Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ю сраМИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
224.26 Кб
Скачать

1. Общая характеристика причинения тяжкого вреда здоровью

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью выражается в: 1) причинении телесного повреждения или 2) иным способом вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности (ст. 111 ч. 1 УК РФ).

Критерии тяжести вреда здоровью до 2001 года определялись согласно Приказа Минздрава РФ от 10 декабря 1996 года № 407 “О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз” (с изменениями от 5 марта 1997 г.). Однако приказом Минздрава РФ от 14 сентября 2001 года № 361 настоящий приказ отменен в связи с отказом в государственной регистрации (информация опубликована в еженедельном приложении к газете “Финансовая Россия” от 24 октября 2001 г., № 39).

В результате, при проведении судебно-медицинских экспертиз и освидетельствований, при определении тяжести вреда здоровью эксперты должны руководствоваться прежними Правилами судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений (утвержденных приказом Минздрава СССР от 11 декабря 1978 г. № 1208, согласованных с Прокуратурой СССР, Верховным Судом СССР, Минюстом СССР, МВД СССР, КГБ СССР).

На основании УК РФ (и действующих Правил), различают четыре критерия тяжести вреда здоровью:

1) Опасность для жизни. По этому признаку тяжкий вред здоровью отличается от иных видов вреда.

2) Наступление последствий, конкретно названных в законе. Данный критерий используется только в ст. 111 УК РФ. Признаками тяжкого вреда здоровью являются:

а) потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа либо утрата органом его функций;

б) прерывание беременности;

в) психическое расстройство;

г) заболевание наркоманией или токсикоманией;

д) неизгладимое обезображивание лица.

3) Размер и характер стойкой утраты трудоспособности:

а) значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем одну треть (ст. 111 УК РФ);

б) заведомо для виновного полная утрата профессиональной трудоспособности (ст. 111 УК РФ);

в) значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее одной трети (ст. 112 УК РФ);

г) незначительная стойкая утрата общей трудоспособности (ст. 115 УК РФ).

4. Продолжительность временного расстройства здоровья:

а) длительное расстройство здоровья (ст. 112 УК);

б) кратковременное расстройство здоровья (ст. 115 УК).

Перечень признаков тяжкого вреда здоровью в ст. 111 УК РФ несколько расширен по сравнению со ст. 108 УК РСФСР путем включения в перечень заболевания наркоманией или токсикоманией, а также полной утраты профессиональной трудоспособности.

Важнейший признак тяжкого вреда здоровью – создание опасности для жизни. При наличии этого признака причинение вреда здоровью признается тяжким независимо от того, какие это повлекло последствия.

Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни

Опасным для жизни вредом здоровью могут быть как телесные повреждения, так и заболевания и патологические состояния. Правила 1996 г. различали две группы опасных для жизни повреждений.

Первую группу составляли повреждения, которые по своему характеру создают угрозу для жизни потерпевшего и могут привести его к смерти: проникающие ранения черепа, в том числе и без повреждения головного мозга; открытые и закрытые переломы костей свода и основания черепа, за исключением переломов костей лицевого скелета и изолированной трещины только наружной пластины свода черепа; ушиб головного мозга тяжелой степени; ушиб головного мозга средней степени при наличии симптомов повреждения стволового отдела; проникающие ранения позвоночника, в том числе и без повреждения спинного мозга; некоторые другие повреждения позвоночника, названные в Правилах; ранения, проникающие в просвет глотки, гортани, трахеи, пищевода, а также повреждения щитовидной и вилочковой железы; ранения грудной клетки, проникающие в плевральную полость, полость перикарда или в клетчатку средостения, в том числе без повреждения внутренних органов; ранения живота, проникающие в полость брюшины; ранения, проникающие в полость мочевого пузыря или кишечника; разрывы некоторых внутренних органов; открытые переломы длинных трубчатых костей; повреждение крупных кровеносных сосудов; некоторые термические ожоги, в зависимости от их степени и площади поражения.

Ко второй группе опасных для жизни повреждений относятся повреждения, которые повлекли за собой угрожающее жизни состояние. Согласно п. 34 Правил 1996 г. опасными для жизни признавались также заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных внешних факторов и закономерно осложняющиеся угрожающим жизни состояниям или сами представляющие угрозу для жизни человека.

Действующие Правила 1978 года не относят к опасным для жизни повреждениям угрожающие жизни состояния, такие как: шок тяжелый; кому; массивную кровопотерю; острую сердечную или сосудистую недостаточность и другие виды тяжелых состояний, а также их сочетание.

Не все из перечисленных в Правилах опасных для жизни повреждений одинаково распространены в судебной практике. Для умышленного причинения вреда здоровью наиболее характерны: проникающие раны черепа, грудной клетки, брюшной полости, повреждения крупных кровеносных сосудов, тяжелые ожоги и некоторые другие.

Благоприятный исход таких повреждений, обусловленный оказанием медицинской помощи, не влияет на оценку их как опасных для жизни. Аналогично решается вопрос, когда опасные для жизни повреждения повлекли лишь временное расстройство здоровья (кратковременное или длительное) либо стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть.

Потерей зрения считается полная стойкая слепота на оба глаза или такое состояние, когда имеется понижение зрения до счета пальцев на расстоянии двух метров и менее (острота зрения 0,04 и ниже). Потеря зрения на один глаз влечет за собой стойкую утрату трудоспособности свыше одной трети и по этому признаку относится к причинению тяжкого вреда здоровью.

Потеря речи как признак причинения тяжкого вреда здоровью впервые специально выделена в законе. Однако фактически потеря речи всегда рассматривалась как тяжкое телесное повреждение по признаку потери органа или утраты органом его функций.

Под потерей речи следует понимать потерю способности выражать свои мысли членораздельными звуками, понятными для окружающих.

Потеря слуха выражается в полной глухоте или таким необратимым состоянием, когда человек не слышит разговорной речи на расстоянии 3–5 см от ушной раковины. Потеря слуха на одно ухо влечет утрату трудоспособности менее одной трети и по этому признаку относится к причинению средней тяжести вреда здоровью.

Потеря какого-либо органа либо утрата его функций (помимо упомянутых потери слуха, зрения или речи) может представлять собой анатомическую потерю руки или ноги как полностью, так и в виде ампутации не ниже локтевого или коленного сустава. В иных случаях потеря части конечности оценивается в зависимости от степени стойкой утраты трудоспособности. Тяжким вредом здоровью признается также потеря производительной способности, которая заключается в потере способности к совокуплению либо в потере способности к оплодотворению, зачатию и деторождению.

Неизгладимое обезображивание лица может быть результатом различных действий виновного: причинения ранения колющими или режущими орудиями, результатом воздействия открытого огня, раскаленных предметов, кипятка, кислоты и других агрессивных жидкостей. Оно может выражаться в удалении или искажении формы носа, в отсечении ушей, в образовании глубоких шрамов и рубцов и т.п. Независимо от важности для жизни, длительности и величины расстройства здоровья обезображивание лица рассматривается как самостоятельный признак причинения тяжкого вреда здоровью. Обезображиванием является не всякое повреждение, оставившее след на лице, а лишь такое изменение естественного вида лица, которое придает внешности потерпевшего крайне неприятный, отталкивающий или устрашающий вид.

Понятие “обезображивание” не является медицинским термином. Оценку ему дают органы правосудия самостоятельно, не прибегая к помощи судебно-медицинского эксперта, руководствуясь эстетическим критерием (см. об этом: Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1982, N 6, С. 6). Однако вопрос об изгладимости или неизгладимости данного повреждения решается на основании заключения судебно-медицинской экспертизы. Правила 1978 года устанавливают, что при повреждениях лица эксперт должен определить, является ли повреждение изгладимым.

Под изгладимостью повреждения следует понимать возможность исчезновения видимых последствий повреждения или значительное уменьшение их выраженности (т.е. выраженности рубцов, деформаций, нарушения мимики и пр.) с течением времени, или под влиянием нехирургических средств. Если же для устранения этих последствий требуется косметическая операция, то повреждение считается неизгладимым.

Прерывание беременности, независимо от ее срока, рассматривается здесь как последствие умышленных действий, направленных на причинение тяжкого вреда здоровью (побои, ранения, иные травмы, применение отравляющих веществ и т.д.). В этом отличие данного преступления от незаконного производства аборта (ст. 123 УК), когда умысел виновного не направлен на причинение тяжкого вреда здоровью. Для квалификации содеянного по ст. 111 УК РФ необходимо установление прямой причинной связи между причиненными травмами и прерыванием беременности, поскольку данное последствие может быть связано с индивидуальными особенностями организма потерпевшей. Поэтому судебно-медицинская экспертиза в этих случаях проводится с участием акушера-гинеколога.

Психическое расстройство, заболевание наркоманией и токсикоманией старые Правила 1978 г. не указывали как признак расстройства здоровья относящийся к категории тяжких, однако данный признак закреплен в законе и обязательно должен быть учтен.

Психическое расстройство – этим термином охватывается как “хроническое психическое расстройство”, так и “временное психическое расстройство” (ст. 21 УК РФ). Новая формулировка не исключает возможности признания причиненного вреда здоровью тяжким и в случае временного психического расстройства. Диагностика психического расстройства и его причинная связь с полученной травмой устанавливаются судебно-психиатрической экспертизой. Оценка степени тяжести вреда, причиненного здоровью, производится с участием судебно-медицинского эксперта.

Заболевание наркоманией или токсикоманией – данный признак причинения тяжкого вреда здоровью впервые предусмотрен в уголовном законе.

Значительная стойкая утрата трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полная утрата профессиональной трудоспособности. В законодательстве различаются общая и профессиональная трудоспособность. Ранее при определении степени утраты трудоспособности учитывалась только утрата общей трудоспособности. Действительно, процент утраты общей трудоспособности наиболее полно отражает размер вреда, причиненного объекту преступления – здоровью человека. Однако практика иногда сталкивалась с ситуациями, когда виновный умышленно причинял потерпевшему такое повреждение, которое заведомо полностью лишало его профессиональной трудоспособ-ности, хотя общая трудоспособность сохранялась или утрачивалась незначительно (например, повреждение пальцев на руке скрипача). Новая редакция нормы позволяет учесть повышенную опасность такого преступления в связи с наличием дополнительного объекта посягательства (наряду со здоровьем – утрата профессиональной деятельности).

Размер стойкой утраты трудоспособности устанавливается судебно-медицинской экспертизой после определившегося исхода повреждения на основании объективных данных, с учетом специальных таблиц процентов утраты трудоспособности с округлением до 5. Если размер стойкой утраты общей трудоспособности менее одной трети, то есть – не выше 30 %, то содеянное квалифицируется по признакам ст. 112 или ст. 115 УК РФ. Значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть считается утрата трудоспособности на 35 % и более.

В уголовном законе существенные изменения произошли в системе квалифицирующих признаков умышленного тяжкого вреда здоровью. Ныне в ст. 111 УК РФ предусмотрено десять квалифицирующих признаков. В зависимости от их отягчающего значения, они разделены на три категории (см. ч. 2, 3, 4 ст. 111 УК РФ).

Внимание, обратим внимание на проблему в правоприменительной деятельности. В судебной практике порой возникают ошибки, связанные с отграничением данного преступления от убийства. Отграничение это невозможно провести ни по объекту, ни по объективной стороне.

В частности, лишено оснований мнение, что наличие значительного промежутка времени между причинением травмы и наступлением смерти требует квалификации по ч. 4 ст. 111 УК (то есть как повлекшие смерть по неосторожности) и исключает квалификацию содеянного как убийства. Разграничение данных составов преступления может быть проведено только по субъективной стороне. Однако, чтобы установить, входило ли в содержание умысла виновного причинение смерти потерпевшему, необходимо исходить не только из его объяснений, но и из сопоставления их с объективной характеристикой деяния и всей обстановкой совершения преступления.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27 января 1999 года N 1 “О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)” указал судам, что, решая вопрос о направленности умысла виновного, они должны “исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов человека) виновным преступных действий и т.д., а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения”.

Все обстоятельства дела должны оцениваться в совокупности. Предпочтение квалификации содеянного по ч. 4 ст. 111 УК РФ должно отдаваться, когда используется орудие, которым обычно нельзя убить, либо сознательно наносится удар небольшой силы, либо удар специально направляется в такую часть тела, которая не представляется жизненно важной. Оценка способа действия складывается из сопоставления орудия преступления с локализацией повреждения (например, прицельный выстрел из огнестрельного оружия в ногу не свидетельствует об умысле на убийство, а удары палкой (значительно менее опасное орудие) по голове могут свидетельствовать о таком умысле).

Характер причиненных телесных повреждений сам по себе может служить достаточным основанием для вывода о направленности умысла. Если виновный сознает опасность для жизни потерпевшего от причиняемых травм, то это свидетельствует о том, что он предвидит возможность смерти. “Сознание опасности для жизни” и “предвидение возможности смерти” – разные словесные выражения одного и того же психического отношения виновного к своему деянию.