Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
отечка лекции.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
75.78 Кб
Скачать

Драматургия 1930-х годов

В начале 30-х годов возрождается противостояние героической и психологической драмы. Одних стали называть «беспотолочниками» («драма без потолка»), других – «потолочниками».

В ходе споров определились черты монументально-героической драмы: 1) внимание к крупным, исторически значимым событиям и конфликтам; 2) многогеройность; 3) хроникальность, отказ от актов, эпизодическая структура; 4) широта пространства («экстерьерный» тип).

Этим качествам во многом соответствовала производственная драма: «Стройфронт» А.Завалишина, «Линия огня» Н.Никитина, особенно пьесы Н.Погодина «Темп» (1929), «Легенда о топоре» (1930) и др.

Но более отчетливо эти принципы воплотились в пьесах, отображавших революционные события. Например, в пьесе Вс.Вишневского (1900-1951) «Первая Конная» возникает 46 почти не связанных друг с другом эпизодов.

Однако в пьесе «Оптимистическая трагедия» (1933) он отказывается от хроникальности. И пространство в ней больше тяготеет к «интерьерному» типу. Типично классовый конфликт – столкновение на военном корабле группы матросов-анархистов с комиссаром Красной армии – трансформируется. То, что Комиссар – женщина – придает конфликту расширительный смысл. Этому же способствует и появление в пьесе Ведущих.

Первая же сцена передает напряженность конфликта не только между враждебными социальными силами, но и между женским и мужским началом. Выстрел Комиссара в насильника обозначает равновесие этих начал в новой ситуации.

Хотя герои лишены примет внутренней жизни и индивидуальности (отсутствие имен), их характеры не обозначаются, а раскрываются в сложных психологических ситуациях. Основное противостояние реализуется именно на психологическом уровне. Комиссар думает о людях и верит в человека, а противостоящий ей Вожак анархистов ненавидит людей. Единственным героем, имеющим собственное имя, становится матрос Алексей. Это герой меняющийся, находящийся в становлении.

Финал пьесы трагичен (гибель Комиссара), но и оптимистичен (дело, которое она отстаивала, живет). Большую роль в пьесе играют ремарки, которые создают ощущение высокой трагедийности происходящего, выявляют философский смысл событий как торжества бессмертия жизни, одухотворенной истинными идеалами.

Сторонники психологической драмы во многом опирались на опыт Горького и Чехова.

Углубление во внутренний мир человека, интерес к проблеме счастья характеризуют драматургию А.Арбузова (1908-1980). Его пьеса «Таня» (1938) имела огромный успех. Все внимание драматурга оказалось направлено на исследование характера главной героини – Тани Рябининой. На первый взгляд, показывается эволюция героини как уход от узости восприятия жизни. Таня сначала всю себя отдает мужу Герману, затем, после ухода мужа, - ребенку, а после гибели ребенка – профессии врача. И последнее акцентируется как пробуждение социальной активности. Замкнутость Тани в мире своих чувств подчеркнута замкнутостью пространства, в котором она существует. Затем же ее открытость соотносится с существованием в более широком природном пространстве. Но у Арбузова получилось так, что даже замкнутая в своем личном счастье Таня более глубока и интересна, чем, например, ее муж Герман, постоянно говорящий о делах. Ее детскость и поэтичность превосходят характерную для остальных увлеченность делами. Поэтому ее путь интерпретируется не столько как устремленность к делу, сколько как пробуждение интереса к людям.

Лирико-психологическая драма связана и с именами В.Гусева («Весна в Москве»), К.Симонова («Парень из нашего города»).

В 1930-е годы практически исчезает жанр сатирической комедии. Более активно развиваются лирическая комедия («Двадцать лет спустя» М.Светлова), водевильной («Чужой ребенок» В.Шкваркина, комедии-сказки «Голый король» Е.Шварца).

В творчестве М.Булгакова все больше высвечиваются черты философской драмы, центральная проблема которой – трагическая судьба художника, находящегося в конфликте с властью («Адам и Ева» (1931), «Последние дни (Пушкин)» (1935)).

В пьесе «Кабала святош (Мольер)» (1929) художник предстает как сложная фигура, сочетание силы и слабости. Мольер отстаивает свои принципы в творчестве, но боится унижений, сплетен.

Противостоящая художнику сила – это не только конкретный тиран, но и «кабала святош», то есть ханжество, трусость и приспособленчество. Неспроста центром схватки становится комедия «Тартюф».

Однако в драматургии 30-х годов еще присутствует, хотя и в скрытой форме, линия авангардной драмы. Это драма обэриутов: «Елизавета Бам» (1927) Д.Хармса, «Елка у Ивановых» (1938) А.Введенского. В ней ставятся проблемы: 1) загадочности, непознаваемости мира; 2) отчужденности людей друг от друга; 3) отчужденности личности от самой себя.

В драмах отсутствует действие, основанное на причинно-следственных связях, их композиция фрагментарна. Двигателем действия является случайность. «Герои» пьес – это обыватели, лишенные души, внутреннего мира, характера.

Пьеса «Елизавета Бам» начинается с того, что два человека врываются в дом заглавной героини, желая ее арестовать по обвинению в убийстве одного из пришедших – Петра Николаевича. Затем эти персонажи становятся фокусниками, потом – клоунами, а далее – любезными кавалерами, ухаживающими за своей жертвой и т.д. Периодически они замещают друг друга, что нисколько не меняет ситуации. Маски меняет и главная героиня. Все это указывает на потерю «лица», отчуждение человека от самого себя. На это же указывает и физическая неполноценность героев. Абсурдность диалогов, которые не способствуют пониманию, а обозначают еще большее разобщение, утверждают идею отчужденности людей. Кольцевая композиция пьесы подчеркивает невозможность что-либо изменить. Подчеркнута цикличность времени, его неспособность к линейному течению. Смерть оказывается лишь эпизодом, включенным в систему извечно повторяющегося бытия.