных художественных школ.         

Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее зависимых от официальных заказов, чем скульптура и архитектура (в зодчестве романтические веяния воплотились в фантастических зданиях псевдоготики). Его ведущими представителями были И. Г. Фюсли, У. Блейк и прерафаэлиты (Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, Х. Хант, Э. Берн-Джонс и др.) в Англии; Т. Жерико и Э. Делакруа во Франции; Ф. Гойя в Испании; Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих и назарейцы (И. Ф. Овербек, П. фон Корнелиус и др.) в Германии; Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер в США; А. О. Орловский, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, В. А. Тропинин, М. В. Лебедев, М. Н. Воробьёв, С. Ф. Щедрин, И. К. Айвазовский, отчасти П. А. Федотов и А. А. Иванов в России.  Романтики стали ниспровергателями классицистических канонов и догм. В противоположность классицистам, возвеличивавшим ясную силу разума, они воспевали страстные, бурные чувства, захватывающие человека целиком, подобно мощному водовороту. Буржуазной морали, необходимости соблюдать общественные установления было противопоставлено право на любовь, которая превыше всех правил и разрушает все преграды. Романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания и кошмарные сны (Гойя, Фюсли). Источниками вдохновения для многих художников стали «неклассические» эпохи: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы и прерафаэлиты целенаправленно обращались к искусству «до Рафаэля»).  Излюбленными жанрами были пейзаж и портрет. Классицистические упорядоченно-гармоничные и облагороженные ландшафты сменились образами первозданной, непокорной, могучей, стихийной и вечно меняющейся природы. Романтики особенно любили писать бури, грозы, извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, в которых природные стихии являют своё сокрушительное величие (Жерико, Фридрих, Айвазовский, Брюллов, Воробьёв и др.). В портретах романтики стремились выявить яркую индивидуальность, неповторимость каждого человека, передать динамику, напряжённое биение внутренней жизни, движения его мимолётных чувств, мятежную страстность, героическую приподнятость или безысходное одиночество (ГойяДелакруа, Кипренский, Брюллов и др.). Расцвёл жанр автопортрета. Многие мастера создавали целые автопортретные галереи, в которых представали то в состоянии творческого порыва, то, напротив, следовавшей за ним трагической опустошённости (Гойя, Кипренский, Брюллов).  Своеобразие романтизма в России заключалось в более тесной и органичной, чем на Западе, связи крупнейших мастеров с АХ (Брюллов, Кипренский, Иванов). Творчество романтиков отмечено подвижническим служением «высокому искусству». Многие из них, в особенности Брюллов, становились «властителями дум». Русский романтизм вырос не на почве разочарования в идеалах Французской революции иПросвещения, а, напротив, в атмосфере патриотического подъёма, связанного с победой в Отечественной войне 1812 г. Романтическая живопись в России представлена не только портретным и пейзажным жанрами, но и исторической картиной, в которой гармонично сочетались черты классицизма и романтизма («Последний день Помпеи» Брюллова, 1830—33; «Явление Христа народу» Иванова, 1837—57).  Романтическое мироощущение вновь оказалось актуальным на рубеже 19–20 вв., найдя новое воплощение в символизме и модерне.