Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпора по истории.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
953.34 Кб
Скачать

7)Политическая деятельность Ивана Даниловича Калиты

Иван Дани́лович Калита́(князь московский с 1325(фактически с 1322),великий князь владимирский(ярлык от хана в 1331), князь новгородский c 1328 по 1337.

Второй сын Московского князя даниила александровича. Прозвище «Калита» получил за своё богатство и щедрость (калита(от тюркского слова «калта»)— старинное русское название небольшой поясной денежной сумы).

В 1320 году Иван Данилович впервые ездил в Орду к узбек-хану, утверждаться в качестве наследника Московского княжества.юрий данилович получил ярлык от хана на великое княжение и уехал в новогород, Москва оставлена была в полное управление Ивана.

В 1321 году дмитрий тверской признал власть Юрия Даниловича и передал ему ордынскую дань со всего Тверского княжества. Но Юрий, вместо того, чтобы отвезти тверскую дань в Орду, отвёз её в новгород и через купцов-посредников пустил её в оборот, желая получить проценты. Действия Юрия с ордынской данью разгневали Узбек-хана, и он передал ярлык на великое княжение Дмитрию. Находящийся в это время в сарай-берке Иван Данилович демонстративно ни во что не вмешивался, полностью отстранившись от дел брата. При попытке Юрия вернуть ярлык он был зарублен Дмитрием в Сарай-Берке 21 ноября 1325 года, в канун дня гибели михаила тверского, и Иван стал московским князем

В первый год правления Ивана в Москву из владимира была перенесена резиденция митрополита петра(1325).

Одна из главных черт характера Ивана— гибкость в отношениях с людьми и настойчивость. Он часто ездил к хану в орду и вскоре заслужил расположение и доверие узбек-хана. В то время как другие русские земли страдали от ордынских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, их население и благосостояние неуклонно росли:

Сыграл большую роль в усилении экономического и политического союза Московского княжества и золотой орды, для которой он собирал с Русских земель дань. Беспощадно пресекал народное недовольство, вызывавшееся тяжёлыми поборами, расправлялся с политическими противниками— другими русскими князьями.

Иван I усилил московско-ордынское влияние на ряд земель Севера Руси (тверь,и др.). Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «калита»— «кошель», «денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях, другая версия от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту») с деньгами для раздачи милости. Его внук дмитрий донской в своей духовной грамоте сообщил, что Иван Калита купил углич,галич мерский и белоозера. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах:около костромы,владимира,ростова, вдоль рек мста и киржач и даже в новгородской земле, вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям покупать там земли. Он заводил в Новгородской земле слободы, населял их своими людьми, распространяя таким образом свою власть.

8)Церковь и её роль в объединении северо-русских земель для борьбы с владычеством Золотой Орды в 14 в. Метрополит Алексий.

Система отношений русских митрополитов и правителей Золотой Орды определялась традициями монгольских воззрений на конфессии и служителей культов покоренных народов. Согласно языческим представлениям кочевых завоевателей, любые священнослужители являлись посредниками между человеком и богами и обладали разными чудотворными способностями, как, например, излечение больных. С этим была связана обязанность христианского и иного духовенства молиться за правящего хана и его семью, что воспринималось монгольскими правителями как очень важное магическое действие.В соответствии со сводом законов “Яса”, составление которого приписывалось Чингисхану, его потомки обязаны были освобождать служителей культов от всех податей и повинностей, в то время как остальное покоренное население в Монгольской империи несло тяжелое налоговое бремя. Личные контакты глав конфессий с ханами, производя на последних сильное впечатление, могли влиять на положение тех или иных религиозных институтов в различных улусах Монгольской империи.

Поездка митрополита Максима показывает существование географического треугольника Русь - Сарай - Константинополь, который прослеживается в истории контактов русских митрополитов и ханов Орды в XIV в. Глава Русской церкви по каноническим правилам назначался в Константинополе и, кроме того, часто происходил из Византии; верховной (светской) властью над Русью обладали ханы Золотой Орды; основной же путь из Константинополя на Русь и обратно шел по Волге через ордынскую столицу, город Сарай. Ордынские правители могли отправлять сарайских владык с дипломатическими поручениями в Византию; так, епископ Измайло трижды ездил в Константинополь с посольствами от хана Менгу-Тимура. Постоянные контакты русских митрополитов с ханами Золотой Орды относятся к периоду после 1313/14 г.

Перенеся церковную столицу из Киева во Владимир,Митрополит-грек оказал неоценимую услугу и Русской Церкви, и государству. Избирая Владимир, святитель Максим тем самым дал благословение великим князьям Владимирским на собирание русских земель. И в продолжение всего «монгольского» периода Церковь, проявляя внешнюю покорность кипчацким ханам, несомненно, стремилась содействовать «собиранию Руси». Старание Церкви упрочить свое положение, благодаря покровительству ханов, совпадало со стремлением создания единого Русского государства, удерживая в то же время народ от обреченного на неудачу прямого сопротивления Орде. Церковь преследовала общерусские интересы и никогда не была исполнительницей воли золотоордынских ханов.

Святителя Алексия(1354 - 1377 гг.) не миновала участь путешествовать в Орду. Первую поездку он совершил в 1354 году, еще не будучи официально поставленным на митрополию Константинопольским Патриархом. Он получил на свое имя ярлык - подорожную грамоту на проезд через Золотую Орду в Константинополь. Грамота гарантировала его личную безопасность и предписывала ханским чиновникам не задерживать его и на всем пути предоставлять ему постой.В этом ярлыке святитель Алексий был назван уже митрополитом.Следующая поездка была совершена им в 1357 году, уже не по собственной воле, а по приглашению самого хана Джанибека. Жена ханова, Тайдула, три года была крайне больна и лишилась зрения.Между тем слухи о святой жизни Русского Первосвятителя и о силе его молитвы достигли татарских улусов. Джанибек написал князю Московскому Иоанну Иоанновичу, прося его выслать в Орду архиерея Божия,и в то же время просил самого Алексия посетить болящую царицу. Просьба сопровождалась угрозами: за неисполнение хан грозил войной. Отказать было невозможно, и святитель отправился в Орду, не зная, что его ожидает. Если бы Тайдула не выздоровела, ему могла реально угрожать смерть.Митрополит жертвовал собой ради того, чтобы отвести угрозу нового татарского нашествия на Русь.После исцеления ханши святитель Алексий приобрел еще больший авторитет в Орде. Тайдула же была женщиной большого ума и, испытывая глубокую признательность Митрополиту, располагала хана в его пользу.

Святитель Алексий вернулся в Москву с почетом,в благодарность за исцеление Тайдулы ему был подарен татарский двор в московском Кремле.Подобные дворы имелись в каждом крупном городе Руси и являлись центрами административного контроля татар над русскими княжествами. На месте двора в 1365 году в память о чуде исцеления, случившемся 6 сентября, Святитель заложил каменный храм во имя чуда архангела Михаила в Хонех и основал при нем Чудов монастырь,в котором впоследствии и был, согласно своему завещанию, погребен.Сохранился ярлык, выданный в 1357 года Тайдулой.Согласно ему,Рус. Церковь, молящаяся за ханов, освобождалась от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей.

Святитель Алексий всемерно содействовал объединению Руси вокруг Москвы, получил наибольшее количество правовых и экономических льгот от золото-ордынских ханов и пользовался наибольшим их уважением.Во время пребывания Митрополита в Орде здесь началась Великая Смута, вызванная болезнью хана Джанибека и его убийством в 1357 году. Святитель Алексей оказался в тревожной обстановке.