Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПП и ОХР.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
3.32 Mб
Скачать
    1. Законы, принципы и правила природопользования

Законы, принципы и правила природопользования включают в себя систематизированные Н. Ф. Реймерсом [10] следующие группы обоб­щений: действующие в системе «человек—природа», законы социаль­ной экологии, законы природопользования, принципы охраны среды жизни, социальной психологии и поведения человека, теоремы эколо­гии как основа управления природопользованием.

Закон обратной связи взаимодействия человек — биосфера П. Дансеро («закон бумеранга»). На всех исторических этапах формы ведения хозяйства приспосабливались к местным особенностям природ­ной среды и происходившим в ней изменениям. Перемены в хозяйстве воздействовали на среду и нередко вызывали в ней цепные реакции. Их последствия, в свою очередь, влияли на хозяйство. Этот закон дополня­ет правило социально-экологического равновесия: общества развивают­ся до тех пор и постольку, поскольку сохраняют равновесие между сво­им давлением на среду и восстановлением этой среды, как природно-естественным, так и искусственным.

Закон ограниченности (исчерпаемости) природных ресурсов: все при­родные ресурсы и естественные условия Земли конечны либо в силу их прямой исчерпаемости (земля, полезные ископаемые), либо в результа­те возмущений среды, делающих невозможным их использование (вода, воздух). Следствием этого очевидного факта является закон падения природно-ресурсного потенциала: в рамках одной общественно-эконо­мической формации, способа производства, типа технологий природ­ные ресурсы становятся все менее доступными и требуют постоянного увеличения затрат труда и энергии на их извлечение, доставку и вос­производство. Снижение природно-ресурсного потенциала до обще­ственно неприемлемого уровня заставляет человечество постоянно со­вершенствовать технологии и общественные отношения. В сельском хозяйстве давно известен близкий по смыслу закон убывающей отдачи А. Тюрго — Т. Мальтуса: повышение удельного вложения энергии в агросистему не дает адекватного пропорционального повышения ее эф­фективности (урожайности), т.е. чем более высокий уровень эффектив­ности достигнут, тем больших затрат требует дальнейший прогресс. Общим следствием законов падения природно-ресурсного потенциала и убывающей отдачи является закон снижения энергетической эффек­тивности природопользования: с течением времени при получении из природных систем полезной продукции затраты энергии на ее единицу неуклонно увеличиваются. По мере исчерпания наиболее доступных ресурсов в использование включаются все более сложные по условиям извлечения (добыча все более бедных руд, освоение все больших глу­бин добычи, ведение сельского хозяйства в малоблагоприятных усло­виях и т.п.).

Ограничения, связанные с действием указанных законов, преодо­леваются использованием изощренных способов получения и исполь­зования природных ресурсов, что выражает закон увеличения наукоемкости общественного развития: чем больше знаний (информации) на­капливает человечество, тем выше их роль в общественном производстве. Приобретенное знание рано или поздно находит то или иное примене­ние, но не всегда то, которое предполагалось изначально. Поэтому каж­дый пройденный этап, каков бы он ни был, обогащает общество тем или иным новым опытом и делает невозможным возвращение к прошлому состоянию.

Закон исторической (социально-экологической) необратимости: про­цесс развития человечества как целого идет от более ранних фаз к более поздним, но не наоборот. Призывы «назад к природе», «назад в пещеру» сопровождают человечество на протяжении многих веков, что свидетель­ствует лишь об их нереалистичности.

Закон необратимости взаимодействия человек — биосфера, также сформулированный П. Дансеро: возобновимые природные ресурсы в случае глубокого изменения среды, чрезмерной эксплуатации, приво­дящей к уничтожению или истощению, превращаются в невозобновимые. Обратимость или необратимость изменений определяется соблю­дением или несоблюдением правила меры преобразования природных систем: в ходе эксплуатации природных систем нельзя превышать не­которые пределы, позволяющие этим системам сохранять свойства са­моподдержания (самоорганизации и саморегуляции). Поиск допусти­мой меры преобразованности природных систем является важнейшей прикладной задачей гео-и биоэкологии, подходы к ее решению рассмат­риваются в курсах экологического нормирования и экологического кар­тографирования. В свою очередь, данное правило относится к методо­логическим основам этих дисциплин.

Благодаря постоянному увеличению наукоемкости и вследствие действия закона падения природно-ресурсного потенциала развитие происходит в рамках закона снижения природоемкости готовой продук­ции: удельное содержание природного вещества в усредненной единице общественного продукта неуклонно снижается.

Принцип культурного управления развитием (сформулирован В. Г. Горшковым). Культура, мораль, обычаи, юридические законы, ре­лигиозные каноны регулируют поведение людей в их взаимоотношени­ях с природой и между собой так, чтобы это было направлено на поддер­жание равновесия внутри общества и с окружающей его природной сре­дой. Религия, культура и мораль, претерпевая изменения, на каждом этапе в целом соответствовали этой задаче. Современный этап разви­тия связан с исчерпанием возможностей дальнейшего экстенсивного роста, тогда как основные формы общественного сознания в значитель­ной степени сформировались на более ранних стадиях развития и, в тех или иных формах, базируются на природопокорительской идеологии. Поэтому на повестку дня ставится вопрос о выработке и внедрении но­вой идеологии, альтернативной духу природопокорительства (идеи ноо­сферы, коэволюции человека и биосферы и др.) [12].

Правило интегрального ресурса. Конкурирующие Принцип естественности (принцип «старого автомобиля»). Эколого-социально-экономическая эффективность технических систем и средств управления природными системами и процессами со временем неуклонно снижается. Технические устройства, обеспечивающие «жест­кое» управление, требуют все большего вложения средств, подобно тому, как для поддержания в работоспособном состоянии старого автомоби­ля требуется все больше затрат вплоть до превышения ими цены ново­го автомобиля. Естественные, «мягкие» формы управления не противо­стоят природным процессам, а поддерживаются ими и потому неизмен­но оказываются эффективнее «жестких» технических. «Жесткое» управление с помощью чуждых природной среде технических решений, согласно закону внутреннего динамического равновесия, порождает цепные реакции, приводящие к отторжению и разрушению искусствен­но созданного, тогда как «мягкое» управление предполагает предвиде­ние, инициирование и использование желательных и полезных цепных реакций. Так, подверженный эрозии откос можно закрепить «жестко» с помощью бетона либо «мягко» — травой. В первом случае покрытие будет подвергаться выветриванию, трескаться и разрушаться, во вто­ром случае слой дерна с течением времени будет только утолщаться, крепнуть и все более эффективно впитывать воду. Подобно этому, об­щественные системы, жестко регулирующие протекающие в них соци­альные процессы, неизменно оказываются менее жизнеспособными в сравнении с общественными системами, опирающимися на самоорга­низацию и саморегулирование.

В сфере использо­вания природных систем отрасли хозяйства наносят ущерб друг другу тем сильнее, чем более они изменяют совместно эксплуатируемый эко­логический компонент или природный комплекс в целом. В силу взаи­мосвязанности компонентов в гео- и экосистемах (см. закон внутренне­го динамического равновесия) выделение тех или иных видов природ­ных ресурсов, как и самих компонентов, является абстракцией. Любой природный объект включает в себя многие виды ресурсов, в том числе такие, значение которых может быть еще не известно и не оценено. Фак­тически происходит конкурентное использование ресурсов, и критерии успеха в этой конкуренции носят экономический, но не экологический характер.

Например, почти на каждом крупном водохранилище возникают противоречия между интересами энергетики (им отвечает сезонное ре­гулирование уровней с возможностью максимальной сработки в период максимальных нагрузок, т.е. зимой), интересами водоснабжения (им от­вечает ограничение рекреационного и транспортного использования, се­зонное регулирование с максимальным забором воды в период наиболь­шей потребности в ней, т.е. летом), интересами сельского хозяйства (с этой точки зрения во многих случаях водохранилища лучше вообще не создавать, так как это выводит из оборота ценные пойменные угодья), интересами водного транспорта (для него требуется поддержание соот­ветствующих глубин в период навигации, дноуглубление), интересами рекреационного использования (предполагает обустройство берегов, уда­ление донных илов), интересами рыбного хозяйства (желателен стабиль­ный уровень в период нереста, ограничение рекреационного и транспорт­ного использования, отказ от дноуглубительных работ и добычи полез­ных ископаемых), интересами добычи полезных ископаемых (необходимость использования плавсредств, эстакад либо насыпей усложняет и удорожает добычу; разработка полезных ископаемых в пре­делах акваторий создает угрозу их загрязнения, что негативно сказыва­ется на возможностях водоснабжения, рекреационного и рыбохозяйственного использования).

Кроме межотраслевых противоречий, есть противоречия между эко­номическими и экологическими интересами, поскольку водохранилища оказывают воздействие на микроклимат, а через него — на региональный и глобальный климат, уровень и режим стока, подземные воды и т.д. Уни­версальный механизм оценки комплексного ресурса пока не выработан, поэтому устранение противоречий на практику достигается через эконо­мические юридические механизмы, пригодность которых для решения экологических проблем не доказана.

Правило интегрального ресурса дополняет закон совокупного дей­ствия природных факторов. Он был сформулирован Э. Митчерлихом, А. Тинеманом, Б. Бауле для сельскохозяйственного землепользования (величина урожая зависит не от отдельного, пусть даже лимитирующе­го фактора, а от всей совокупности экологических факторов одновре­менно), но может быть с успехом применен и к другим типам природо­пользования.