Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Контрольная работа(политическая социология -Гин...docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
87.47 Кб
Скачать

Гиндуллина Елизавета Винеровна ФСФ 3 курс

Контрольная работа

1)Типы адаптаций Мертона применить к типам политического поведения. Привести примеры из российской практики.

Мертон выделяет пять типов поведения.

Конформизм – предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице, - олицетворение конформизма. Они ставят перед собой цель ( скажем, финансовый успех), и достигают ее законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.

В России сегодня дело обстоит, таким образом, если считать официальной целью участие в политике ради оказания благотворного влияния на решение общественных проблем, а не ради собственно властвования над людьми и не ради решения своих материальных проблем, то можно утверждать, что лишь сравнительно небольшая часть россиян способна искренне принять соответствующую мотивацию. И дело здесь вовсе не в персоналиях и не в особенностях российского этноса, имеющего особую "жажду власти", а в том, что веками и вплоть до 90-х годов ХХ века люди жили в иных ценностных координатах - одни, осуществляя авторитарно-деспотическое властвование, привыкли лгать о "добрых намерениях", прекрасно сознавая, что делают; другие, периодически бунтуя, затем успокаиваясь, все же свыклись с бременем чуждой власти и тем, что их обманывают; третьи сами хотели обманываться и никогда не спорили о своих правах. Приоритет государственной власти над человеком, подкрепленный идеями единства православия и державности, а также обманом и самообманом об "участии" к народным нуждам был основой политического поведения, считавшегося нормативным, ибо все политические деяния так или иначе оправдывались "высшей целесообразностью", исходившей от государственного или партийного чиновника. Современный этап политической жизни, несмотря на выдвижение новой ценностной парадигмы либерально-демократического толка, объективно несет в себе значительное наследие прошлого. Даже при искреннем желании адаптироваться к новым реалиям люди от политики, во всяком случае, значительное большинство из них, просто не смогут отказаться от мотивов державности, "политики для государства",характерной для традиционного, закрытого общества. До сих пор у нас есть и руководители, и руководимые, которым близка политика "твердой руки",опирающаяся на жесткие государственные структуры, которые, по существу, насильственно закрепляют за людьми заданные сверху функции и роли. Эти люди с трудом приемлют характерную для демократического, свободного общества "политику для человека". Груз прежних ценностных ориентаций не позволяет им жить по принципу признания естественности и неотъемлемости прав человека на свободу.

Инновация - она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. «Инноватор» будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства - он занимается рэкетом, шантажом или совершает так называемые "преступления белых воротничков" (вроде растраты чужих денег). Инноватор не стремится изменить социальную структуру общества. Он подбирает средства, которые позволят ему занять в этой структуре более высокое положение. Каждому типу поведения соответствует своеобразный «символ веры». Человек находит способы обоснования своего поведения. «Символ веры» инноваторов – надежда на удачу.

Для современной России инновационный тип поведения весьма характерен. Причем в отличие от американского общества, социологические исследования выявляют снисходительность нашего общественного мнения к неинституциональным средствам борьбы за власть. Российские средства массовой информации полны сообщениями о прямых или косвенных воздействиях на избирателей при сборе подписей в пользу того или иного политика, о злоупотреблении служебным положением по этим же мотивам и даже о прямых фальсификациях результатов выборов. Проблема здесь не в том, знал или не знал сам политик об этих нарушениях и как он лично реагировал на них. И даже не в том, что правоохранительные органы далеко не все подобные факты выявили и стремились изобличить. Куда большая проблема в том, что россияне в принципе снисходительны к политиканству. А ведь каждый факт произвола по организации "невинного автографа" в подписном листе это - удар по законности, по правам россиян в целом. Не из этих ли "мелких" фактов произвола при "хождении во власть" формируется в итоге девиантное, противозаконное поведение ряда действующих политиков? Как после этого требовать от простых граждан исполнения буквы и духа законов? Очевидно, потенциал институционально запрещенных средств достижения власти сможет быть исчерпан лишь тогда, когда в обществе пустят глубокие корни политические структуры, ориентированные на правовой менталитет, когда утвердится уважение закона.

Ритуализм - предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Бюрократ, фанатически преданный своему делу, настаивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в четырех экземплярах. В конце концов он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Происходит это именно потому, что обнаруживается забвение цели деятельности - для чего все это делается. «Символ веры» ритуалистов: «я играю по правилам», «чем выше взлетишь, тем больнее падать», «главное – семья и дети» и т.д.

В современной России ритуалистский тип политического поведения означает разрыв с традиционным советским стереотипом "политика – дело каждого". Сообразно прошлым ценностным ориентациям более или менее высокий социальный статус предполагал от индивида "активную" политическую позицию. Нормативное поведение ученого, военного, руководителя любого ранга предполагало членство в КПСС. Ныне нормы меняются в сторону нейтрального отношения к тому, какова политическая активность личности. В России есть немало людей, для которых власть, обретение политического капитала не является стимулом для особой активности. Причины и мотивы тому могут быть разные. Сказываются последствия того, что в течение десятилетий партийно-государственная пропаганда осуждала "карьеризм". Люди со стойкими коммунистическими ориентациями просто не приемлют для себя институты парламентаризма и многопартийность. Другие и прежде, и ныне стремятся "не высовываться". Третьи убедились на практике, что можно делать бизнес, совершать восходящее движение по социальной и профессиональной лестнице, не принимая активного участия в политике. Четвертые просто реально оценивают свои способности заниматься профессиональной политикой, полагая, что в конкурентной борьбе с оппонентами им не хватит ни политических знаний, ни рациональной самоорганизации. Вместе с тем ритуалисты принимают эпизодическое участие в политике - голосуют на выборах, участвуют в отдельных политических акциях. Для общества понижение политической активности людей не оборачивается социальной проблемой, ибо в своих действиях они не выходят за рамки ныне одобряемых политических целей и средств. Как свидетельствуют результаты социологических исследований, безынициативный тип поведения при следовании институциональным нормам стал распространяться среди широких слоев рабочих, инженеров и государственных служащих. Угроза безработицы и увольнения, войдя в нашу жизнь, вопреки ожиданиям радикалов, сковала политическую активность части населения. Ритуализм характерен и для определенной части работников культуры и науки. Будучи законопослушными и приверженными только институциональным нормам, они ныне вынуждены интенсифицировать свою профессиональную деятельность и жить, не делая ставку на политическую карьеру. Наконец, надо учитывать и реальные возможности россиян сознательного и активного участия в политической жизни по меркам демократического свободного общества. Для этого необходимо обладать рядом социокультурных характеристик, таких, как способность к политической борьбе, рациональной самоорганизации, а также полагаться на себя, свой труд и интеллект и т.п.

Ретритизм- бегство от действительности наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Наиболее ярким проявлением ретритизма становятся маргиналы: бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т.п. «Символ веры» ретритистов – «не общество изгнало меня, я сделал свой свободный выбор». Чаплиновский бродяга – яркое воплощение этого «символа веры».

Часть россиян, полностью разуверившись в "старых" коммунистических ценностях, не выбрала для себя иные идеалы. Другие считают, что их участие все равно ничего не изменит в текущем ходе политических событий. Еще одни приняли точку зрения о том, что политика - "дело грязное" и всячески отстраняются от нее. А некоторые уже успели разочароваться в "демократии по-российски" и предпочитают эскейпизм. В итоге совершается бегство индивида из политики, а иногда и из светского общества. Часть людей уходит в закрытые религиозные секты, к колдунам и шаманам, к новым "Иисусам" и "Девам Мариям".

Бунт - подобно бегству от действительности, данное поведение тоже одновременно отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология (она может быть революционной). К примеру, систему социалистической собственности, вытесняющую частную собственность, революционер считает более законной, чем существующую. Бунтари (мятежники) стремятся к изменению социальной структуры. При этом следует помнить, что бунтари – это не обязательно обездоленные люди, но они апеллируют к чувствам обездоленных и призывают их к действиям.

В отдельные исторические периоды нашей страны такой тип политического поведения был весьма распространен, и сегодня проблема неординарного и экстремистского поведения вызывает серьезное общественное беспокойство. Чем же обусловлены подобные вспышки политической аномии? Ретроспективный взгляд на историческое прошлое России свидетельствует, что акты ненормативного политического поведения возрастают тогда, когда на ценностную дезинтеграцию накладывались еще другие факторы, как то: 1) резкое ухудшение экономического и социального положения населения; 2) обострение социальных или этнических противоборств, которые, по существу, узаконивают насилие как "естественную" норму разрешения каких-то бы ни было конфликтов; 3) властные структуры оказываются нефункциональными или дисфункциональными для значительного количества социальных групп. Наконец, отметим, что по разным мотивам некоторые российские граждане выражают недоверие всем ветвям власти, не признают легитимность существующих политических структур и потому не верят, что последние способны обеспечить функциональность их гражданских, социальных и политических прав. Очевидно, нельзя вообще ликвидировать мятежный тип политического поведения. До сих пор ни одной стране мира это не удавалось сделать полностью. Но свести проблемы к минимуму - задача хотя и нелегкая, но реальная. Общий ориентир движения выработала мировая социологическая мысль - система ценностей, адекватная природе человека, позволяющая ему быть свободным, жить для себя, может обеспечить доминирование нормативного поведения вообще и политического, в особенности.