Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
К экзамену по логопедии РДА.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
59.63 Кб
Скачать

Развитие речи

У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по доводу речевых сложностей своего ребенка. Напомним, что основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от группы аутизма.

Так, у детей первой группы мы наблюдаем почти полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта, позволяют предположить, что он понимает речь хотя бы частично.

Для речи детей второй группы характерны эхолалии, есть также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребенком в какой-то аффективной ситуации ("Лампа упала! Лампа взорвалась!" - повторял один мальчик всегда, когда волновался, так как на его глазах ярко вспыхнула и разбилась перегоревшая лампа), либо представляющих собой цитаты из любимых книг, которыми ребенок может комментировать реальную ситуацию ("Что же бедному зайчику делать?" - всякий раз говорит другой мальчик в затруднительной ситуации, вспоминая "Заячью избушку"). У детей второй группы есть стереотипные просьбы и обращения, в которых глагол используется в инфинитиве ("Чай пить", "Дать колбаски"), а о себе ребенок говорит во втором или третьем лице ("Миша пойдет гулять"). Но часто такие дети предпочитают обращаться и просить не обычным образом, а криком или просто стремятся подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в интересующий их предмет. В речи таких детей нет развернутых фраз (за исключением цитат), нет пересказа, даже короткого.

Дети третьей группы, напротив, обладают развернутой литературной речью, но при этом почти не способны к диалогу, не слышат собеседника, ожесточенно цитируя целые страницы любимых книг или рассуждая на излюбленную тему. При этом характерны нарушения произнесения: так, если речь ребенка второй группы четкая, скандированная, с жесткой, напряженной интонацией, то ребенок третьей группы часто говорит смазано, торопливо, нечетко, иногда заменяя некоторые звуки; своеобразная интонация может не соответствовать смыслу произносимого текста.

У ребенка четвертой группы мы встречаемся с тихой, нечеткой речью и снова сталкиваемся с эхолалиями, иногда отсроченными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, с помощью речи, но пересказ для него труден. Часто создается впечатление, что он не понижает простую инструкцию, и в то же время мы видим его моментальную живую реакцию на сложный сказочный образ, на какую-то эмоционально задевшую его ситуацию.

При всей разнице проявления речевых нарушений у детей с разными вариантами синдрома мы у них всех встречаем недостаточность понимания, осмысления речи, связанную с нарушением коммуникации. Поэтому необходимой, общей для всех групп, частью работы по развитию речи является формирование ее понимания.

 Особенности отклонений в речевом развитии. Можно соотнести широкий диапазон речевых проблем при аутизме с глубиной нарушения аффективного развития.

У детей I группы с аутистической отрешённостью от окружающего наблюдается почти полное отсутствие внешней речи. Ребёнок манипулирует отдельными звуками, носящий чисто аффективный характер и не служащий целям контакта. У таких детей много аутоэхолалий и нет или крайне мало эхолалий, которые на раннем этапе речевого развития в норме служат обагащению речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесённые ребёнком на высоте аффекта, позволяют говорить о сохранном понимании речи, хотя бы частичном.

Для речи детей II группы с аутистическим отвержением окружающего характерны эхолалии, имеется также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребёнком в эмоционально насыщенной ситуации, либо представляющих собой цитаты из любимых книг, которыми ребёнок может комментировать реальную ситуацию. У этих детей отмечаются стереотипные просьбы и обращения, где глагол используется в инфинитиве, а о себе ребёнок говорит во 2-ом или 3-м лице. Но часто дети этой группы обращаться и просить не речью, а криком или просто подвести взрослого к нужному месте и ткнуть его руку в нужный предмет. В их речи нет развёрнутых фраз (за исключением цитат), нет пересказа, даже короткого. При этом характерны нарушения произносительной стороны речевого высказывания: чёткая, скандированная, с жёсткой интонацией речь. Спонтанные фразы аграмматичны: не употребляются предлоги, прилагательные практически отсутствуют.

Дети III группы с аутистическим замещением окружающего мира, которые при, казалось бы, хорошо развитой речи, большом словарном запасе, рано усвоенной развёрнутой фразе затрудняются в свободном оперировании речью и используют стереотипный набор фраз. Они не способны к диалогу, не слышат собеседника, одержимо цитируя целые страницы книг или рассуждая на излюбленную тему. Такой ребёнок говорит смазано, торопливо, нечётко, иногда заменяя некоторые звуки. Своеобразная интонация может не соответствовать смыслу произносимого текста, так как дети легко перенимают аффективно насыщенные интонации взрослых. Иногда их речь толчкообразна, скандирована. [17,c.42]

У ребёнка IV группы с повышенной ранимостью окружающем миром можно встретить с тихой, нечёткой речью и с эхолалиями, иногда отставленными во времени. Такой ребёнок просит и обращается, как правило, речью, но пересказ для него труден. Часто создаётся впечатление, что ребёнок не понимает простую инструкцию, и в тоже время наблюдается его моментальная живая реакция на сложный сказочный образ, какую-то эмоционально задевшую его ситуацию. Нередко нарушено звукопроизношение, но в аффективно насыщенной ситуации ребёнок может произносить все звуки и сложные звукосочетания правильно и чисто. Характерна высокая чувствительность к структуре слова. Никогда не бывает нарушения порядка слогов, их замены. Темп и плавность речи тоже могут быть изменены, чаще встречается его замедление, чем ускорение, иногда отмечается заикание.

Таким образом, основные симптомы задержки и искажения речевого развития меняются в зависимости от группы РДА, но у всех аутичных детей наблюдаются речевые расстройства, и нет ни одной семьи, которая не обращалась бы за помощью к специалистам, не тревожилась бы по поводу речевых сложностей своего ребёнка.

Речевые расстройства достаточно выражены и специфичны уже в первые 2 года жизни ребёнка с аутизмом. Характерными для конца первого-начала второго полугодия жизни является слабость или даже отсутствие реакции на речь взрослого. Ребёнок часто не отзывается на обращение, зов. Нередко возникают подозрения в глухоте. Некоторые родители таких детей отмечают у них отсутствие реакции именно на голос при наличии гиперсензитивности в реагировании (вплоть до страхов) на другие звуковые раздражители обычной интенсивности (звук бытовых приборов: кофемолки, пылесоса, электробритвы, шум). У большинства детей гуление появляется во время, но нередко произносимые звуки лишены интонирования. Характерно также ослабление или отсутствие лепетной реакции на обращение взрослого.

Таким образом, уже начальные проявления речи нередко указывают на неблагополучие её коммуникативной функции.

Первые слова у ребёнка с аутизмом могут появиться своевременно, с опозданием или опережая возраст. Но часто вместо ожидаемого слова «мама» можно услышать слова, оторванные от потребностей ребёнка («листок», «луна», «углерод» и др.). Эти первые слова часто сложны по слоговой структуре, произносятся с утрированной интонацией, все звуки при этом проговариваются чётко. «Мама», «папа», «баба» и т.п. – даже если эти слова оказываются у ребёнка в числе первых, они не обращены к кому-либо, в том числе к матери. В более старшем возрасте, даже обладая некоторыми речевыми навыками, аутичный ребёнок стремится избежать обращения либо с помощью невербальных протоимперативов, либо, если использования речи избежать нельзя, прибегает к безличным словам-командам. [17,с.43]

Не менее ярко некоммуникативность речи при аутизме проявляется в несостоятельности детей в диалоге.

В более тяжёлых случаях реакции на вопросы или реплики собеседника вообще нет, или следует эхолалия. Часто ответами становятся речевые штампы, но употребляются они далеко не всегда соответственно смыслу ситуации в традиционном понимании. Если аутичный ребёнок способен к развёрнутой монологической речи, ему трудно гибко реагировать на вопросы собеседника, даже если они лежат в русле тематики монолога. Это обусловлено природой такого ряда монологической речи (сверхценный характер, фонографичность), а также негативным отношением к необходимости обращения к собеседнику в ходе диалога. Очень часто повторяется то, что ребёнок слышал произнесённым на высоте аффекта, причём особенно отрицательного. В связи с этим в речи аутичных детей фиксируются бранные слова и фразы, закрепление же слов, сказанных на фоне положительного аффекта можно расценить как один из коррекционных приёмов развития речи.

Нередко фразы-штампы представляют собой аутостимуляцию, средство оградить себя от дискомфорта, связанного с общением; в состоянии беспокойства, тревоги такая активность усиливается, приобретая иногда характер персевераций. Большую роль в выборе стереотипно повторяемого материала играет его ритмическая организация (стихи, песни), частота и стереотипность повторений (один из самых частых сюжетов фонографической речи – телереклама).

Представляется, что наличие в речи аутичных детей фраз-штампов и фонографичность речи патогенетически связана с такими компонентами синдрома аутизма, как стереотипность, и стремление к постоянству.

У аутичных детей (если нет мутизма) в аффективно насыщенных ситуациях, например, в аутистических играх, наряду с общеупотребительной речью сохраняет своё значение и автономная, которая обладает тенденцией к вытеснению первой. Сохранение автономной речи с преобладанием аффективного звукового компонента не только задерживает речевое развитие в целом, но вносит в это недоразвитие свою специфику-диссоциацию между акустической и смысловой сторонами слова.

В системе произносительных нарушений у детей с аутизмом присутствуют все виды нарушений звукопроизношения: отсутствие, искажение, замена и смешение звуков. Наиболее часто звуки речи заменяются, реже искажаются. Нарушенными могут быть любые, но в основном страдают звуки позднего генеза (сложные соноры, шипящие и свистящие). Отмечается неоднородность проявлений данных нарушений. У некоторых аутичных детей недостатки произношения могут проявляться по типу таких речевых нарушений как дислалия или дизартрия. Включённые в общую картину аутистических расстройств эти виды речевых отклонений приобретают свою специфику проявлений. Известно, что нарушения произношения при дислалии, а особенно при дизартрии очень стойки. В этом случае они имеют либо органическую природу, либо (при дислалии) причиной этих нарушений являются функциональные расстройства. Включённые в общую картину аутистических расстройств, эти виды речевых нарушений, во-первых, приобретают определённую специфику и, во-вторых, становятся ещё более стойкими, что в значительной степени обусловлено свойственной таким детям стереотипностью. [17,с.44]

Известно, что для всех аутичных детей характерны трудности развития индивидуальной избирательности, взаимодействия с близкими, выделения себя как субъекта взаимодействия и коммуникации. Дети относятся к людям как к предметам, неодушевлённым носителям тех или иных интересующих их свойств. Родители нередко пользуются выражениями «ходит мимо людей...смотрит сквозь людей…» Большинство таких детей упорно избегают взгляда в лицо. Такой ребёнок отворачивается, отходит в сторону, закрывает своё лицо руками. Зрительный контакт для него очень утомителен: ребёнок лишь время от времени бросает на собеседника короткий взгляд и тут же – особенно если взгляды встретились – отводит глаза. В более тяжёлых случаях ребёнок может выглядеть внешне безразличным к проявлениям других людей, но приглядевшись, можно заметить напряжённое или недовольное выражение его лица – оно сменится мимикой покоя и удовлетворённости, когда он останется один.

Многим свойственно позднее формирование понятия «Я» и задержка адекватного пользования им. Дети в свободной речи себя никак не обозначают и даже глаголы используют в безличной форме («дать», «сделать»). В их речи не встречаются и такие местоимения как «твоё», «моё», что связано с задержкой формирования понятий, обозначающих окружающих людей.

Многие авторы большое внимание уделяют развитию просодических компонентов речи аутичных детей, и это не случайно, так как просодика, взаимодействуя с синтаксисом, грамматикой, семантикой представляет собой один из центральных компонентов речи. Просодика тесно связана также с эмоциональными компонентами речи и обычно взаимодействует с невербальными коммуникативными проявлениями. Уже в самых ранних исследованиях, посвящённых речи аутичных детей, отмечалось, что к наиболее впечатляющим особенностей речи при детском аутизме относится стойкость просодических нарушений, их способность дольше сохраняться в речи, несмотря на успешное развитие других её компонентов. По данным Т.И.Морозовой (1990), нарушения просодики отмечаются в большинстве случаев – от 67% до 100%, в зависимости от степени выраженности аутистических расстройств – и включают скандированность, нарушения эмоционального рисунка фразы, нарушения темпа речи и др. [17,c.45]