Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на билеты. политология.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
145.81 Кб
Скачать

Вопрос 17. Социальное государство.

Социальное государство - это правовое государство развитого гражданского общества, которое , соединяя в своей деятельности принципы свободы и равенства, социальной справедливости, надклассовости, реально обеспечивает социально-экономические права человека.

Социальное государство и правовое государство - единое целое в том смысле, что социальное государство это сторона правового государства., т.е. государства реальных прав человека, среди которых есть социально-экономические права (право на труд, справедливые условия труда, социальное обеспечение, достойный человека прожиточный минимум и др.), обеспечение реальности которых - задача социального государства.

Социальное государство - надклассово, в том смысле, что оно направлено на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, оно защищает права, свободы, законные интересы всех его граждан, народов, является орудием снятия социальной напряженности в стране.

Социальное государство - это государство развитого гражданского общества (создающего материальные блага ,иные ценности ), являющегося условием существования и развития социального государства, развитое гражданское общество как бы обратная сторона социального государства, последнего без первого не бывает.

Социальное государство нивелирует неоправданные социальные различия, обеспечивает достойные условия существования своих граждан, социальную защищенность населения, участвуя в производстве и распределении экономических благ, оно вмешивается в свободную экономическую деятельность ( в интересах всего общества в целом).

Социальное государство способствует формированию в стране т.н. «среднего класса» ( часть общества, которая обеспечена в той мере, когда не ощущается потребность в необходимом, но и не богата настолько, что это вызывает у малообеспеченных слоев населения поползновение к разделу их собственности).

В обобщенной форме эта идеология может быть выражена следующим образом: наличие у человека тех или иных личных проблем (бедность, болезнь, одиночество, пороки и дурные привычки, старость, трудности с самореализацией и т.д.) может быть основанием для предъявления требований к государству с тем, чтобы оно материально помогло в решении этих проблем. Государство же обязано принять соответствующую «социальную программу» и обеспечить ее необходимыми материальными ресурсами и мерами принуждения.

Идеология социального государства официально сформулирована в Конституции РФ (глава 1, статья 7):

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Глава 2 добавляет к перечню «гарантий социальной защиты» право на труд, на отдых, обещает государственную защиту семьи, социальное обеспечение по возрасту (а также в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей), право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и образование.

Все эо звучит настолько привычно, что взгляд проскакивает по словам, не задерживаясь. Однако даже поверхностный анализ конституционных формулировок обнаруживает немало странного и любопытного.

В первой цитате совершенно излишним кажется слово «социальное». Ну чем была бы плоха формулировка: «Российская Федерация – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»? Любое государство могло бы провозгласить такие политические цели. Даже ультралиберальное «минимальное государство», по мнению его сторонников, обеспечивает «достойную жизнь и свободное развитие».

По-видимому, слово «социальное» является ограничивающим понятием, определяющим средства достижения указанных целей (т.е. достойной жизни и свободного развития). Иными словами, для российского государства характерно то, что универсальные цели достигаются именно «социальными средствами» (защита труда, отдыха и т.д.). Средства, не входящие в этот список (например, защита прав собственности), атрибутом социального государства не являются. Поскольку предполагается, что достойная жизнь и свободное развитие достигаются с помощью государственных гарантий, а права частной собственности и экономическая свобода если и нужны – то для чего-то совсем другого.

Сам перечень социальных средств, или гарантий является «открытым», – он может быть дополнен и расширен, и для этого не обязательно вносить поправки в Конституцию. Об этом свидетельствует упоминание об «иных гарантиях социальной защиты» и о гарантиях социального обеспечения «в иных случаях, установленных законом» (статья 39). Получается, что если какая-либо новая личная проблема или личное качество граждан вдруг станет «социальной проблемой», то может быть инициирован и сравнительно легко завершен процесс создания нового типа социальных гарантий.

Средства реализации социальных гарантий (часть 2 статьи 7) можно разделить на две группы:

во-первых, запреты на заключение добровольных контрактов определенных видов («минимальный размер оплаты труда»; запрет на договоры о купле-продаже труда по цене ниже определенной величины; «охрана труда» – запрет на заключение трудовых контрактов в определенных условиях);

во-вторых, предоставление материальных благ или выплата денег за счет средств государственной казны (пенсии, пособия, бесплатные услуги и т.д.).

Первый тип социальных гарантий, очевидно, нарушает права частной собственности и принцип свободы контракта. Второй осуществляется путем принудительного лишения граждан части их имущества или имущественных прав с последующей передачей другим гражданам (в частности, путем налогообложения), т.е., опять-таки, с помощью государственного насилия. Такова особенность средств, применяемых социальным государством для обеспечения «достойной жизни и свободного развития» граждан: они предполагают физическое насилие или угрозу такового над частью граждан.

Иногда на это возражают так: «Государство может получать доходы не только от налогов, но и от госимущества. Поэтому можно считать, что государственные пособия обеспечены достоянием государства, т.е. представляют собой ренту и процент на государственный капитал. При этом получатели пособий выступают в роли совладельцев этой собственности».

Этот аргумент не выдерживает критики. Настоящие рыночные рента и процент зависят от конъюнктуры, от решений собственников по размещению ресурсов и от эффективности управления имуществом. Очевидно, что в случае социальных гарантий такая зависимость отсутствует. Их размеры не зависят от величины доходов, приносимых государственным имуществом. Гарантии жестко связаны с самим существованием данного государства. А поскольку реальное государство, в силу известных причин, является наименее эффективным собственником, доходов от его имущества всегда будет не хватать, и социальные выплаты будут осуществляться в основном за счет налоговых поступлений.

Социальные гарантии связаны с другим концептом – «социальными правами». Они принципиально отличаются от прав собственности и личных прав. В отличие от последних, «социальное право» – всегда некая абстрактная претензия на часть имущества других членов общества. Поэтому социальные права принципиально несовместимы с правами частной собственности: в той степени, в какой реализуются первые, попираются вторые.

Идеология социального государства требует для своей реализации особых институтов, основанных на насильственном ограничении прав собственности и личных прав одних граждан в пользу других. При этом перечень оснований для такой агрессии изначально и принципиально не ограничен. Эта идеология не только формально положена в основу конституционного строя нашей страны, но и глубоко укоренилась в массовом сознании, в политической идеологии правящего класса, в мышлении интеллектуалов. Общепризнанно, что социальное государство представляет собой высшее достижение западной цивилизации, воплощение общечеловеческих ценностей, и, одновременно, – наилучшим образом соответствует уникальным национальным особенностям России.

Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных.

Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан. Именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщиками. Одним словом, чтобы хорошо работать, надо иметь достаточные для этого, прежде всего материальные, стимулы.

Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей. Многие еще помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя было купить — пустые полки магазинов, кругом очереди, порой даже за хлебом.

Если речь идет о физиологических потребностях, то должно быть хорошее питание (сбалансированное, качественное, достаточное по количеству). Все мы нуждаемся и в психологическом комфорте, а следовательно, хорошем времяпрепровождении как в период отпуска, так и в период между работой. Немаловажно для каждого и социальное общение. Есть у нас и политические потребности, а отсюда вытекает наличие у нас возможностей доводить до сведения власти свои интересы, чаяния и желания. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.

Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения. Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были активными членами общества и сполна вложили свой труд в его процветание.

Хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг. Образование — важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение — залог ее комфортного существования, удобство дорожного и транспортного обслуживания повышает динамизм личности. Это известно всем. Однако следует обратить внимание и на то, что деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осуществляемый в интересах людей, — важная характеристика социального государства.

Минимизация социальных различий. В обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные и др. И тем не менее по социальному положению, т. е. значимости для общества, а отсюда и по положению имущественному, все же резких различий не должно быть. Понятно, что напряженность работы, допустим, министра гораздо выше, чем у большинства работников. Но как бы чувствовал себя тот же министр, если бы в подъезде, где он проживает, никто не убирал? Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз, как это пока имеет место в России.

Реализация социальной справедливости. Социальную справедливость в упрощенном варианте можно определить, как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. Много копий сломано на этот счет. Однако большинство согласятся с тем, что вряд ли справедливо, когда значительные богатства, накопленные многолетним трудом всего российского народа, вдруг в одночасье оказались в руках расторопных дельцов — олигархов. Или разница в заработной плате рядового рабочего и директора предприятия в сто и более раз, что совсем не свидетельствует о социальной справедливости.

Мирное разрешение социальных конфликтов. Конечно, желательно до конфликтов все же не допускать, И тем не менее совсем избегать их не удается. Например, большое число фермеров США и Европы в течение многих лет выращивали продукцию для России (зерно, кур, цветы и др.). Однако Россия в последнее время по многим позициям отказывается от экспорта. Фермеры зарубежных стран проявляют недовольство и склонны бастовать. Правительства этих стран вынуждены рассматривать вопрос о выделении им субсидий, что, понятно, сразу может отразиться на других слоях населения. Однако это все же лучший вариант разрешения социального конфликта, нежели битье витрин или блокирование железных или автомобильных дорог возмущенными фермерами.

Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.

Социальное государство — это государство благосостоятельных людей, в котором формальное равенство граждан постепенно становится равенством фактическим.

Существует несколько моделей социального государства.

Одна из них - либеральная модель, в основе которой лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах.

Другая модель социального государства - корпоративная, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

Наиболее распространенной моделью социального государства является модель, в основе которой лежит ответственность всего общества за судьбу своих членов, а главным принципом выступает условие, при котором богатый платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания. Вспомогательную роль играют действующие в странах негосударственные (частные) институты социальной помощи (различные фонды, программы и т.д.), которые играют, однако, вспомогательную роль.