Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 3. Антропология.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
169.47 Кб
Скачать

Материалистическое понимание смысла жизни

Наибольшее внимание поиску абстрактно-всеобщего смысла жизни человека уделялось в религиозной философии, но не обходили ее и мыслители атеисты. Ценности жизни не отрицают в связи с признанием трагизма смерти, нет надежды на спасение души в потустороннем мире. Переживания, связанные со смертью - необходимый элемент жизни. Поиск смысла жизни индивидуален. Марксистский подход к жизни связан с признанием ее самоценности и самоцельности, и смысл ее видится в самореализации сущностных сил человека через его активную преобразующую деятельность. В соответствии с марксистским подходом, человек живет среди людей и это дает ему возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность и память потомков. Человек как личность, реализуя в деяниях свой творческий потенциал, продолжает жизнь в жизни человечества – в этом видится смысл.

Сходная позиция у философа-психоаналитика Э. Фромма: смысл жизни в развитии человечности, разума, гуманности, свободы мышления (его работы «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Искусство любить», «Бегство от свободы»).

Э. Фромм: «Идея романтической любви, согласно которой только один человек в мире может быть предметом истинной любви и что главная задача найти именно этого человека, - ошибочна. Неверно и то, что любовь к нему, уж если повезёт встретить такого человека, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может переживаться по отношению только к одному человеку, этим самым как раз и показывает, что это не любовь, а симбиотическое отношение».

Представленные в атеистическом направлении подходы касаются абстрактно-всеобщего, родового смысла жизни человека. Возможно решение этого вопроса и с позиций отдельного человека. В творчестве французского экзистенциалиста А. Камю вопрос о смысле жизни занял центральное место. Камю решает его парадоксально, утверждая, что мир абсурден, хаотичен, а потому вера в смысл жизни – в бунте против абсурда, о котором пишет так: «Ничего кроме безразличия к будущему и желания исчерпать все, что дано. Вера в смысл жизни всегда предполагает шкалу ценностей, выбор, предпочтение. Вера в абсурд учит нас противоположному. Переживать свою жизнь, свой бунт, свою свободу как можно полнее – значит жить, и в полную меру. Бунт придает жизни цену». (Камю А. Бунтующий человек - М., 1990).

Другие философы экзистенциалисты также связывают предназначение человека, «подлинное человеческое существование» с полнотой переживания собственной жизни, с поиском и проявлением уникальной самости личности через бунт, борьбу, любовь, страдание, парение мысли, творчество, радость самореализации. Для экзистенциалистов поиск смысла жизни индивидуален для каждого размышляющего над ним человека, проблема только в том, чтобы этот вопрос осознать.

Смысл – объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность – субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от ее осмысления.

Смысл жизни – это генеральная линия жизни индивида на базе определенных нравственных ценностей; личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя непосредственное бытие индивида и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесенное с системой ценностей и детерминированное внутренней личностной мотивацией поступка. Проблема смысла жизни была центральной для Л.Н Толстого, В. Франкла, С.Л. Франка.

Смысл жизни может пониматься: с рациональных позиций; с позиций иррациональных религиозных традиций; как сугубо нравственная проблема (Кант); проблема реализации содержания мирового духа, абсолютной идеи (Гегель); как психологическое состояние индивида и деятельное осуществление себя личностью; миром жизненных смыслов могут быть глубины человеческого Я, в том числе и бессознательного (К. Юнг); поиск смысла жизни в монологах с самим собой (С. Кьеркегор). Смысл жизни неотделим от понимания жизни как ее личностной характеристики.

В. Франкл: «Смысл есть для каждого и для каждого существует свой особый смысл», «Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден», «В поисках смысла нас направляет наша совесть».

В. Франкл: «Любая попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот, кто уже не мог больше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно… Однако мужество жить или усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: « У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как»?

Выделяют эгоистическую и альтруистическую концепции смысла жизни. Эгоистическая концепция замкнута исключительно на собственном «Я». Альтруистическая – смысл жизни выносится за рамки индивида и понимается как служение Богу, обществу, Родине, великой идее, науке, делу. Индивид – средство для достижения внешней цели. Но большинство людей придерживаются золотой середины, формулируя для себя смысл жизни с ориентацией на личное благополучие связанное с благополучием своих близких – служение семье, как главной ценности в жизни.

Личность в стремлении осознать свое Я, сталкивается с вопросом о смысле жизни, и смысл жизни оказывается стержнем, на котором держится Я. Человек осознает трудность смысла жизни тогда, когда задумывается о смерти.

Л.Н. Толстой, задумываясь над смыслом жизни, соотношении жизни и смерти, пришел к заключению, что жизнь может считаться осмысленной, если она способна утверждать себя перед лицом смерти. Пытаясь найти то, что неподвластно смерти, он поставил вопрос о содержании жизни, которое не кончается вместе с жизнью. Смысл жизни – это то, что в ней есть бесконечного, бессмертного, вечного. Вопрос требует выявить отношение конечного к бесконечному, смертного к бессмертному. Жизнь, лишенная смысла, не может получить санкции разума, она не возможна как разумная жизнь. Логический аспект: утверждение разума о бессмысленности жизни есть утверждение о собственной бессмысленности и неразумности. Нравственный аспект: признать жизнь бессмыслицей - значит признать ее злом, что в нравственном значении обязывает покончить со злом в себе. Смысл жизни не может заключаться в том, что умирает вместе со смертью человека. Он не может заключаться в жизни для себя, для других и даже для человечества, ибо все это не вечно.

Вопрос о смысле жизни подводит к понятию Бога - это бесконечное, бессмертное начало, в сопряжении с которым жизнь обретает смысл. Больше о Боге ничего сказать нельзя, это - предел разума, устанавливаемый самим разумом. Разум способен доказать, что Бог существует, но не способен сказать, что такое Бог. Толстой уподобляет понятие Бога понятию бесконечного числа, которое выводится из сложения, знание о существовании Бога выводится из вопроса: откуда я? Стремление к Богу как к изначальной полноте истины есть свобода. Познав истину, человек становится свободен. Свобода связана со срединностью бытия человека и состоит в движении от меньшей истины к большей. По отношению к ним обнаруживается свобода человека, которая ведет к Богу. Суть отношения человека к Богу: не как я хочу, а как он хочет - формула любви.

Так, чтобы наполнить жизнь смыслом человек должен быть личностью, несущей людям любовь. Такая личность находит смысл жизни в деятельности, доставляющей радость ей самой и другим. Смысл жизни не преподносится готовым. Этическая теория дает лишь ориентацию. Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий. Обретение подлинного смысла - сложный процесс, предполагающий заблуждения, ошибки, искаженное и неполное воплощение замыслов, несовпадение смысла жизни в общечеловеческом аспекте с индивидуальной его интерпретацией. Cложность в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом – не одно и то же. Знать – это значит уметь, т.е. воплощать в практике жизни высший ее смысл.

Примером воплощения смысла жизни в деятельном служении людям может служить этика благоговения перед жизнью А. Швейцера, содержащая миро- и жизнеутверждение, этику, и высший альтруистический смысл жизни - служение людям. Во имя следования принципу индивидуального действия Швейцер, будучи признанным теологом, философом, органистом, мастером органостроения, музыковедом, заканчивает медицинский факультет и, защитив диссертацию по медицине, отправился в Африку, где занимается врачебной практикой, строит больницу на свои средства, которая разрослась в медицинский городок. Швейцер включился в борьбу за запрещение атомного оружия, за что был удостоен Нобелевской премии мира.

Швейцер выступал носителем индивидуального действия, направленного к человеку. Характерная черта его деятельности - самоотверженность, подвижничество, понимаемые как непосредственное служение людям, которое имеет деятельный характер, выражается в свершении очевидных, однозначных в своей гуманности действиях, когда ты становишься рядом с человеком, испытывающим нужду. Программа непосредственного служения человеку имеет всеобщий характер. Этика благоговения перед жизнью – это этика личности, она может реализоваться только в индивидуальном выборе, не как знание, а как действие.