Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история нового времени.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
71.68 Кб
Скачать

Жанровые формы Нового времени

Основным типологическим признаком Нового времени в сфере художественной деятельности является переход от канонического искусства к индивидуальному. Здесь мы попытаемся рассмотреть, каким образом художественные формы реагировали на исторические метаморфозы эпохи.

Первыми и, пожалуй, наиболее показательными плодами перехода литературы в новое время являются образования таких жанров, как роман и эссе. Для описания первого - мы будем пользоваться знаковой работой М. Бахтина «Эпос и роман (о методологии исследования романа)», для второго – работой Эпштейна М. «На перекрестке образа и понятия. Эссеизм в культуре Нового времени».

Исключительность природы романа в том, что он является плотью от плоти нововременной эпохи, он создан новым периодом мировой истории, невероятно чуток к становящейся действительности и качественно отличается от предшествующих жанровых форм, с заложенным в них строгим каноном, и вынужденных приспосабливаться к новым условиям и требованиям, растрачивая огромную энергию на борьбу с неизбежным старением.

Бахтин пишет: «Жанрообразующие силы действуют на наших глазах: рождение и становление романного жанра совершаются при полном свете исторического дня. Жанровый костяк романа еще далеко не затвердел, и мы еще не можем предугадать всех его пластических возможностей».

Специфика романного жанра в его беспрестанном становлении, не позволяющем определить его четкие рамки и характеристики. Этот процесс оказался уникальным, не находящим никаких аналогий в известном опыте, и столкнувшись с подобным явлением, теория литературы зашла в тупик, была поставлена перед необходимостью полного своего переобразования. Постоянная динамика развития этой жанровой формы не позволяла исследователям вывести универсальную формулу для неё:

«Вот примеры таких "оговорочных" признаков: роман - многоплановый жанр, хотя существуют и замечательные однопланные романы; роман - остросюжетный и динамический жанр, хотя существуют романы, достигающие предельной для литературы чистой описательности; роман - проблемный жанр, хотя массовая романная продукция являет не доступный ни для одного жанра образец чистой занимательности и бездумности; роман - любовная история, хотя величайшие образцы европейского романа вовсе лишены любовного элемента; роман - прозаический жанр, хотя и существуют замечательные стихотворные романы.»

Помимо того, что роман не укладывался в гармоническую взаимосвязь между существующими жанрами, обеспечивающую особенное равновесие и целостность литературы, как таковой, - он категорически отказывался уживаться с ними, и претендовал на полное господство в жанровой иерархии.

С самых ранних периодов становления романной формы, она стала оказывать огромное влияние на все остальные жанры:

«… романизируется драма (например, драма Ибсена, Гауптмана, вся натуралистическая драма), поэма (например, "Чайльд Гарольд" и особенно "Дон-Жуан" Байрона), даже лирика (резкий пример - лирика Гейне)»

Во многом, приспособление и принятие романной концепции другими жанрами является для них неизбежным процессом и единственным путем выживания в культуре Нового времени. Роман обновляет их, дает им новый язык – более свободный, пластичный, и, что крайне важно, он вносит в них «специфическую смысловую незавершенность и живой контакт с неготовой, становящейся современностью (незавершенным настоящим)». Помимо этого, роман способен включать другие жанры в свою конструкцию (зачастую, путем их пародирования).

Его характерной чертой является стилистическая особенность, связанная с

«активным многоязычием нового мира, новой культуры и нового литературно-творческого сознания». В своих пределах роман преодолевает замкнутое, глухое существование национальных языков, и вступает в сферу активного многоязычия:

«В условиях этого внешнего и внутреннего взаимоосвещения языков каждый данный язык, даже при условии абсолютной неизменности его языкового состава (фонетики, словаря, морфологии и т.д.), как бы рождается заново».

Таким образом, эта жанровая форма, постоянно меняющая свою мимику, для которой Новое время является родной стихией, за счет своей открытости и устремленности в будущее, может предвосхищать грядущую литературную эволюцию и служить идеальным зеркалом для динамически развивающегося мира.

Плодом эпохи ренессанса, осознавшей ценность индивидуальной личности, стал не только жанр романа, но и жанр эссе.

Эссеистическое творчество синтезирует в себе различные формы культуры, характеризуется сжатостью, нелинейностью, принципиальной и обязательной междисциплинарностью, наджанровостью. Эссе – это новая форма, постоянно перерастающая свои границы, подобно роману, она характеризуется незавершенностью, и её временным и ценностным ориентиром является становление настоящего времени. Эпштейн выдвигает предположение об имеющей место тенденции романа к эссеизации, которая помогает ему преодолевать тягу к прошлому и дает новые ресурсы разомкнутости.

Сформированное эпохой Нового времени, переворотом, поставившим человека в центр мироздания, эссеистическое мышление характеризуется направленностью слова на самого говорящего, но, при этом, авторское «я» никогда не становится темой, героем, объектом, - оно словно всегда стоит «за кадром», является фоном и основой. Форма эссе словно бы стремится уподобиться человеческой личности, ни к чему не сводимой, не тождественной самой себе, постоянно самовозрастающей. Организующим началом здесь является индивидуальность автора, самораскрывающего и самоопределяющего себя в процессе творческого акта:

«В глубине эссе заложена определённая концепция человека, которая и придает связное единство всем тем внешним признакам жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях: небольшой объем, конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка, свободная композиция, склонность парадоксам, ориентация на разговорную речь и т. д.»

Эссеизм является синтетической формой сознания, которой свойственна «прихотливая смена точек зрения», «внезапные скачки от предмета к предмету», сломанность логического порядка, самые разнообразные способы постижения мира:

«Про эссеистический мир можно сказать словами Паскаля: его центр помещается везде, а окружность нигде. Любая точка может оказаться в фокусе, стать средоточием, вокруг которого образуется система зависимых понятий»

Эпштейн в своей работе вычленяет связь эссеистики с мифологическим сознанием, - он видит её в централизующей тенденции, в стремлении к целостности, к объединению и соположению различных культурных рядов. То есть эссе унаследовало от предличных мифологических форм функцию консолидации разных областей культуры, различные синтезирующие возможности, но осуществление их происходило в духе Нового времени, где установление целостности перестало быть данностью и превратилось в задачу индивида, - таким образом, формировался новый интегральный тип целостности.

Во введении мы давали краткое описание глобализационных процесов и синергетических задач, - попробуем вспомнить их и сопоставить с некоторыми избранными тезисами из работы М. Эпштейна «На перекрестке образа и понятия. Эссеизм в культуре Нового времени», - подобная операция поможет нам увидеть удивительное соответствие между процессами, охватившими современный мир, и процессами внутри данной жанровой формы. Итак, тезисы Эпштейна:

  • «Эссе — жанр не внутри-, а сверхдисциплинарный, интегрирующий свойства таких систем, куда другие жанры входят в качестве элементов»

  • «Эссеизм — это интегративный процесс в культуре, движение к жизне-мысле-образному синтезу, в котором все компоненты, исходно наличные в мифе, но давно уже разведенные дифференцирующим развитием культуры, вновь сходятся, чтобы «опытно», экспериментально приобщиться друг к другу, испытать сопричастность к некоему еще необозначенному, невыявленному целому»

  • «Эссеизм — это мягкая форма собирания и конденсации культуры; общим знаменателем всех разошедшихся культурных дробей тут выступает неделимая единица, индивидуальность. Подобно мифологии в древних культурах, эссеизм выполняет миссию сплочения, но на основе самого драгоценного обретения»

  • «… специфика эссе, состоящая в последовательном стирании всякой специфики»

  • «Эссеизм может стать проводником противоположных тенденций: интегративной и дифференциальной — причем в их борьбе он выступает на стороне обеих, занимая промежуточную позицию самой культуры, защищая интересы ее подвижной устойчивости и многосложного единства»

  • «Эссеизм — одно из проявлений устойчивости, «гомеостаза» в той открытой системе, какую представляет собой культура Нового времени. Его назначение — поддерживать равновесие в системе, осуществлять связь всех периферийных обособлении, самых далеких и утонченных специализаций с центрообразующим сознанием личности — но не закрывать систему»