Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблема рейдерства в России.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
26.16 Кб
Скачать

Проблема рейдерства в России.

Мнение автора по данной проблеме:

Мною был проведен анализ статьи «ПИРАТЫ XXI ВЕКА», опубликованной в «Литературной газете» № 42 (6090) от 11 – 17 октября 2006 г. Автор статьи, Юрий Крупнов, считает, что рейдерство – достаточно популярная проблема России. Рейдеры – это «пираты XXI века», которые захватывают то, что им не принадлежит, с целью получения выгоды, не прикладывая особых усилий. Автор приводит пару примеров:

  1. Случай с научно-исследовательским институтом эластомерных материалов и изделий. Это предприятие обеспечивало оборону страны и действовало закрыто. Оно было вполне процветающим. Но в феврале 2004 года оно прекратило свою деятельность – оно было захвачено рейдерами. Шаг за шагом бандиты прибирали его к рукам: скупали акции, выгнали коллектив института на улицу, уничтожили оборудование, перевели институт в Новосибирск, создали ситуацию банкротства. Проводилось уголовное расследование и выяснилось, что этим захватом руководили некие Палихата и Троценко. Но это ничего не дало.

  2. В мире есть два завода, которые занимаются производством станков для приборных подшипников: Санкт-Петербургский прецензионного станкостроения и американская фирма «Браянд». В 2005 году «Чайка Плаза» приобрела питерский завод. За половину года распродано всё технологическое оборудование. Промышленные корпуса разрушены, на этом месте планируется строить гостиничный комплекс. Таких случаев сейчас можно привести сотни. Рейдерство, с особой силой вспыхнув в столичных городах, теперь зашагало в регионы.

Примечательно, что рейдерство бывает трех видов: черное, серое и белое, и естественно, черное самое жестокое и коварное из этих трех. Отсюда следует, что белое «хорошее и пушистое», что далеко не так. Рейдерство так плотно вошло в нашу жизнь, что стало привычным, что «богатство можно накапливать, не деля или отнимая, а созидая». В других странах девизом является «создание национального богатства страны», у нас же экономика значит чего-то отнять. Интернет-ресурсы пестрят статьями о рейдерстве, о технологии захватов, о лидерах. Вообщем, автор в первом пункте статьи сообщает, что «перед нами неожиданно возникшее крайне опасное социальное явление. Оно порождено тем, что легкомысленные разговоры про собственность, первоначальное накопление и рынок, который, мол, всё расставит по своим местам и, наконец, приснопамятная приватизация – всё это окончательно искорёжило и убило понятие собственности в России. Показательно, что взрыв рейдерства и превращение его в норму жизни происходят как раз в момент, когда мы «празднуем» пятнадцатилетний юбилей российской приватизации. Сегодня уже очевидно, что от неё не выиграл никто. Промышленность по-прежнему лежит на боку, экономика даже с учётом заоблачных цен на нефть едва достигает 70% от уровня позднего СССР».

Во втором пункте говорится о том, что собственность – зло. Следовательно, все предприниматели недобросовестные люди. В качестве примера автор приводит документальный фильм Property to Die For – «Собственность, за которую приходится умирать». В фильме утверждается, что в России собственность абсолютно незащищена и государство в лице силовых министерств, налоговых органов и чиновников является орудием в руках неизвестных людей. Общая направленность фильма, основанного на реальных событиях и достоверной информации, следует из слов одной из потерпевших в самом конце фильма: «Человек здесь не может чувствовать себя человеком, потому что само понятие человеческого достоинства здесь убито окончательно».

В третьем пункте государство обвиняется в бездействии. Многие считают, что государство не должно вмешиваться в экономику. По мнению Ю. В. Крупнова, при «отсутствии» государства возникает антигосударство. «Антигосударство и есть та сила, которая осёдлывает госмашину, коррумпирует власть и в конечном счёте делает государство в значительной мере пиратским или бандитским. Некоторые сегодня начинают говорить о существовании теневой или анонимной власти, альтернативной официальной». Автор не верит, что теневая власть будет долго терпеть власть на свету.

В четвертом пункте автор разоблачает приватизацию 90-х. Эта приватизация была бандитской и из нее не разовьется правильная экономика. Рейдерство обозначает отсутствие развитие страны. Сейчас наша задача создать амбициозное государство, которым будут управлять молодые, сильные ребята. Государство должно их поддерживать, а не обманывать. Иначе они все уйдут в теневую экономику.

Мое мнение после проведения анализа статьи:

Я соглашусь, что рейдерство одно из опасных явлений экономики. Но я думаю, оно не столь глобально, так как об этом не так много говорят. В новостях обычно говорится об авариях, политике и не так много про экономику. Может дело в том, что предприятия не рискуют разоблачать рейдеров, так как зачастую не хватает доказательств, чтобы обратиться в соответствующие органы. Рейд совершается очень осторожно и хитро, с изучением всех документов и людей, работающих на предприятии. Подкупаются все: и чиновники, и полиция, и судьи. Жадность играет здесь немалую роль. «Моя Собственность» - звучит гордо, поэтому некоторым нужно больше, чем они имеют.

Ю. В. Крупнов прав, говоря о том, что российская экономика не развивается. Происходит застой производства, тем более никому не выгодно создавать то, что могут отобрать. Нет никакой поддержки со стороны государства, наоборот, растет размер налога и т.д. и т.п. В случае нападения, я думаю, тоже помощи не дождешься – предприятие должно будет устранять противников собственными силами и средствами, а сделать это очень нелегко.

Очень огорчает, что само государство развило этот бандитизм. Коррупция не пресекается, хотя уже создано сотни законов (достаточно вспомнить реформу Д. А. Медведева о расформировании милиции в полицию, которая была призвана переделать систему). От этого лучше не становится. Мы словно привыкли к «халяве», не хотим работать добросовестно.

Может я и не разобралась во многом, но я считаю, рейдерства не должно быть в государстве слишком много, этот бандитизм разрушает все на своем пути. Нового ничего не создается, люди только отнимают имущество друг у друга. Нет свежих идей, нет развития, нет будущего. Но возможность атаки рейдерами заставляет предпринимателей работать лучше – они улучшают качество изделий, документации, вступают в партнерство с проверенными людьми, нанимают хороших юристов. В каждой проблеме есть свои плюсы, но все должно быть в меру.

Примеры:

1) «Комбинированный» способ. В 2005 году начался конфликт вокруг предприятия «Тольяттиазот» - крупнейшего российского производителя и экспортера синтетического аммиака, занимающего более 7% мирового рынка аммиака. Конфликт вокруг предприятия начался летом 2005 года, когда компания Synttech скупила примерно 10% акций химического комбината и попыталась получить контроль над Советом директоров ТоАЗа. Примерно в то же время в отношении владельца основного пакета акций Владимира Махлая и управляющего завода Александра Макарова были возбуждены уголовные дела по статьям «уклонение от уплаты налогов», «мошенничество в особо крупных размерах», «отмывание средств, добытых преступных путем». В 2007 году в их отношении было возбуждено еще одно уголовное дело, однако это было признано незаконным вначале районным, а затем и областным судами в Самарской области. Наконец, решение о возбуждении еще одного уголовного дела в отношении Махлая и Макарова было отменено Генпрокуратурой, а затем отмена было подтверждена столичными районным и городским судами уже в нынешнем году. По мнению адвоката Сергея Замошкина, «все эти дела – часть кампании, направленной на завладение активами «Тольяттиазота», то есть инструмент рейдерской атаки».

Отметим также, что в течение 2005 года на предприятии были проведены многочисленные проверки различными государственными структурами и правоохранительными органами, систематически осуществлялись обыски и выемка документации. Параллельно федеральное имущественное ведомство оспорило в арбитражном суде Самарской области итоги приватизации государственного пакета акций «Тольяттиазота» и просило признать ее незаконной. Также у компании возникли проблемы с налоговыми органами, а некая фирма обратилась в иск с требованием возместить ущерб, якобы нанесенный предприятию от продажи аммиака по заниженным ценам, но суды аргументацию истца не восприняли. В Ивановском арбитражном суде неизвестные лица добились на несколько дней ареста акций, предъявив подложные документы. Арест был отменён самим судьёй сразу же после жалобы юристов ТоАЗа.

2) В 2007 г., во время премьерства Виктора ЯНУКОВИЧА, «Индар» был исключен из перечня объектов, подлежащих приватизации: «И его путем манипуляций, подделки документов, захватили. А это - экономическая безопасность страны».

Как сообщалось, в ночь на 8 июля 2011 г. около сотни бойцов «Беркута» ворвались на территорию инсулинового завода «Индар», чтобы провести на предприятие новое руководство, представителей компании Storke Holdings Limited, которая зарегистрирована в оффшорном государстве Белиз.

В 2008 г. государственный пакет акций - более 70% - ЗАО «Индар» был отчужден в пользу белизской компании через суд.

19 сентября 2011 года Хозяйственный суд Киева по иску Генеральной прокуратуры Украины признал за государством право собственности на пакет акций ЗАО “Индар”, которые незаконно были переданы оффшорной компании “Сторк Холдингз Лимитед”. Таким образом, суд признал за государством в лице Государственной акционерной компании “Укрмедпром” право собственности на 11 437 581 акцию ЗАО “Индар”, которые истребованы у указанной компании и должны быть возвращены государству, сообщили в ГПУ.

3) В Одессе происходит рейдерский захват ряда предприятий. Об этом во время выступления в Верховной Раде заявил председатель парламентской комиссии по вопросам приватизации Евгений Мармазов. Так, по его данным, на заводе «Орион» зафиксированы факты фиктивного банкротства, уничтожается финансовая документация, происходят аресты имущества и счетов предприятия, и даже было совершено нападение на председателя правления завода.

Евгений Мармазов сообщил, что за долг предприятия всего в 6 тыс. грн налоговая инспекция продала 16-этажный лечебный комплекс, принадлежащий заводу. Причем продан он был по цене в 8,5 раза ниже оценочной стоимости, а деньги не поступили на счет предприятия. Только после вмешательства парламентской комиссии и руководства Фонда госимущества, суд обязал вернуть здание заводу. Однако гостиница предприятия площадью 3,5 тыс. кв. м, проданная по демпинговой цене, так и не была возвращена заводу.