Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PDM _Глава 2 полностью_стр. 10-35_ЕЕК.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
842.24 Кб
Скачать

2.12 Устойчивость

Краткое значение устойчивости в экосистеме это саморегуляция, а не зрелая (конечная) устойчивость. Ничто в природе не остаётся навечно, ни почва, ни холмы, ни леса. В нашем обозримом будущем мы можем располагать динамичными системами, поддерживаемые жизнью, что нам продемонстрировали родоплеменные народы по всему миру, конструктивная регуляция которых порой сохраняется в течение тысячи лет.

Таким образом, устойчивость в экосистемах или садах это не устойчивость бетонного столба, это процесс постоянной обратной связи и отклика, который характеризует такие действия как езда на велосипеде. Нам также пока неясна концепция конечного состояния или зрелости в системах – состояние, к которому они стремятся в своём развитии. Большой вопрос - существовали ли когда либо такие состояния как невыносимая перемена климата, пожар, исчезновение питательных веществ, системы, нарушающие общий баланс от их явной конечной точки.

Более того, вполне вероятно, что очень старые системы также уязвимы после долгого пребывания в состоянии поддержания собственного функционирования, и мы можем увидеть резкое или быстрое разрушение при таких развитых состояниях. Джон Сеймор («Экос», лето ’81-82 г.) отмечает медленную утрату питательных веществ в старой устойчивой системе дюн в Кулула в Австралии. Здесь зрелость это переходная фаза, так как девственные дюны утрачивают питательные вещества, которые при пожаре и во время инфильтрации воды уходят на большую глубину, где они становятся недоступными для деревьев. Таким образом, исследование очень старых систем показывает, что происходит откат от «наиболее развитого» состояния (наибольшего количества биомассы), если не ввести какие-либо новые факторы (вулканический пепел, удобрения, обеспечиваемые людьми).

Даниэль Гудман [«Квортали Ривью Байолоджи»/ «Ежеквартальный обзор биологии», 50 (3)] отмечает, что в тропических лесах или в лугах саванн могут происходить «аномальные колебания». Эпидемии патогенных микроорганизмов могут повлиять на виды растений и животных и резко сократить их количество. Тем не менее, эти природные колебания просто блекнут перед нашим воздействием на экосистемы, которые влияют лишь на несколько видов, и не настолько серьёзны как постоянная утрата питательных веществ (или кислотные дожди).

Все эти воздействия находятся под определённым контролем человека в развитых системах. Защита от огня, благоприятно сказывающееся обеспечение питательных веществ, долговременное развитие, всё это человек может обеспечить собственной деятельностью. Спустя некоторое длительное время нас не станет, и появятся другие виды нам на замену (если мы не заберём землю с собой, как поступают люди, страдающие манией величия, если мы даём им шанс: «Если я не могу взять это с собой, то я не пойду …!»). Так же как это было, когда хоронили королей со всем их богатством, лошадьми и слугами, современные главнокомандующие представляют угрозу, ведь они могут захоронить всё человечество, при своей кончине.

2.13 Время и прибыток

Старые системы сохраняют свою энергию в громоздких непродуктивных формах, например в старых лесах имеются большие стволы, корни и ветви; или старая рыба «в состоянии поддержания». Такие старые системы состоят из большого количества единиц (деревьев или животных), и им необходима энергия для поддержания здорового функционирования, таким образом, они могут использовать меньше доступной солнечной энергии и меньшее количество энергии протекает через систему. Поэтому прибыток или оборот веществ меньше. Это также функция времени (старения). Вещества используются для поддержания системы, они не доступны для прибытка или для увеличения размера или веса жизненных компонентов.

В противоположность этому фактору разнообразие видов (богатство) работает на то, чтобы самым оптимальным образом использовать поступающую энергию. Карландер показал, что биомасса рыбы возрастает в зависимости от количества присутствующих видов.

(Ватт13)

Это также подтверждают исследования большинства «диких» систем, где комплексность и биомасса это гораздо больше чем просто культивируемая экология, которая замещает их. Лишение африканских вельдов (вельд - травянисто-кустарниковая саванна в Южной Африке) или австралийских саванн видов, образующих целую сеть, и их замена на несколько пастбищных растений и крупнорогатый скот, или на монокультурный сосновый лес привело к тому, что теперь тратиться огромное количество энергии на их поддержание, а также резко снизился общий прибыток.

Нам лучше постараться понять, как обеспечить прибыток естественным образом и модифицировать такие системы с помощью менеджмента, вместо того, чтобы замещать их на «экономические» (здесь слово «экономический» означает денежный, а не энергетический возврат) системы, которые снижают прибыток и способствуют таким бедствиям, как размножение вредителей и утрата почвы. В будущем экономисты неизбежно будут связаны с прибытком, который будет измеряться возвратом энергии, нежели с денежным возвратом. В современной экономике мы тратим энергию для того, чтобы сделать деньги. Но в самом ближайшем будущем любая система, которая растрачивает энергию, обязательно рухнет.

И пруды и зелёные изгороди с возрастом медленно накапливают виды, возможно, они выполняют функцию их природного распространения, плюс функцию развития новых ниш под влиянием других видов. Это продолжается до тех пор, пока в системе не начнут преобладать несколько крупных доминантов или гипер-хищников, чья биомасса выходит за грани предельного хранения энергии, после чего начинается сокращения прибытка в общей системе.

Только нарушение равновесия на местном уровне (пожар, наводнение, смерть) обновляет движение энергии через старые системы. Циклы природных систем могут охватывать очень долгий период, но в ежегодном сборе урожая они могут быть сведены до одного сезона или даже меньше. Таким образом, в пермакультуре ресурс времени используется гораздо лучше чем в системе ежегодного садоводства и энергия солнца применяется более эффективно. Смешанные посадки однолетников и многолетников максимально увеличивает не только прибыток, но и находчивость мужчин и женщин, которые создают и управляют системой и пожинают плоды. И только в бездумной, денежной, обрёченной экономике мы смогли развить концепцию безработных и ненужных людей.

Таким образом, смерть в перезрелых системах рассматривается как неотъемлемая часть обновления жизни, но не в негативном смысле фатализма, а как позитивное и естественное явление. Лучше пусть элементы отмирают и обновляются новыми видами, чем система упрощается до того, что прекращает своё существование. Для рода (племени) лучше, если его компоненты меняются, нежели он замкнётся, будет стареть и деградировать в целом. Тогда жизнь рассматривается как подготовка к последовательной смене и обновлению, нежели как путешествие к смерти.

Время, как отмечает Ватт, ресурс. Чрезмерное количество во всех ресурсах становится контрапродуктивным, и система, в которой аккумулируется слишком много времени, застаревает, но и система, в которой саккумулировано недостаточно времени, находится ниже порога высшей продуктивности. Рассада клубники и старый куст клубники оба непродуктивны, так же как слишком молодые или слишком старые люди в обществе. Так же как и у людей есть возрастные заболевания (коклюш, гипертрофия предстательной железы), так же и у целых систем имеются характерные возрастные заболевания, средний возраст является наилучшей страховкой от полного краха или эпидемии. Как отдельные личности мы имеем право жить сознательной и ответственной жизнью и имеем право умирать. Если наши попытки предотвратить старение увенчаются успехом, то это может привести к проблеме перенаселённости и созданию неустойчивого и непродуктивного общества, подверженному старческой сварливости!