Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на вопросы по ГМУ.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
378.37 Кб
Скачать

§3. Смешанные и переходные формы

 

Все, кто изучал проблемы административно-территориального устройства, все учёные и просто интересующиеся юридической наукой выделяют вместе с вышеназванными основными формами – федеративной и унитарной – также и конфедеративную. Конфедеративная форма государственного устройства – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определённых целей (экономических, военных, полити­ческих, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благо­приятные условия для деятельности этих государств. Эти цели мо­гут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении пре­следуют прежде всего экономические цели, причём эти цели отно­сятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного об­ращения и т. д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей в конфедерации соз­даются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее опре­деляется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех её членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятель­ными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их доброволь­ного объединения. Только интересующие всех субъектов конфеде­рации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Примерами конфедерации можно назвать, хотя и "фор­мально", Европейскую конфедерацию, Швейцарскую конфедерацию (хотя многие считают ее федерацией), Мусульмано-хорватскую Федерацию с Республикой Сербской в Боснии. Ряд авторов считают и Сод­ружество Независимых Государств прообразом кон­федерации.

Сегодняшняя наука – теория государства и права – выдвигает ряд других форм территориального уст­ройства, которые сформированы из анализа как ис­торического процесса, так и сегодняшних реалий. Например, содружество – это весьма редкое, ещё более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определённой степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться:

во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единицам др.);

во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина);

в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, на­пример, у стран Британского содружества наций);

в-четвёртых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхожде­ние, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привне­сения и ассимиляции иных, чужеродных элементов);

в-пятых, рели­гии (но не всегда). Однако содружество – это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе со­дружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосудар­ственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы госу­дарств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены со­дружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

В содружестве могут создаваться и надгосударственные ор­ганы, но, скорее всего, не для управления, а для координации дей­ствий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т.п.).

Для теории государства и права изучение такой формы орга­низационного объединения государств, как содружество, стало от­носительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств неко­торыми республиками, ранее входившими в его состав.

В этой связи следует отметить, что содружество как объеди­нение государств может иметь переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию. Попытки для этого предпринимаются: союз России, Белоруссии, Киргизии и Казахстана – как путь к конфедерации, и образование Союза Рос­сии и Белоруссии – как путь к федерации. Но надо иметь в виду, что всё может развиваться и в обратную сторону, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств при нерешённости, противоре­чивости интересов, целей государств, образовавших его. В частности, трехуровневая интеграция внутри СНГ к хорошему привести не может. Получается, что одни страны – родные братья, другие – двоюродные, третьи – троюродные. Да и при создании Союза Рос­сии и Белоруссии необходимо учитывать, что Россия уже федеративное государство.

Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество государств. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является ещё одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сто­рону конфедеративного объединения (например, Европейские со­общества).

В сообщество могут входить ассоциированные члены – госу­дарства, принимающие те или иные правила, действующие в сооб­ществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устана­вливается членами сообщества.

В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из от­числений членов-государств), надгосударственные органы.

Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объ­единить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их от­мены) и т. д.

Согласиться с тем, что данная классификация ис­черпывающая, значит согласиться с войнами, разго­рающимися повсеместно в мире, в особенности на пространствах бывшего СССР. К сожалению, она не даёт шан­сов разрешить мирно кровавые конфликты, разгорев­шиеся на постсоветском пространстве, находящиеся в тлеющем состоянии.

Примером могут служить отношения, складыва­ющиеся между Грузией и Абхазией на современном этапе. Грузия одна из первых вышла из состава СССР, т.е. одна из первых проявила сепаратистские настро­ения, хотя далее обвинила в этом других. Желание построить унитарную Грузию привело к войнам в Южной Осетии и Абхазии. Абхазия предлагала Гру­зии создать федерацию с равной субъективностью. Но та не стала слушать и учинила кровавую бойню. Пос­ле поражения в войне Грузия согласилась на федера­тивное устройство. Но это уже не устраивало Абха­зию. И ясно, почему в каждом парке Абхазии нахо­дятся братские могилы. Это так просто не забывается. Абхазия согласна на конфедеративные отношения с Грузией, однако Грузия придерживается противоположной позиции.

В связи с этим ещё раз необходимо подчеркнуть, что не следует федеративные и межгосу­дарственные объединения — конфедеративные, содружественные формы – понимать догматически. В реальной жизни эти формы мо­гут иметь самый широкий спектр, давать, например, такие сочета­ния, как конфедеративно-федеративные, когда в одних областях между государствами осуществляются федеративные, а в других – конфедеративные связи. Или, например, давать сочетание унитар­но-федеративных государственных образований (например, Россия: в её состав входят республики, и вместе с тем она имеет в других регионах чёткое административно-территориальное устройство). Как и в других, в данном случае теория государства и права выделяет и рассматривает самое типичное, основное, что характеризует те или иные реальные формы устройства государства. Теория государства учитывает, что и в этой сфере, как и в других политико-правовых областях, действует целая система разных факторов, тенденций, которые дают самые разнообразные и удивительные сочетания на­ционально-государственных и административно-территориальных форм.

Чтобы понять это, нужно знать, например, что в современной теории государственное устройство разделяется на уни­тарное (простое) и сложное. Простое государственное устройство, т.е. унитар­ное нами рассмотрено, и с формулировкой "простое" следует согласиться, потому что сложное государственное устройство предпола­гает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. Рассмат­ривая отдельные территориальные устройства, тео­рия государства ничего не конструирует, а лишь фик­сирует в истории и современной действительности отдельные их виды (классы).

В результате выделились такие классы сложных государств, как протекторат и уния.

Протекторат (покровительственные отношения) над той или иной территорией предполагал изначаль­но договорные отношения между сильным и слабым государствами, устанавливающие особые взаимные обязанности и права.

Протекторат относят к числу разновидностей го­сударственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покро­вительстве нового (третьего) государства не появля­ется, а, следовательно, не возникает вопроса и о его территориальной организации. Тем не менее, если допустить, что на государство, над которым осуществляется покровительство, напа­дает другое государство, то это означает объявление войны и государству, взявшем на себе покрови­тельство.

Примерами протектората являются: протекторат Испании над Монако (с 1524 г.), а с 1643 г. протекто­рат Франции над Монако, протекторат России над Молдавией и Валахией после русско-турецкой вой­ны 1828-1829 гг. и др.

Под унией понимается союз, соединение, объеди­нение государств. Среди уний различаются конфеде­рации, федерации, объединение монархических госу­дарств в форме реальной и персональной (личной) унии, фузии, инкорпорации, империи. К униям также можно отнести и такие формы госу­дарственного устройства, как содружество и кондо­миниум.

Рассмотрим данные формы.

Объединения монархических государств суще­ствуют в форме личной персональной или реальной уний. Общим у обеих форм является то, что они возни­кают вследствие совпадения монархов двух или не­скольких государств в одном лице.

Личная уния имеет основанием случайное, непред­намеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах для раз­личных порядков наследования престола. Она продол­жается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Так, в прошлом веке прекратилась личная уния между Великобрита­нией и Ганновером в 1837.

Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Реальными были унии между Норвегией и Швецией (1815 г.), Австро-Венгрия.

Империя – насильствен­ное объединение государств, осуществленное либо путем завоева­ния, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т. п.). Вместе с тем история знает и добровольное, договорное вхождение некоторых государств в состав империи. Это происходит, как правило, тогда, когда народу этого государства гро­зит уничтожение со стороны другого государства, и в воссоединении с родственными государствами (по религии, языку) народ этого го­сударства видит своё спасение. Но в основном империя держится на применении принуждения (военного, экономического, политиче­ского, идеологического), и как только этот опорный столп исчезает, она рушится.

Степень зависимости составных частей империи бывает различной. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было еди­ного государственно-правового статуса.

Круг империй достаточно широк. Они существо­вали во все исторические эпохи (Римское государство, Великобритания, Россия и др.).

Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внеш­не оформляемое как слияние присоединение одного государства к другому) представляют большой интерес. Фузией было, например, воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией, как полагают многие, – присо­единение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.

Кондоминиум – совместное впадение (от лат. con (cun) – вместе и dominium – впадение), совместное управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами. Так, в период 1899 – 1951 г.г. Великобритания и Египет осуществляли кондоминиум в отношении Судана.

Данная классификация форм государственного устройства ярко свидетельствует о многоаспектности и сложности данной проблемы, о том, что нет еди­ных рецептов для разрешения проблем, возникающих между государствами. Но вместе с тем предложенная классификация – яркое доказательство существова­ния выхода из любых тупиковых ситуации.

Словом, межгосударственные формы делятся на два вида: добровольные и насильственные. Если на начальном этапе разви­тия человечества преобладали насильственные формы межгосу­дарственного объединения, то с развитием цивилизации они уходят в прошлое. Их место занимают добровольные формы международ­ного общежития, объединения. В перспективе интеграционные свя­зи между государствами будут все более и более возрастать. И XXI век обещает быть веком без войн. Все цивилизованные государства в настоящее время должны прилагать и прилагают к этому немалые усилия.