Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Розенберг международная купля продажа товаров.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
792.71 Кб
Скачать

§ 5. Понятие договора международной купли-продажи

В отечественной юридической литературе этот вид договора традиционно именовался договором внешнеторговой купли-продажи или договором купли-продажи (поставки) во внешней торговле <1>. При этом понятия "внешнеторговая купля-продажа" и "внешнеторговая поставка" считались синонимами. В то же время в советском гражданском праве "купля-продажа" и "поставка" признавались разными договорами и регулировались неодинаково. Единодушным было мнение, что к отношениям по внешнеторговой купле-продаже (внешнеторговой поставке) следует применять нормы отечественного права, относящиеся к купле-продаже, но не к поставке. В настоящее время положение существенно изменилось.

--------------------------------

<1> См., например: Рамзайцев Д.Ф. Договор купли-продажи во внешней торговле СССР. М., 1961; Правовое регулирование внешней торговли СССР. М., 1961; Экспортно-импортные операции: правовое регулирование. М., 1970; Лунц Л.А. Внешнеторговая купля-продажа. М.: Юридическая литература, 1962; Правовое регулирование отношений по внешней торговле СССР. Ч. 2. М., 1986; Право и внешняя торговля. М., 1987; Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1989; Розенберг М.Г. Договор внешнеторговой купли-продажи (поставки). М., 1989; Он же. Международное регулирование поставок в рамках СЭВ. М., 1989.

Во-первых, участие России в Венской конвенции 1980 г., принимая во внимание, что эта Конвенция стала составной частью правовой системы Российской Федерации, выдвинуло на первый план вопрос об определении предусмотренного ею терминологического понятия "международная купля-продажа товаров".

Во-вторых, российское гражданское законодательство (ГК РФ, как и Основы ГЗ 1991 г.) по-иному, чем ранее действовавшее законодательство, определяет и регулирует договоры купли-продажи и поставки <1>.

--------------------------------

<1> См.: Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статут, 1999. С. 3 - 15, 111 - 117.

В-третьих, понятие "внешнеторговая поставка" сохранило свое значение относительно контрактов, которые регулируются Общими условиями поставок, как в случаях, когда они применяются в качестве нормативных документов, так и тогда, когда их использование обусловлено соглашением сторон контракта.

В силу Венской конвенции 1980 г. понятие "международная купля-продажа товаров" определяется с помощью нескольких критериев <1>.

--------------------------------

<1> О регулировании этого договора в Венской конвенции 1980 г. см., в частности: Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. М.: Юриздат, 1994; Комаров А.С. Новое в правовом регулировании внешнеторговых контрактов (к присоединению СССР к Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров // Внешняя торговля. 1990. N 12; Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М.: Международные отношения, 1990; Он же. Внешнеэкономические операции: право и практика. М.: Международные отношения, 1994; Розенберг М.Г. Заключение договора международной купли-продажи товаров. М.: Совинтерюр, 1991; Он же. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров // Закон. 1995. N 12; Он же. Международная купля-продажа товаров. М.: Международные отношения, 1995; Он же. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров; Вилкова Н.Г. Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров и практика разрешения споров Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате России // Хозяйство и право. 1995. N 9; Она же. Применение международных правовых документов в практике разрешения внешнеторговых споров. Право и арбитражная практика: Сборник информационных материалов. М., 1997. Вып. 1; Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров. К 10-летию ее применения Россией. М., 2001.

Во-первых, имеет значение субъектный состав контракта, т.е. кто является его сторонами. Обязательным условием для признания контракта договором международной купли-продажи товаров, подпадающим под регулирование Конвенции, является местонахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах. Ни национальная (государственная) принадлежность сторон, ни гражданский или торговый характер контракта не принимаются во внимание при определении применимости Конвенции (ст. 1). Это означает, что в соответствии с Конвенцией не будет признан международным контракт купли-продажи, заключенный между находящимися на территории одного государства фирмами разной государственной принадлежности. В то же время будет считаться международным контракт купли-продажи, заключенный фирмами одной государственной принадлежности, но коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

Во-вторых, важен предмет контракта. Основные обязанности продавца - поставить товар, передать документы и титул на товар в соответствии с требованиями контракта и Конвенции (ст. 30). Основные же обязанности покупателя - уплатить цену за товар и принять поставку в соответствии с требованиями контракта и Конвенции (ст. 53). При этом обязательство покупателя уплатить цену включает принятие таких мер и соблюдение таких формальностей, которые могут требоваться согласно договору или законам и предписаниям для того, чтобы сделать возможным осуществление платежа (ст. 54).

В-третьих, существенно и то, что объектом контракта является движимое имущество, приобретаемое не для личного, семейного или домашнего использования, т.е. для предпринимательских целей. Объект контракта может как производиться самим продавцом, так и закупаться у третьих лиц для передачи покупателю. Ошибочным представляется мнение, что в договоре международной купли-продажи "в качестве товара должна выступать индивидуально-определенная вещь" <1>. Как правило, объектом международной купли-продажи являются именно родовые вещи. Автором смешиваются два вопроса: объект продажи и необходимость его индивидуализации при исполнении обязательства. Высказанное автором мнение не так уж безобидно, коль скоро к договору применимо российское право. Закон (ст. 398 ГК РФ) предусматривает специальные последствия неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь, которые в отношении вещей, определенных родовыми признаками, во многих случаях вряд ли смогут быть использованы. Венская конвенция (ст. 28) содержит специальные ограничения, касающиеся возможности суда вынести решение об исполнении обязательства в натуре. На случай неисполнения обязательства Венская конвенция (ст. ст. 75 и 76) и ГК РФ (ст. 524) предусматривают альтернативные способы защиты интересов потерпевшей стороны. Поскольку Венская конвенция не содержит предписаний относительно момента перехода права собственности к покупателю, его необходимо определять, руководствуясь нормами применимого национального права. Если таковым было бы признано, например, французское, то право собственности на индивидуально-определенные вещи переходит к покупателю от продавца с момента, когда достигнуто соглашение о вещи и о цене, хотя бы вещь еще не была предоставлена, а цена - не уплачена (ст. 1583 ГК Франции). Согласно закону Англии о продаже товаров 1979 г. также установлен неодинаковый режим перехода права собственности для родовых и индивидуально-определенных вещей, причем предписания закона обусловливают для индивидуально-определенных вещей ряд вариантов в зависимости от предусмотренных в законе обстоятельств <2>.

--------------------------------

<1> См.: Бублик В.А. Гражданско-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: проблемы теории, законодательства и правоприменения. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. С. 170.

<2> См. ст. ст. 16 - 18 Закона Англии о продаже товаров 1979 г.

В-четвертых, договор международной купли-продажи относится к числу консенсуальных, а не реальных, т.е. права и обязанности из него возникают с момента его заключения, а не с момента передачи товара. В этой связи необходимо заметить, что вряд ли можно признать обоснованными рассуждения о том, что формулировка в контракте, согласно которой "продавец продал, а покупатель купил товар", должна трактоваться как означающая, что состоялось соглашение сторон о применении к данному контракту режима реальной сделки <1>. Представляется, что эта формула, в которой используется прошедшее время, подчеркивает, наоборот, то обстоятельство, что продажа уже совершена и, соответственно, для сторон уже возникли права и обязанности, предусмотренные контрактом, с момента его совершения.

--------------------------------

<1> См.: Бублик В.А. Указ. соч. С. 161.

В-пятых, поскольку из сферы применения Конвенции исключен ряд видов продаж (например, с аукциона или в порядке исполнительного производства либо иным образом в силу закона), под понятие "международная купля-продажа" в смысле Конвенции они не подпадают, равно как продажа фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов, денег, судов водного и воздушного транспорта и судов на воздушной подушке, электроэнергии. Аналогичное ограничение установлено Конвенцией и касательно продажи товаров, изготовленных из давальческого сырья, когда заказчик обязуется поставить существенную часть материалов, необходимых для изготовления или производства товаров, а также относительно контрактов, в которых обязательства стороны, поставляющей товар, заключаются в основном в выполнении работ или предоставлении иных услуг.

В ГК РФ (п. 1 ст. 454) сохранено традиционно общее определение купли-продажи, содержавшееся в Основах ГЗ 1991 г. и ГК РСФСР 1964 г. По этому договору одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную цену. Как и в Венской конвенции, оговорено (п. 1 ст. 485), что в обязанность покупателя входит совершение за свой счет действий, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа. Вместе с тем изменилась сфера этого договора, а также система самого регулирования. Наряду с общими (§ 1 гл. 30), в ГК РФ включены специальные (§ 2 - 8 гл. 30) правила, регулирующие отдельные виды договоров купли-продажи. При этом установлено (п. 5 ст. 454), что общие положения применяются к соответствующим видам этого договора, если иное не предусмотрено специальными правилами.

Определение договора поставки, признанного одним из видов договора купли-продажи, содержится в ст. 506 ГК РФ. По этому договору поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленные срок или сроки производимые либо закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Анализ указанной статьи ГК РФ приводит к выводу, что договор международной купли-продажи товаров, являющийся предметом регулирования Венской конвенции 1980 г., отвечает признакам договора поставки, предусмотренным ГК РФ.

Во-первых, как отмечалось выше, в договоре международной купли-продажи в качестве поставщика по общему правилу выступает предприниматель, который поставляет покупателю товар, предназначенный для предпринимательской деятельности или иных целей, не связанных с личным (семейным, домашним) потреблением.

Во-вторых, в сфере внешней торговли такой договор применяется при продаже движимых вещей, подпадающих под понятие "товар", указанное в ГК РФ. В частности, предметом продажи по таким договорам служат топливо, машины и оборудование, железная руда, пищевкусовые товары, нефть и нефтепродукты, газ, уголь, промышленные товары народного потребления, комплекты машин, оборудования и материалы, предназначенные для сооружения промышленных и иных объектов как на территории Российской Федерации, так и за границей.

В-третьих, основными обязанностями сторон являются: продавца (поставщика) - передать товар в собственность покупателю, а покупателя - принять товар и уплатить за него определенную цену.

В-четвертых, по общему правилу в таких договорах установлена обязанность передачи товара в обусловленные в них срок или сроки, которые не совпадают с моментом заключения договора. Вместе с тем в договоре международной купли-продажи товаров может и отсутствовать условие о сроке передачи товара. В таких случаях в соответствии с Конвенцией срок поставки определяется предписаниями содержащейся в ней диспозитивной нормы (ст. 33). Статья 506 ГК РФ, устанавливающая признаки договора поставки, как отмечалось, относит к ним условие о сроке или сроках передачи товара. Поэтому договор, не предусматривающий передачу товара в обусловленный срок, как будто не может быть признан договором поставки. Однако Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.10.97 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" (п. 7) разъяснено, что в таких случаях "срок поставки определяется по правилам, установленным статьей 314 Кодекса (статья 457)". При этом указывается, что такой договор должен признаваться договором поставки, коль скоро не совпадают моменты заключения и исполнения договора <1>. На наш взгляд, в подобных случаях, основываясь на ст. 431 ГК РФ (о толковании договора), следует выяснять действительную общую волю сторон с учетом цели договора, имея в виду, что от квалификации договора зависит решение вопроса о нормах ГК РФ, применимых при его регулировании.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1998. N 3. С. 23. См. также: Витрянский В.В. Договор купли-продажи. С. 115 - 117; Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: БЕК, 1997. С. 72, 73. Ср.: Гражданское право: Учебник. Ч. 2. Обязательственное право / Под ред. В.В. Залесского. М.: Восточный экспресс, 1998. С. 63.

К специфическим чертам договора внешнеторговой поставки (по сравнению с договором обычной поставки) прежде всего относится то, что стороны такого договора, как правило, имеют разную государственную принадлежность, а его предмет составляют операции по экспорту и импорту товаров. Во многих случаях в качестве средства платежа используется валюта, которая является иностранной для одного или для обоих партнеров.

Согласно ОУП СССР - КНР, ОУП СССР - КНДР, ОУП СЭВ, а также ОУП СЭВ - Финляндия и ОУП СССР - СФРЮ, разная государственная принадлежность сторон договора внешнеторговой поставки - отличительная черта. Она зафиксирована в преамбулах этих документов, а иногда и прямо вытекает из полных названий, например: Общие условия поставок товаров между внешнеторговыми организациями СССР и внешнеторговыми организациями КНДР, Общие условия поставок товаров между организациями СССР и СФРЮ.

Сравнение положений Венской конвенции 1980 г., Общих условий поставок и ГК РФ дает основания для следующего вывода. Признаки договора международной купли-продажи в Конвенции, договора внешнеторговой поставки в Общих условиях поставок и договора поставки в ГК РФ в общих чертах совпадают, что позволяет употреблять на практике термины "международная купля-продажа" и "внешнеторговая поставка" как синонимы. Вместе с тем имеющиеся между ними отличия требуют четкого отграничения общего понятия "международная купля-продажа (внешнеторговая поставка)" и "международная купля-продажа" в смысле Венской конвенции. К такому же четкому отграничению необходимо прибегать при использовании общего понятия "внешнеторговая поставка", регулируемая соответствующими Общими условиями поставок.

Договор международной купли-продажи (внешнеторговой поставки) следует отличать от довольно распространенного во внешней торговле договора запродажи, т.е. соглашения о заключении договора в будущем. Например, при продаже машин или оборудования продавец и покупатель обычно заключают соглашение об обеспечении поставок запасных частей в послегарантийный период, что оформляется отдельными контрактами в установленные соглашением сроки. Предварительный (а не окончательный) договор зачастую заключается и в случае, когда в момент его оформления возникают сложности при согласовании каких-либо условий (в частности, о сроке поставки). Стороны договора запродажи обязываются в будущем заключить договор купли-продажи.

Коль скоро сторонами заключен предварительный договор, необходимо учитывать соответствующие предписания ГК РФ (ст. 429).

Во-первых, предварительный договор заключается в форме, предусмотренной для основного договора, а когда таковая не установлена - в письменной. Несоблюдение правил о форме влечет ничтожность предварительного договора.

Во-вторых, предъявляются конкретные требования к его содержанию: он должен позволять установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.

В-третьих, когда в предварительном договоре не определен срок заключения основного, то он составляет один год с момента заключения предварительного договора. При этом, если до окончания установленного срока основной договор не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение его заключить, прекращаются обязательства, предусмотренные предварительным договором.

В-четвертых, при уклонении одной из сторон от заключения основного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445).

В-пятых, на сторону, необоснованно уклоняющуюся от заключения основного договора, возлагается возмещение другой стороне причиненных этим убытков.