Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_otechestvennogo_prava_i_gosudarstva_UMK...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
1.25 Mб
Скачать

§ 34. Частичная либерализация политического режима после смерти и. В. Сталина («оттепель»)

После смерти И. В. Сталина в марте 1953 г. закончилась эпоха тоталитарной системы, опиравшаяся на партийный государственный аппарат, и начался процесс либерализации общественно-политической жизни Советского государства – «оттепель».

В этом была огромная политическая заслуга Н. С. Хрущева82, решившегося пойти на демократизацию общественной жизни и выступить с докладом «О культе личности Сталина и его последствиях» на ХХ съезде КПСС (14–25 февраля 1956 г.)83. В своем решении съезд осудил культ личности Сталина и определил курс партии на демократизацию советского общества и, прежде всего, на восстановление демократических основ деятельности партии и органов государственной власти. Партийные организации освобождались от задач оперативно-хозяйственного руководства84. Эти задачи передавались специальным органам управления народным хозяйством.

На основании решения съезда велись преобразования в экономических и политических сферах. Начались процессы либерализации внешней политики. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий. Шло духовное возрождение общества.

Но курс нового руководства на демократизацию общественно-политической жизни все больше и больше стал определяться только политическими приемами и методами.

Новая, третья, Программа КПСС85, утвержденная на XXII съезде партии (17–31 октября 1961 г.) провозглашала вступление страны в период «развернутого коммунистического строительства». В ней определялись задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммунистическому самоуправлению, воспитание нового человека, осуществление которых намечалось на два ближайших десятилетия. Съезд принял новый Устав КПСС, предусматривающий расширение прав местных партийных ячеек, расширение общественных начал в партийной работе.

§ 35. Государственные преобразования н. С. Хрущева

Общей тенденцией в этот период является стремление децентрализовать управление государством, что приводит к расширению прав союзных республик и местных органов власти и управления. В 1957 г. ЦК КПСС принимает постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами»86, в котором были намечены меры по улучшению работы советов, а именно: улучшение организационно-массовой работы и укрепление связи советов с населением, активизация деятельности постоянных комиссий советов, усиление роли советов в хозяйственном и культурном строительстве, обеспечении прав граждан, соблюдение законности.

В 1957–1960 гг. в союзных республиках были приняты новые положения о местных советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности. В результате, деятельность советов оживилась, стали проводится сессии советов, вошли в практику систематические отчеты депутатов перед избирателями. Расширились число и функции постоянных комиссий советов. Вырос постоянно действующий на общественных началах актив избирателей. Но при всем этом советы не стали в полной мере общенародной организацией власти.

В конце 1962 г. была проведена реформа, связанная с реализацией Указа от 26 декабря 1962 г. «О реорганизации краевых, областных и районных Советов депутатов трудящихся РСФСР»87. В большинстве краев и областей были созданы по два совета депутатов трудящихся – промышленный и сельскохозяйственный, которым были подчинены, соответственно, промышленный и сельский районы. Разделение советов было осуществлено с целью улучшения управления народным хозяйством на местах. На практике это разделение привело к неразберихе в структурах органов управления, необходимости административно-территориальной перестройки в стране. Поэтому в соответствии с решением ноябрьского 1964 г. Пленума ЦК КПСС Президиум ВС СССР своим Указом восстановил единые советы.88

14 октября 1954 г. было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 2150 «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению государственного аппарата». Данным Постановлением упрощалась структура министерств, главков, трестов, других организаций, предусматривалось сокращение численности их штатов. Это было не просто сокращение, а осуществление мероприятий, направленных на перераспределение функций, ответственности и прав от союзных органов власти к республиканским, разукрупнение министерств, к существенному сокращению всего документооборота (отчетностей, согласований и пр.). Образовывалась четырехзвенная структура: главк – управление – отдел – сектор. Также были расширены права руководителей предприятий (в области планирования, в капитальном строительстве и реконструкции предприятий, в реализации и оплате труда в пределах штатов и фонда заработной платы).

В этот период продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Проводились реорганизация правоохранительных органов.

В марте 1954 г. из МВД СССР был выделен и образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

В октябре 1956 г. был восстановлен принцип двойного подчинения органов внутренних дел и усиление контроля Советов над органами МВД. Управления МВД и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) советов. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, городских и поселковых советов. Начальник управления милиции союзной республики стал одновременно заместителем министра внутренних дел союзной республики и назначался Советом Министров союзной республики. В 1960 г. Министерство внутренних дел СССР было ликвидировано.

Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия.

1 сентября 1953 г. был отменен внесудебный исключительный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание. Теперь дела о контрреволюционных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном порядке.

В 1956 г. были упразднены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик, а их функции переданы Верховному Суду СССР, верховным судам союзных республик и автономных республик, краевым, областным судам.

12 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об утверждении Положения о Верховном суде СССР и о внесении изменений и дополнений в ст. 104 и 105 Конституции (Основного Закона) СССР»89. «Положением о Верховном Суде СССР» была изменена его компетенция и расширены права судебных органов союзных республик, в связи с чем внесены соответствующие изменения и дополнения в ст. 104 и 105 Конституции СССР. <QUEST9< FONT>В соответствии с новой редакцией этих статей было установлено, что Верховный Суд СССР являлся высшим судебным органом страны. На него возлагался надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законодательством. В связи с принятием названного Закона, раздел VII – «Верховный Суд СССР» Закона «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 г. был признан утратившим силу.

Положение о Верховном суде СССР значительно расширяло права судебных органов союзных республик. До 1957 г. Верховный суд СССР был наделен правом востребовать любое дело из любого суда, даже когда оно еще не рассматривалось верховным судом республики. Новое положение предусматривало, что все дела должны окончательно решаться в верховном суде союзной республики, а Верховный суд СССР в порядке надзора мог истребовать дела, приговоры и решения по которым вступили в силу, только в том случае, если они были рассмотрены в порядке надзора в верховном суде союзной республики и постановления верховных судов союзных республик противоречили общесоюзному законодательству или интересам другой республики.

К функциям Верховного Суда СССР также относилось изучение и обобщение судебной практики, более тщательная разработка руководящих разъяснений судебным органам, а также право законодательной инициативы.

Верховный Суд СССР состоял из Пленума Верховного Суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии. Верховный Суд состоял из Председателя Верховного Суда СССР, заместителей Председателя Верховного Суда СССР, членов Верховного Суда СССР и народных заседателей, избиравшихся Верховным Советом СССР, а также председателей Верховных судов союзных республик, являвшихся членами Верховного Суда СССР по должности.

Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР предусматривалось образование Пленумов Верховного Суда союзных республик, что обеспечило более квалифицированное руководство деятельностью судов.

Были изменены принципы деятельности низовых судов: система участковых судов, существовавших ранее, упразднялась, и создавались районные и городские суды. Количество судов, особенно в городах, сократилось. Срок полномочий народных судов увеличился с трех до пяти лет, народные заседатели избирались сроком на два года. Количество судей и заседателей для каждого народного суда устанавливалось исполкомом соответствующего Совета. Народные заседатели стали избираться на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян, а военнослужащие – на общем собрании воинской части.

Была установлена подотчетность народных судей перед избирателями, всех других судов – перед советами.

Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положение о военных трибуналах90. Они входили в единую систему судов, и строились применительно к организационной структуре армии. Надзор за судебной деятельностью и руководство военными трибуналами осуществлялось непосредственно Военной Коллегией Верховного Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.

За незначительными изменениями такое судоустройство сохранилось до распада союзного государства.

Важнейшее значение имело восстановление принципов организации и деятельности прокуратуры, нарушенных в условиях сталинского режима.

24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР91, которое явилось первым нормативным актом о прокурорском надзоре с четко обозначенной структурой органов Прокуратуры СССР, которые, в свою очередь, составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. В Положении также говорилось о правах и обязанностях всех работников прокуратуры. Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры наделялись дополнительными властными полномочиями по установлению и устранению нарушений закона, в особенности в сфере «общего надзора», в стадии производства дознания и предварительного следствия, надзоре за законностью деятельности исправительных учреждений.

Впервые в законодательстве о прокурорском надзоре выделялись самостоятельные главы по четырем отраслям, что обеспечивало более высокий уровень правовой регламентации. В гл. IV–V Положения были изложены задачи и правомочия прокуроров, а также средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона применительно к каждой из закрепленных отраслей надзора, обязанности адресатов прокурорских обращений.