Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чернов, 62. Диплом.docx
Скачиваний:
81
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
1.1 Mб
Скачать

7.3. Защита и сохранение морской среды от загрязнения из находящихся на суше источников

На загрязнение морской среды с суши приходится, по оценкам специалистов, львиная доля всего объема загрязнения Мирового океана. К числу таких источников, расположенных на суше, относятся реки, трубопроводы, канализационные системы, водо­отводные сооружения. Проблема загрязнения морской среды с суши представляется наиболее серьезной не только в связи с боль­шим масштабом такого загрязнения, но и потому, что сбросы отходов из наземных источников влияют непосредственно на прибрежные воды, имеющие наиболее тесный контакт с человеком, с одной стороны, и являющиеся местом обитания 90 % морских биоресурсов — с другой.

Хотя загрязнение из наземных источников оказывает негатив­ное воздействие, прежде всего на среду прибрежных морских акваторий, особенно тех, которые расположены в замкнутых или полузамкнутых морях или у берегов высокоиндустриальных стран, ввиду громадного количества поступающих в море отходов и пере­мещения морских водных масс оно, безусловно, может рассматри­ваться как глобальная проблема, угрожающая экологическому равновесию всего Мирового океана. Естественно поэтому, что эта проблема не могла оставаться вне ноля зрения правительств и научных кругов, специалистов-международников ' и требовала решения, в том числе путем соответствующей международно-правовой и национальной регламентации.

Уже в период работы III Конференции ООН по морскому праву был принят ряд международно-правовых соглашений, либо содержащих общие обязательства государств принимать меры по защите морской среды от загрязнения из наземных источников, либо специально направленных на борьбу с этим видом загрязне­ния. К первым относятся такие международные соглашения, как Барселонская конвенция об охране Средиземного моря от загрязне­ния 1976 г., Кувейтская региональная конвенция о сотрудничестве в области охраны морской среды от загрязнения 1978 г., Абиджанская конвенция о сотрудничестве в области защиты и развития морской и прибрежной среды района Западной и Центральной Африки 1981 г., Лимская конвенция об охране морской среды и прибрежных районов Юго-Восточной части Тихого океана 1981 г. и др., к числу вторых — Конвенция, но защите морской среды района Балтийского моря 1974 г., Парижская конвенция о предот­вращении загрязнения морской среды из наземных источников 1974 г., Афинский протокол о защите Средиземного моря от загряз­нения из наземных источников 1980 г. и Лимский протокол о предотвращении загрязнения из наземных источников 1983 г.

Все эти соглашения относятся к региональным, и в отличие от регламентации таких источников загрязнения моря, как судоход­ство или захоронение отходов, в настоящее время нет ни одного акта универсального характера, за исключением Конвенции ООН ПО морскому праву 1982 г., который касался бы загрязнения с суши. Это обстоятельство учитывалось участниками III Конфе­ренции ООН по морскому праву при формулировании соответст­вующих статей Конвенции 1982 г., которые, безусловно, испытали на себе влияние положений упомянутых выше региональных соглашений.

Положения ч. XII Конвенции 1982 г., которые относятся к за­грязнению с суши, сформулированы в достаточно общей фор­ме. Так, ст. 194 предусматривает, что меры, принимаемые для предотвращения, сокращения или сохранения под контролем загрязнения морской среды, направлены, в частности, на умень­шение в максимально возможной степени выброса токсичных, вредных или ядовитых веществ, в особенности стойких, из нахо­дящихся на суше источников.

Это весьма общее обязательство конкретизируется в ст. 207 и 213 Конвенции, прямо относящихся к загрязнению из находя­щихся на суше источников. Во-первых, Конвенция определяет наиболее важные виды наземных источников загрязнения: реки, эстуарии, трубопроводы и водоотводные сооружения. Использо­вание выражения «в том числе» свидетельствует о том, что указан­ный перечень но является исчерпывающим. Определения «назем­ные» или «находящиеся на суше источники» как такового нет ни в одном из существующих договоров. Полое того, различные соглашения по-разному подходят к кругу тех источников, которые охватываются понятием «наземные».

Существуют также Монреальские положения по защите морской среды от загрязнения из наземных источников 1985 г. Этот документ рекомендательного характера рассчитан на то, что включенные в него общие положения могут быть использованы правительствами при подготовке соответствующих соглашений на региональном и глобальном уровнях. Они были подготовлены на основе общих элементов, полученных в результате анализа существующих соглашений и использования опыта, полученного во время их подготовки и осуществления.

Монреальские положения исходят из того, что понятием «на­земные источники» должны охватываться практически все виды и типы загрязнения, в той или иной степени связанные с деятель­ностью на суше. Согласно и. 1 «в», сюда относятся следующие источники. Во-первых, городские, промышленные или сельско­хозяйственные источники на суше, как стационарные, так и под­вижные, сбросы которых проникают в морскую среду, в частности: путем прибрежного удаления, включая удаление из точек сброса сточных вод, направляемых непосредственно в морскую среду, и через сток; через реки, каналы и другие водотоки, включая подземные водотоки; через атмосферу. Во-вторых, источники морского загрязнения в результате деятельности, осуществляемой на находящихся в море стационарных или мобильных конструк­циях в пределах национальной юрисдикции, за исключением тех случаев, когда эти источники подпадают под действие соответ­ствующих международных соглашений.

В Конвенции ООН но морскому праву был избран другой подход, поскольку из числа наземных источников прямо исклю­чены загрязнение через атмосферу и загрязнение, связанное с деятельностью на морском дне и с искусственными островами, установками и сооружениями под юрисдикцией прибрежного государства, в отношении которых имеются специальные статьи. Такой подход представляется более логичным, поскольку позво­ляет разграничить весьма отличные друг от друга виды загряз­нения, требующие особого правового регулирования.

15 конвенционных положениях относительно загрязнения с суши не содержится определения пространственного предела их действия. Этот вопрос представляет особый интерес в связи с различным местоположением таких источников. В частности, может возникнуть вопрос о том, не должна ли система контроля загрязнения из наземных источников, предусмотренная конкрет­ным соглашением, распространяться и на те страны, которые, не имея выхода к данному морскому региону, тем не менее «вносят вклад» в его загрязнение через протекающие по их территории реки.

Ст. 207 Конвенции 1982 г. возлагает на государства ряд обязанности применительно к защите и сохранению морской среды из наземных источников, включая обязанность:

  • принимать законы и правила, учитывая согласованные в международном порядке нормы, стандарты и рекомендуемые практику и процедуры;

  • принимать другие меры, которые могут быть необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения;

  • стремиться согласовывать свою политику в этом отношении на подходящем региональном уровне;

  • стремиться, действуя в первую очередь через компетентные международные организации или дипломатическую конференцию, установить глобальные и региональные нормы, стандарты и реко­мендуемые практику и процедуры, принимая во внимание харак­терные региональные особенности, экономические возможности развивающихся государств и их потребности в экономическом развитии.

На первый взгляд ст. 207 предусматривает достаточно широкий круг обязанностей государств в отношении защиты морской среды от загрязнения с суши. Однако при более близком знакомстве с конвенционными положениями трудно не обратить внимание на весьма мягкий, недостаточно обязывающий их характер. Слишком широкие формулировки Конвенции могут на практике затруднить их реализацию.

Совершенно очевидно, что такая неопределенность соответст­вующих обязательств по Конвенции явилась, с одной стороны, результатом стремления развивающихся стран к утверждению концепции двойного стандарта, признанию их особых интересов, связанных в первую очередь с необходимостью экономического развития, а с другой — нежелания ряда промышленно развитых стран возлагать на себя дополнительное экономическое и финан­совое бремя с принятием унифицированных международных норм и стандартов.

Общей чертой всех упомянутых соглашений является наличие специальных приложений, содержащих списки тех вредных веществ и материалов, которые, попадая в морскую среду, могут причинить ущерб ей самой или связанным с ней интересам водо­пользователей. Такие списки, в зависимости от степени вредности веществ, включенных в них, и соответственно от мер, которые должны быть приняты, получили название «черных» или «серых».

Все упомянутые соглашения содержат положения о проведении совместных исследований состояния морской среды и монито­ринга загрязнения и предусматривают создание соответствующих постоянных органов для наблюдений за реализацией конвенцион­ных постановлений, выработки программ и мер по ликвидации и сокращению загрязнения из наземных источников и рекомен­даций относительно поправок и дополнений перечной вредных веществ.

Как бы то ни было, рассмотренные выше конвенционные положения создают, несмотря на их достаточно общий характер, соответствующую юридическую базу для последующей правовой регламентации как на международном, так и на национальном уровне. Более того, их анализ дает основания для вывода о сущест­вовании в морском нраве нормы более высокого уровня общего обязательства защищать и сохранять морскую среду от загрязне­ния из наземных источников, обязательства, распространяющегося в равной степени на прибрежные и на не имеющие выхода к морю государства. Эта общая норма, с одной стороны, обязывает госу­дарства разрабатывать и принимать национальное законодатель­ство в данной области, а с другой — побуждает их сотрудничать между собой. Наконец, она обеспечивает правовой фундамент для интеграции политики в области предотвращения загрязнения из наземных источников и создания соответствующих организа­ционных механизмов.