Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКП профессора М.Ю.Дубровской - 2 - Церковно-пе...doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
109.06 Кб
Скачать
  1. Н.П. Дилецкий и значение его деятельности для российской музыкальной культуры

Николай Павлович Дилецкий (около 1630, Киев - после 1680, Москва) - украинский и российский музыкальный деятель, автор нескольких духовных концертов, автор книги «Грамматика пения мусикийского, или Известные правила в слоге мусикийском, в них же обретаются шесть частей или разделений», изданной в 1677 году в Смоленске. Работы Дилецкого оказали существенное влияние на развитие партесного пения в России.

Имя Н. Дилецкого связано с глубоким обновлением отечественной профессиональной музыки в XVII в., когда на смену углубленно сосредоточенному знаменному распеву пришло открыто эмоциональное звучание хорового многоголосия. Многовековая традиция одноголосного пения уступила место увлечению благозвучными гармониями хора. Разделение голосов на партии и дало название новому стилю - партесное пение. Первая крупная фигура среди мастеров партесного письма - Николай Дилецкий, композитор, ученый, музыкальный просветитель, хоровой регент (дирижер). В его судьбе осуществились живые связи русской, украинской и польской культур, питавшие расцвет партесного стиля.

Уроженец Киева, Дилецкий получил образование в Виленской иезуитской академии (ныне Вильнюс). Очевидно, там он до 1675 г. окончил гуманитарное отделение, поскольку писал о себе: "Наук свободных учащеся". Впоследствии Дилецкий долгое время работал в России - в Москве, Смоленске (1677-78), затем снова в Москве. По некоторым сведениям, музыкант служил хоровым регентом у "именитых людей" Строгановых, славившихся хорами "голосистых вспеваков". Человек передовых взглядов, Дилецкий принадлежал к кругу известных деятелей русской культуры XVII в. Среди его единомышленников - автор трактата "О пении божественном по чину мусикийских согласий" И. Коренев, утверждавший эстетику молодого партесного стиля, композитор В. Титов - создатель ярких и проникновенных хоровых полотен, литераторы Симеон Полоцкий и С. Медведев.

Хотя сведений о жизни Дилецкого сохранилось мало, но его музыкальные сочинения и ученые труды воссоздают облик мастера. Его кредо - утверждение идеи высокого профессионализма, сознание ответственности музыканта: "Много таких композиторов, которые сочиняют, не зная правил, пользуясь простым соображением, но это не может быть совершенным, как и тогда, когда поучившийся риторике или этике пишет стихи... Ему же подобен и композитор, который творит, не изучив музыкальных правил. Едущий дорогой, не зная пути, когда встретятся две дороги, сомневается - тот ли его путь или другой, то же и с не изучившим правил композитором".

Мастер партесного письма впервые в истории отечественной музыки опирается не только на национальную традицию, но и на опыт западноевропейских музыкантов, ратует за расширение художественного кругозора: "Теперь и начинаю грамматику... в основу положив произведении многих искусных художников, творцов пения как православной церкви, так и римской, и многие латинские книги о музыке". Тем самым Дилецкий стремится воспитать в новых поколениях музыкантов чувство сопричастности общему пути развития европейской музыки.

Важно. Используя многие достижения западноевропейской культуры, композитор остается верен русской традиции трактовки хора: все его сочинения написаны для хора a cappella, что было обычным явлением в русской профессиональной музыке той поры. Число голосов в произведениях Дилецкого невелико: от четырех до восьми. Подобный состав используется во множестве партесных сочинений, в его основе - деление голосов на 4 партии: дискант, альт, тенор и бас, причем в хоре участвуют только мужские и детские голоса. Несмотря на такие ограничения, звуковая палитра партесной музыки многокрасочна и полнозвучна, особенно в концертах для хора. Эффект увлекательности достигается в них благодаря контрастам - противопоставлениям мощных реплик целого хора и прозрачных ансамблевых эпизодов, аккордового и полифонического изложения, четных и нечетных размеров, сменам тональных и ладовых красок: связь с традициями Кончерто гроссо. Дилецкий мастерски использовал этот арсенал для создания крупных сочинений, отмеченных продуманностью музыкальной драматургии и внутренним единством.

Среди произведений композитора выделяется монументальный и одновременно удивительно стройный "Воскресенский" канон. Это многочастное произведение пронизано праздничностью, лирической задушевностью, местами - заразительным весельем. Музыка напоена мелодичными песенными, кантовыми и народно-инструментальными оборотами. С помощью множества ладовых, тембровых и мелодических перекличек между частями Дилецкий добился удивительной цельности большого хорового полотна. Из других произведений музыканта сегодня известны несколько циклов служб (литургий), партесные концерты "Вошел еси во церковь", "Иже образу твоему", "Придите людие", причастный стих "Тело Христово приймите", "Херувимская", шуточный кант "Имя мое есть дышкант". Возможно, архивные разыскания еще расширят наши представления о творчестве Дилецкого, но уже сегодня ясно, что это крупный музыкально-общественный деятель и большой мастер хоровой музыки, в творчестве которого партесный стиль достиг зрелости.

Устремленность Дилецкого в будущее ощущается не только в его музыкальных поисках, но и в просветительской деятельности. Важнейшим ее итогом стало создание фундаментального труда "Идеа грамматики мусикийской" ("Мусикийская грамматика"), над разными редакциями которого мастер трудился во второй половине 1670-х гг. Разносторонняя эрудиция музыканта, знание нескольких языков, знакомство с широким кругом отечественных и западноевропейских музыкальных образцов позволили Дилецкому создать трактат, не имеющий аналогий в отечественной музыкальной науке той эпохи. Долгое время этот труд являлся незаменимым сводом разнообразных теоретических сведений и практических рекомендаций для многих поколений русских композиторов. Со страниц старинной рукописи как будто смотрит на нас сквозь века ее автор, о котором проникновенно писал крупный ученый-медиевист В. Металлов: "...Нельзя не видеть сознания автором важности предпринятого им труда и ответственности за него пред земным и небесным судом, нельзя не видеть его искренней любви к своему делу и той отеческой любви, с какою автор убеждает читателя глубже вникать в суть дела и честно, свято продолжать это благое дело".

Реальными остаются только труды Дилецкого, написанные и предназначенные для России,- его "Мусикийская грамматика" в разных вариантах. Первый вариант (доселе ненайденный) создан на польском языке в Вильне; обстоятельства написания его неизвестны, и судить о нем невозможно, все остальные - на русском, и составлялись по заказам русских людей. Для Смоленска "Грамматика" написана по указанию дьяка Тимофея Дементиановича Литвинова (1677), для Москвы-по поручению Григория Дмитриевича Строганова (1679), следующий вариант (1681), возможно,- по совету Иоанникия Трофимовича Коренева. Все варианты разошлись в списках по необъятной России, переписывались полностью и фрагментами, изучались, передавались из рук в руки, находили своих читателей. Ими были профессионалы-музыканты, любители из духовного звания, служилого, посадского и купеческого люда, крестьяне - люди разных чинов и званий:

Дилецкий предстает деятелем русской музыкальной культуры.

Печатное издание "Грамматики" осуществлено только в 1910 году трудами С.В.Смоленского, сообщения некоторых современных нам авторов о якобы имевших место изданиях на польском и белорусском языках ошибочны. Так, А.И.Рогов во введении к фрагменту "Мусикийской грамматики" Дилецкого пишет, что она была опубликована на польском языке в Вильно, затем в 1677 году "издана на белорусском языке в Смоленске" и в Москве якобы осуществлено третье издание (русское) в 1679 году[5]. Это не соответствует действительности - ни одно из названных изданий "Грамматики" не существовало[6]. Да с материальной стороны такие издания в XVII веке в России были невозможны: труды Дилецкого изобилуют нотными примерами, в России же тогда не было нотного шрифта, да и в Западной Европе он был крайне примитивен.

Обратимся, однако, к достоверным сведениям о Дилецком, правда, весьма скупым.

Годы рождения и кончины Николая Павловича Дилецкого до сих пор не установлены. Предположительно это 1630 - ок. 1690, как считал Н.Ф.Финдейзен[7], опиравшийся на сведения, почерпнутые во "Всеобщей биографии музыкантов" Фетиса от П.Е.Беликова - инспектора Придворной певческой капеллы[8].

Как уже говорилось, Дилецкий окончил Виленскую академию. В Вильне же он написал и первый вариант своей "Грамматики", используя книги по теории музыки на латинском языке, главным же образом основываясь на анализе многочисленных музыкальных произведений отечественных (вероятно, украинских) и зарубежных (очевидно, польских) композиторов. В тексте "Грамматики" упомянуты имена композиторов: украинцев - Зюски, Зацаревича, И. Календы, Елисея-монаха (Завадовского) и польских - М. Мельчевского, Я. Рожицкого.

С произведениями украинских мастеров Дилецкий мог познакомиться еще в Киеве, но также и в Вильне, где были православные храмы, например, в Святотроицком монастыре[9]. Сочинения М.Мельчевского и Рожицкого звучали, конечно, в костелах и, несомненно, в Виленской академии, в исполнении их, возможно, принимал участие и сам Дилецкий. Ни один документ не говорит о пребывании Дилецкого в Варшаве, хотя Н.Ф.Финдейзен в указанном издании и И.Ф.Бэлза в "Истории польской музыкальной культуры" делают такое допущение.

После 1675 года, когда была напечатана в Вильне "Тога злота", Дилецкий, очевидно, приехал в Москву, в 1677 году был направлен в Смоленск дьяком Т.Д.Литвиновым. Там был написан сокращенный вариант "Грамматики", известный по ряду рукописей, в особенности же по вполне исправной: ЦГАДА, ф. 181, № 541, рукопись начала XVIII века[10].

В Смоленске же Дилецкий сочинял хоровую музыку - он сам цитирует в "Грамматике" свою "смоленскую" службу,- а также, вероятно, обучал певцов: недавно освобожденный от поляков Смоленск нуждался в хоровой культуре[11]. Восьмилетием позже ясно зафиксированы традиции хоровой музыки в Смоленске, обследование некоторых отступлений от уставных установок Церковной службы показало: "людям стоять без пения скучно", - Заявил митрополит Симеон[12].

Очевидно, в следующем году Дилецкий вернулся в Москву - его поселил у себя в доме Иоанникий Коренев, - результатом их содружества были поправки во второй редакции "Мусикии", Дилецкий же по поручению Г.Д.Строганова перевел свою "Идею Грамматики мусикийской", предпослав ей посвящение Строганову, написанное в торжественном стиле звучным языком оды. Предполагают, что Дилецкий служил регентом хора Строганова, некоторые считают - в Москве, другие - в Нижнем Новгороде; С. С. Скребков писал, что Дилецкий жил в Воскресенском монастыре, называемом Новый Иерусалим[13]. Но все это лишь гипотезы, не подтвержденные никакими сведениями из документов XVII века[14]. Достоверным остается только проживание Дилецкого в доме Коренева.

О трудах Дилецкого в Москве находим в ряде рукописей определенные указания: он работал над исправлением голосоведения в бытовых кантах - об этом свидетельствуют надписи в сборнике кантов "справлено Дилецким"[15]; принимал участие в редактировании "Ключа разумения" Тихона Макариевского, о чем сам Дилецкий упомянул в одном из вариантов "Грамматики"; составлял краткие пособия для обучения музыке, подтверждением чего служит запись такого содержания: "...мусикия сия изложение царственного пресловущего мастера Николая Дылецкова, мне же грубому и по моему у господа бога прощения и послужения такожде царственному мастеру Василию Титовичю, что у Спаса в нове веръховому дьяку и композитору всех премудростию своею превосходящему и по ево инспекторской милости и убогому моему радению. Мне же последнему и низщащему рабу их инспекторской милости достася сия мусикия"[16].

Из записи явствует, что ее автор получил "Грамматику" из рук Титова, а составлена она была Дилецким. Можно предположить, следовательно, что Дилецкий и Титов были знакомы.

Одновременно с перечисленными работами Дилецкий не забывал и сочинять: одна из его "служб" носит название "Московская".

Приведенные скупые, но единственно достоверные сведения рисуют разнообразный характер музыкальной деятельности Дилецкого, неутомимого музыканта - теоретика, педагога, композитора, дирижера.