Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бельгийский федерализм.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
26.42 Кб
Скачать

Статья 1 Конституции Бельгии гласит, что страна является «федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов». В стране в основном с двунациональным составом населения (фламандцы — около 60%; валлоны — менее 40%, а также немцы — менее 1%) созданы три сообщества — Французское, Фламандское и Германоязычное (ст. 2); три региона — Валлонский, Фламандский и Брюссельский (ст. 3); четыре лингвистических региона — французского языка, нидерландского языка, двуязычный столичный регион (Брюссель-столица) и регион немецкого языка, границы которых могут изменяться только законом, принятым большинством голосов в каждой лингвистической группе каждой из палат парламента, при условии, что присутствует большинство каждой группы и общее число поданных голосов в обеих лингвистических группах достигает двух третей принявших участие в голосовании (ст. 4). Валлонский и Фламандский территориальные регионы подразделяются на провинции, перечень которых приводится в Конституции (ст. 5). Конституция закрепляет свободу использования принятых в стране языков и не объявляет ни один из них государственным; регулирование этого вопроса допускается только законом и лишь в отношении актов органов государственной власти и для судопроизводства (ст. 30).

История

Созданное в 1831 г. бельгийское государство было основано на модели унитарного государства, с некоторыми элементами децентрализации, ограниченной местными органами власти (провинции и коммуны). Вскоре требования сторонников автономии нашли свое выражение в различных формах как на Севере (во Фландрии), так и на Юге (во франкоговорящей части) страны. Фламандцы требовали лингвистическую и культурную самостоятельность в связи с господством французского языка в сфере управления, что рассматривалось в качестве факта дискриминации. Введение всеобщего избирательного права в 1919 г. позволило Фландрии использовать в свою пользу преимущество численного превосходства, и именно в это время необходимость лингвистического самоутверждения получила политическую окраску. Существование такого движения обнаружило наличие настоящего национального самосознания у фламандцев, живших в унитарной Бельгии. Несколько позднее, в шестидесятых годах, в качестве своеобразной реакции, и валлоны искали причину экономического упадка их региона в господствующей позиции фламандцев, которую они завоевали благодаря численному превосходству в государственных структурах. Если требования культурной самостоятельности существовали и со стороны франкоговорящих, то Валлонское движение второй половины XX в., главным образом, кристаллизуется именно вокруг требований экономической автономии.

Со временем стало ясно, что унитарная форма государства представляла собой институциональные рамки, неспособные решить проблемы сосуществования фламандцев и франкоговорящих. Учитывая также тот факт, что в рамках одного государства встречается сосуществование французского и фламандского сообществ на одной территории (например, в регионе Брюсселя), необходимо было изобрести такую структуру, которая удовлетворяла бы культурные требования (то есть требования, не связанные с территорией) одновременно с требованиями экономической автономии (требования, связанные с территорией).

Поэтому, при третьем пересмотре Конституции в 1970 г. было создано три Сообщества (названные первоначально «культурными Сообществами») – фламандское, французское и немецкоязычное – и три Региона – Фландрия, Валлония и Брюссель. Параллельно началась реорганизация центральных государственных институтов страны, при которой применялась или паритетная логика, или подходы дуализма (к примеру, паритет в Совете Министров между фламандцами и франкоговорящими, разделение депутатов и сенаторов, избранных в Национальный парламент на французские и нидерландские лингвистические группы, и особые процедуры принятия законов в рамках институциональных реформ с целью защиты франкоговорящего меньшинства на общегосударственном уровне).

Именно такая динамичная политика, соответствующая процессу федерализации по принципу разделения, – то есть превращение унитарного государства в федеративное – ставшая основным противоречием между различными интересами обеих языковых групп, позволяет объяснить различные особенности бельгийского федерализма.

Проведение различных реформ привело к тому, что была создана нынешняя федеративная структура, в рамках которой сосуществуют три Сообщества и три Региона, компетенция которых постоянно расширяется