Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Velikaya_Frantsuzskaya_revolyutsia.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
46.74 Кб
Скачать

Моу «Сергиево-Посадская гимназия им. И.Б. Ольбинского»

Доклад по истории

На тему:

«Велика французская революция: Якобинская диктатура .Директория»

Учитель: Байч С.Ю.

Выполнено: Атаян Е.,

Зотова Е.,

Манкирова А.,

Силкина А.,

Яковлева В.

Сергиев Посад

2012

Великая Французская революция: Якобинская диктатура

Содержание:

  • Предшествующий период

  • Установление якобинской диктатуры

  • Раскол среди якобинцев

  • Директория

  • Крах якобинцев

  • Итоги революции

  • Влияние на Россию

  • Библиография

Предшествующий период.

Якобинский клуб имел громадное влияние на ход Французской революции 1789 г. Колыбелью Якобинского клуба был Бретонский клуб, то есть совещания, устроенные несколькими депутатами третьего сословия Бретани по прибытии их в Версаль на Генеральные штаты ещё до открытия их. Инициатива этих совещаний приписывается д’Эннебону и де Понтиви, принадлежавшим к числу наиболее радикальных депутатов своей провинции. Вскоре в этих совещаниях приняли участие депутаты бретонского духовенства и депутаты других провинций, державшиеся разных направлений. Политическим идеалом тогдашнего якобинского клуба была конституционная монархия. Они называли себя монархистами и признавали своим девизом закон. С точностью дата открытия клуба в Париже — в декабре 1789-го или январе следующего года — неизвестна. Устав его был составлен Барнавом и принят клубом 8 февраля 1790 г. Сначала заседания происходили три раза в неделю, затем ежедневно; публика стала допускаться на заседания лишь с 12 октября 1791 г., то есть уже при Законодательном собрании.В это время число членов клуба достигло 1211 (по голосованию в заседании 11 ноября). Ещё раньше (с 20 мая 1791 г.) клуб перенёс свои заседания в церковь Якобинского монастыря, которую он нанял по упразднении ордена и конфискации его имущества и в которой заседания происходили до закрытия клуба. Большинство состояло из адвокатов, врачей, учителей, учёных, литераторов, живописцев, к которым примыкали и лица из купечества.Якобинский клуб до конца сохранил две первоначальных черты: докторальность и некоторую чопорность по отношению к образовательному цензу. Это выразилось в антагонизме по отношению к клубу Кордельеров, куда принимались люди без образования, даже безграмотные, а также в том, что самое вступление в Якобинский клуб обусловливалось довольно высоким членским взносом (24 ливра ежегодно, а при вступлении ещё 12 ливров).

Когда число членов разрослось, организация клуба значительно усложнилась. Во главе стоял председатель, избиравшийся на месяц; при нём было четыре секретаря, двенадцать инспекторов, и, что особенно характерно для этого клуба, четыре цензора; все эти должностные лица избирались на три месяца: при клубе было образовано пять комитетов, указывающих на то, что самый клуб принял на себя как бы роль политического цензора по отношению к Национальному собранию и Франции — комитеты по представлению (цензуре) членов, по надзору (Surveillance), по администрации, по докладам и по переписке. Сначала заседания происходили три раза в неделю, затем ежедневно; публика стала допускаться на заседания лишь с 12 октября 1791 г., то есть уже при Законодательном собрании.

Конвент

Впоследствии при Якобинском клубе было организовано особое отделение под названием «братское общество»21 сентября 1792 г. законодательная власть перешла к Конвенту, в котором соперничали две политические группировки. С одной стороны – Бриссо, Верньо, Бюзо и иные жирондисты. С другой – монтаньяры, зачастую попавшие в Конвент прямо из штаба восставшей Коммуны: Робеспьер, Колло д'Эрбуа, Бийо-Варенн, Демулен, Сен-Жюст, Марат. Среди них Дантон – фигура номер один в новом министерстве, Временном исполнительном совете. Между горой (сторонники Робеспьера) и жирондой – «равнина», или иначе «болото», готовое поддержать тех, кто окажется сильнее. В центре противостояния оказался вопрос о судьбе короля. Гора, настаивавшая на смертной казни, победила: 21 января 1793 г. король был гильотинирован в Париже на площади Революции, ныне площади Согласия.

Бриссо (Brissot) Жак Пьер (15.1.1754, Шартр, — 31.10.1793, Париж), деятель Великой французской революции, лидер жирондистов. Приобрёл известность в конце 70 — начале 80-х гг. 18 в. историко-философскими сочинениями, в которых выступал как ученик Ж. Ж. Руссо. Наиболее крупная работа Б. "Философские изыскания о праве собственности и о краже в природе и обществе" (1780), в которой он впервые сформулировал положение: "собственность есть кража", повторенное позднее П. Ж.Прудоном. С 1789 издавал газету "Патриот франсе" ("Patriote Français"). В первый период революции, играя видную роль в Якобинском клубе, выступал против абсолютизма. В дни Вареннского кризиса (1791) высказался за установление республики. Был избран депутатом Законодательного собрания, где 20 октября 1791 выступил с речью, в которой призывал начать превентивную революционную войну против европейских монархий. После свержения монархии (1792) и прихода к власти жирондистов открыто требовал прекращения революции. Избранный в Конвент,возглавил борьбу жирондистов против якобинцев. После народного восстания 31 мая—2 июня 1793 Б. бежал в провинцию, но вскоре был арестован и по приговору Революционного трибунала казнён.

Дантон (Danton) Жорж Жак (28.10.1759, Арсисюр-Об, — 5.4.1794, Париж), деятель Великой французской революции. По образованию юрист. Родился в семье прокурора. С 1780 занимался адвокатской практикой в Париже, с 1787 до начала революции был адвокатом в Королевском суде. В первые же дни революции передовые взгляды Д., его ораторский талант обеспечили ему широкую популярность. Отстаивая демократические требования клуба кордельеров, Д. приобрёл там большое влияние. Однако он долго считал необходимым сохранение монархии и даже в период кризиса, вызванного вареннским бегством Людовика XVI (21 июня 1791), не решился требовать ее уничтожения. В июле 1791, чтобы избежать правительственных репрессий, уехал в Англию. Возвратившись в Париж (сентябрь 1791), Д. принял участие в демократическом движении, сблизился с якобинцами; был избран помощником прокурора Парижской Коммуны 1789—94. Участвовал в организации восстания 10 августа 1792, свергнувшего монархию, после которого занял пост министра юстиции в новом правительстве. В августе — сентябре 1792, в критические дни наступления войск австро-прусских интервентов на Париж, Д. проявил огромную энергию, инициативу и решимость, призвав народ на защиту революционного отечества. В сентябре 1792 Д. был избран в Конвент. В 1793 вошёл в первый Комитет общественного спасения, став его фактическим руководителем. Уделяя большое внимание вопросам внешней политики, Д. выступал поборником идеи "естественных границ", отвергая планы "революционные войны", т. е. насильственное уничтожения феодальных порядков в др. государствах. В вопросах внутренней политики по мере обострения борьбы между Горой и Жирондой он занимал всё более уклончивую позицию и искал компромисса между борющимися партиями. Примирительная позиция Д. по отношению к жирондистам побудила якобинцев устранить Д. и его сторонников из нового Комитета общественного спасения, созданного в июле 1793. Осенью 1793 Д. временно покинул Париж и жил на родине, занимаясь частными делами и увеличивая своё состояние. В то же время он продолжал пристально следить за событиями, происходившими на политической арене. Оставаясь внешне одним из вождей революции, Д. постепенно становился притягательным центром для "новых богачей", недовольных политикой революционной диктатуры. Зимой 1793—1794 концентрировавшееся вокруг Д. правое крыло якобинцев (К. Демулен, Фабр д'Эглантин и др.) оформилось в оппозиционную группировку, выступавшую с требованием смягчения революционного террора, отмены закона о максимуме и с резкими нападками на правительство якобинцев. 2 апреля 1794 Д. и его друзья были преданы суду Революционного трибунала и 5 апреля 1794 казнены.

Марат (Marat) Жан Поль (24.5.1743, Будри, Швейцария, — 13.7.1793, Париж), деятель Великой французской революции, учёный, публицист. Поселился во Франции шестнадцати лет, до 1765 изучал естественные и философские науки в Бордо, Париже. Испытал идейное воздействие просветителей, главным образом — Ж. Ж. Руссо и Ш. Л. Монтескье. В 1765 переехал в Великобританию, где занимался естественными науками и медициной, имел врачебную практику. В 1769 вышла книга М. "Об одной глазной болезни", затем были опубликованы другие его работы по медицине и физике. В 1775 Эдинбургский университет присудил М. учёную степень доктора медицины. В том же году в Амстердаме появилась научно-философская работа М. "О человеке...", встреченная отрицательно Вольтером и Д. Дидро за её антиматериалистическую направленность. В 1774 было издано анонимно (на английском языке) первое политическое сочинение М. "Цепи рабства", трактующее вопросы борьбы с феодально-абсолютистским строем, доказывающее неизбежность революции и ставящее конкретные вопросы революционной борьбы. Эти передовые идеи развиты М. в изданном в 1780 в Невшателе политико-юридическом произведении "План уголовного законодательства". С 1776 М. жил в Париже, где снискал известность врачебной практикой, а также научными исследованиями по физике.

С началом революции М. оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу. В брошюрах 1789 "Дар отечеству" и "Дополнения" он развивал мысль о необходимости объединения всех общественных прогрессивных сил для борьбы против абсолютизма. С сентября 1789 издавал газету "Друг народа", получившую популярность как боевой орган революционной демократии. На страницах газеты последовательно отстаивал задачи развития революции, срывая маски с тех, кто под прикрытием лживых и лицемерных фраз стремился затормозить её дальнейший ход. М. предсказывал измену революции со стороны Ж. Неккера, О. Мирабо, затем М. Ж.Лафайета и вёл против них непримиримую борьбу в ту пору, когда они ещё были в зените славы. С такой же решительностью позднее он обличал двоедушие и половинчатость политики жирондистов, приведшие их, в конце концов, на позиции, враждебные революции. Преследования властей, травля со стороны политических противников вынудили М. в январе 1790 уехать в Великобританию; вернувшись в мае того же года, скрывался, издавал газету в подполье (в декабре 1791 — апреле 1792 он снова находился в Великобритании).

Уделяя преимущественное внимание политическим вопросам, М. разрабатывал также и социальные проблемы революции, твёрдо и последовательно защищая интересы народа и его беднейших слоев. Этим он завоевал огромную популярность в массах. В 1792 был избран в Конвент. Стремясь к консолидации всех революционных сил для победы над интервентами, М. переименовал газету "Друг народа" в "Газету Французской республики" ("Journal de la République française"), провозгласив в ней новый курс — забвение партийных разногласий и объединение всех сил во имя спасения республики. Однако жирондисты не приняли его предложения. В апреле 1793 М. (вопреки праву неприкосновенности его как депутата), согласно постановлению Конвента, которого добились жирондисты, был арестован и предан суду Революционного трибунала; однако был оправдан и с триумфом возвращен народом в Конвент. М. и М. Робеспьер, возглавлявшие якобинцев, руководили подготовкой народного восстания 31 мая — 2 июня 1793, свергнувшего власть Жиронды. Тяжёлая болезнь помешала М. активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры. Однако больной М. продолжал выпускать свою газету. Был убит Ш. Корде. Похороны М. превратились в грандиозную политическую манифестацию.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]