Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диплом (1).doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
457.73 Кб
Скачать

Глава 2. Кондитерские Санкт-Петербурга во второй половине XIX века.

  1. 1. Социальный состав владельцев

Во второй половине XIX века развернулась дискуссия вокруг иностранного капитала. Одни видели в нем единственное средство к достижению экономического прогресса в России, другие же отрицали производственное значение в народном хозяйстве страны, считая, что иностранный капитал приходит вместе с иностранной предприимчивостью, которая, по словам критиков, была близка к эксплуатации естественных богатств страны.

К 1 января 1882 года в России состояло 582 акционерных обществ с основным капиталом 1 269 000 рублей.1

Несмотря на общественное недовольство, выражающееся в публицистике, иностранные предприниматели могли беспрепятственно находиться на территории Российской Империи, после полугода они должны были получать паспорт Империи для продолжения своей деятельности. «Иностранцы, приезжающие с паспортом, засвидетельствованным нашими миссиями и консульствами, могут оставаться в течение полугода, не спрашивая особого, установленного для пребывания в Империи вида. Иностранец должен был отдать паспорт для учинения в нем надписи, что «такому-то иностранцу дозволяется пробыть в России до такого-то числа и месяца» (не более полугода), на дальнейшее же пребывание он обязан испросить установленный для пребывания в Империи паспорт»2.

Самое широкое представительство было у немцев в городском населении, возможно, влиял опыт торговой деятельности выходцев из Германии в Петербурге. Центром концентрации предприятий и сделок немцев в городе оставался в середине XIX века Невский проспект3. Размещение кондитерских заведений преимущественно было по четной стороне, рассчитанных на состоятельного покупателя, что свидетельствовало, с одной стороны, об успешности тех или иных лиц, с другой — позволяло максимально полно использовать выгоды территориально­го размещения (наибольшая концентрация состоятельных людей, имевшим жительство в центре города). Более весомой была численность иностранцев в составе хозяев гостиниц, ресторанов, кафе и трактиров — 8,1%. Иностранцам принадлежали чаще всего торговые заведения, обслуживавшие высшие слои населения. Таким образом, центр города предоставлял для иностранных ком­мерсантов чрезвычайно выгодные условия: выгодное территориальное размещение, возможность эконо­мии времени (проживание, как правило, при торговом предприятии), значительное число потенциальных покупателей со средним и высо­ким достатком, жившие рядом соотечественники — все это обуславли­вало особую привлекательность Невского проспекта и обеих Морских улиц для осуществления коммерческой деятельности.

Но и по левой стороне Невского проспекта иностранец мог почувствовать себя как дома. Здесь находился кондитерская швей­царца Лареде. По отзывам современников, это заведение было одним из лучших в Петербурге: «Хвала господам швейцарцам! Они лако­мят всю Европу. Комнаты в лавке хорошо убраны, есть фортепиано, на столиках лежат газеты: «Инвалид», «Гамбургский корреспондент», «Петербургские ведомос­ти». Сажусь у окна, беру «Инвалида», пробегаю новости, поглядываю на тратуар, пью шоколад — и думаю, и мечтаю…»1

Достаточно распространенным было мнение о том, что в столицу «приезжают иностранцы, разумеет­ся, за исключением некоторых немногих, не для путешествия, не про­живать свои деньги, а совсем по другим побуждениям, с другими правилами, с другими наклонностями».1 Большей частью иностранцы приезжали для создания собственного дела, организации предприятия.

Семейно-родственные отношения оставались ос­новной формой коммерческой организации в Петербурге на протя­жении всего XIX века. В этот период торговые предприятия являлись, как правило, семейным бизнесом, осуществляемым на средства се­мьи, управленческие и технические знания для которого также пре­доставлялись через семейные или родственные связи. Сохранение статуса собственника на всем протяжении второй половины XIX века было характерно для семьи кондитеров Борманов.2

Даже в такой малоразвитой сфере, как конфетная промышленность, коммерция имела основой семейную кооперацию, а совместные предприятия с посторонни­ми были, скорее, исключением из правил. Семья явля­лась единственно приемлемой моделью торгового предпри­ятия в условиях запоздалого развития капитализма в России. Особую значи­мость в этом отношении приобретала промышленная деятельность иностранцев, предполагавшая не только доверие семейного харак­тера, но и готовность положиться на честность и умение посторон­них лиц — директоров и управленческого персонала предприятия. Участие зарубежных предпринимателей в производственных начи­наниях в российской столице становится одной из ярких страниц эконо­мической жизни Петербурга в пореформенный период (приведенные ниже данные).3

Занятие

1865

1875

1885

Купцы

1гил.

2гил.

Всего

1гил.

2гил.

Всего

1гил.

2гил.

Всего

Кондитерские

_

9

9

_

16

16

_

4

4

Можно сделать вывод, что основная масса предпринимателей принадлежала ко второй гильдии, и пик занятия кондитерским ремеслом приходился на вторую половину XIX в. В это время начали свою работу наиболее крупные фабрично-заводские предприятия, созданные при них магазины, а также кондитерские, которые стали объектом иностранного финансирования. Кондитерские сбыли одной из самых прибыльных форм вложения иностранного капитала, а с другой стороны, популярными общественными заведениями, не только среди деловых кругов Петербурга, но и среди простых граждан.

Основной и самой доходной формой организации собственного дела во второй половине XIX века оставалась семейная кооперация. Дело велось на средства одной семьи. Преобладание иностранных предпринимателей в социальной структуре Петербурга второй половины XIX века было обусловлено рядом факторов, выгодно отличающих иностранных владельцев от русских: наличием инвестиций, деловой жилки и желанием создать собственное дело.