Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диплом (1).doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
457.73 Кб
Скачать

3. 4. Устав больничной кассы при фабрике «Жорж Борман».

Внутри фабрик существовали отдельные отделения, так, например, при фабрике «Жорж Борман» существовала больничная касса. Она была независимой организацией, от своего имени уполномоченной вступать во всякого рода соглашения, обязательства, суды, сделки.

Участниками кассы состояли все без различия пола и возраста лица, подчиненные действию «Положения об обеспечении рабочих на случай болезни»1, здесь проявлялся принцип бессословности и равенства, участие в кассе начиналось со дня заключения договора о найме.2 Экземпляр договора уже в то время выдавался на руки совершенно бесплатно.

Больничная касса предусматривала выдачу денежных пособий в случае:

- болезней, увечья;

- родов;

- смерти.

Каждый пункт, подходящий под выдачу денег, расписывался и оговаривался, так, например, если смерть была специальна или умышлена, то возбуждаелось уголовно-наказуемое дело. Сумма денежной выплаты приравнивалась четырем платежным срокам, высчитывалась средняя заработная плата за четыре месяца, которую впоследствии выдавали. Предусматривалась врачебная помощь при тяжелых болезнях. Средства кассы брались не из воздуха и не из одних благотворительных пожертвований, так в уставе больничной кассы было сказано, что

«Средства больничной кассы образовывались:

  1. Из взносов участников и приплаты владельца предприятия;

  2. Из доходов с имущества кассы;

  3. Из пособий и пожертвований;

  4. Из денежных взысканий;

  5. Из случайных поступлений»1.

Взносы в больничную кассу были довольно высокими, вычислялись по заработку и исходили из средней суммы, получаемой в день. Как правило, работников предприятий Жоржа Бормана отличал наибольший доход по сравнению с рабочими других фабрик пищевой промышленности2. Эта была одна из причин того, что больничные кассы существовали не при всех фабриках, а лишь на самых крупных, таких как «Жорж Борман». Велась достаточно активная подготовительная работа по введению обязательного страхования рабочих и служащих на случай болезни, от несчастных случаев на производстве, а также на случай инвалидности, полученной на производстве, для этих целей и была создана больничная касса.

Предприятие обеспечивало социально направленную политику по защите прав рабочих (достойный уровень заработной платы, выплаты в срок, существование больничной кассы и фельдшера на производстве, отсутствие несовершеннолетних работников и др.) что позволило добиться наилучших результатов в производстве.

Заключение

Модернизационный процесс в Российской империи во второй половине XIX века шел быстрыми темпами. Этому способствовала и ориентация правительства на интенсификацию экономического развития. После реформ 1860-70-х годов предпринимательство в России превратилось в важнейший фактор социально-экономического развития. Одним из методов ускорения модернизации России стало создание условий для широкого привлечения в страну знаний и практического опыта иностранных предпринимателей, иностранного капитала.

Правительство было заинтересовано в привлечении иностранного предпринимательства в Российскую империю для содействия наиболее быстрому экономическому развитию. До конца XIX века иностранный частный производственный капитал шел в Россию с большой неохотой. Это объяснялось юридической необеспеченностью прав иностранных компаний и граждан и значительными ограничениями в их деятельности. Однако, привлекая иностранный капитал в страну, правительство в то же время стремилось создать такую законодательную базу, которая не позволила бы иностранному капиталу занять ведущие позиции в экономике России.

Основным законом в области промышленного законодательства явился торгово-промышленный устав 1865 года, третья редакция которого была наиболее доработанной по сравнению с предыдущими проектами. По нему иностранные подданные могли открывать промышленные заведения наряду с русскими гражданами, и никак не ущемлялись в этой возможности, исключались лишь открыватели-кустари по экономическим соображениям, также иностранным гражданам давалось право на заключение всякого рода сделок при наличии соответствующих документов. Градоначальники не могли контролировать хозяйственную деятельность предприятий и вменять хозяевам учреждений свои правила. Помимо этого предоставлялась ежегодная публикация в государственных журналах. Но устав 1865 г. имел и ряд ограничений со стороны социальной (не было законодательного ограничения малолетних рабочих, условия жизни тоже оставляли желать лучшего). Таким образом, необходимость урегулирования отношений между хозяевами и рабочими была признана еще в 50-х гг. XIXв., с этого времени начинает работать целый ряд комиссий, из которых особого внимания заслуживают комиссии Игнатьева и Валуева. Выработанные ими проекты не вызвали сочувствия при рассмотрении в Государственном Совете, но который признал, что устранение тех ненормальностей, которые могут быть встречены в сфере отношений между хозяевами и рабочими должны быть решены законодательно. Реформы 1860 – 1870 гг. внесли ряд изменений в действующее торгово-промышленное право: законодательные акты от 1 января 1863 года и 9 февраля 1865 года устанавливали новые принципы бессословности, и торговые, и промышленные свидетельства стали выдавать независимо от состояния.

Демократические положения, содержащиеся в уставе, вызывали одобрение со стороны иностранных промышленников, привлекали дополнительные инвестиции в сферу пищевого производства. Отношение к фабрично-заводскому законодательству было разным со стороны петербургских и московских промышленников. Еще один положительный момент нельзя не отметить: иностранцы совершенно спокойно могли запатентовать товарный знак своего заведения (вывеску) и техническое оснащение.

Для открытия промышленного предприятия требовалось пройти множество учреждений, в первую очередь, нужно было согласование с министерством финансов, а если брать во внимание, что многие владельцы были из числа иностранных подданных, то ограничений становилось больше.

Внутри самих заведений, будь то товарищество или акционерное общество, существовали свои правила, свойственные именно для этого предприятия, прописанные в уставе этого заведения. При фабрике «Жорж Борман» было учреждено изначально товарищество на паях, а в начале XX века больничная касса. Предприятие Бормана было одним из самых образцовых и наиболее развитых среди производств пищевой промышленности. Учрежденное товарищество выступало в качестве юридически свободного лица, имеющим право на независимую от фабрики деятельность. Ответственность делилась между участниками по числу паев, которыми они владели. На совещательном собрании мог присутствовать каждый член и высказывать сове мнение, но голоса учитывались лишь у тех, чьи паи по отдельности, либо в совокупности давали сумму пяти паев. Позднее при товариществе была организована больничная касса, дававшая социальные гарантии рабочим, вступившим в нее. Позднее кондитеры стали образовывать наиболее крупные союзы, как на рубеже XIX – XX вв. единоличные предприятия объединялись в товарищества и акционерные дома с целью увеличения капитала, так и в начале XX в. образовывались артели промышленников с целью урегулирования производственного процесса.

Артель, как и товарищество, было юридическим лицом, имеющим свои права и обязанности. Пожалуй, наиболее выделяющейся особенностью по сравнению с товариществом была более структурированность и четкость прописанных функций.

Во второй половине XIX века, кондитерская промышленность была одной из самых перспективных отраслей пищевой промышленности, в связи с довольно демократическим уставом 1865г. стали открываться предприятия, владельцами которых становились иностранные подданные, наиболее крупной фабрикой во второй половине XIX века была фабрика «Жорж Борман», являвшаяся образцом как в производстве продукции, так и в области фабричного законодательства, отношений между владельцем и рабочими. Таким образом, во второй половине XIX века складываются все предпосылки для развития пищевой промышленности. Отмена крепостного права создала рынок наемных рабочих, а также, что немаловажно, рынок сбыта продукции. Эти условия позволили пищевой промышленности развиваться быстрыми темпами. И к 70-м гг. пищевая промышленность входила в тройку самых развивающихся отраслей.

Центральное место среди заводчиков и фабрикантов Петербурга второй половины XIX века занимали иностранные предприниматели, которые зачастую выбирали объектами своих инвестиций места общественного питания, а в частности, кондитерские. Кондитерская промышленность ко второй половине XIX века являлась одной из потенциально выгодных отраслей. С каждым годом эта отрасль наращивала обороты, новые технические изобретения и усовершенствования находят применение на предприятиях пищевой промышленности. Еще одной особенностью фабрик, принадлежащих иностранным владельцам, была повышенная социальная защищенность условий труда, нежели чем на фабриках и заводах, имеющих русских владельцев. Тем не менее, кондитерская отрасль в 60-х гг. XIX века всё еще не была самостоятельной отраслью.

Во второй половине XIX века в Петербурге иностранцы, открывавшие здесь свою коммерческую деятельность, не являлись носителями сколько-нибудь крупных капиталов. Чаще всего они начинали свою деловую карьеру в роли приказчиков или младших компаньонов, создавая затем накопления, необходимые для основания собственных промышленных предприятий. Наблюдается быстрое увеличение количества заведений, открываемых в Петербурге выходцами из Германии, Англии и Франции. Темпы роста деловой активности этих коммерсантов опережали соответствующую деятельность представителей всех остальных групп иностранных предпринимателей. Местами размещения торговых заведений, становятся территории центральной части города, при этом обращало на себя внимание стремление иностранных предпринимателей ограничиваться какой-либо одной сферой предпринимательской деятельности. В России вовлечение иностранных предпринимателей в хозяйственную жизнь Петербурга носило, несомненно, прогрессивный характер, способствуя не только развитию внешнеэкономических связей города и страны в целом, но и усвоению отечественными купцами западных «правил игры», приобщению их к передовым для своего времени нормам деловой практики и хозяйственных отношений.

Кондитерские пришли на смену конфектным лавкам ещё в начале XIX в., но само их развитие как объекта иностранного финансового вложения стало наиболее характерным для Петербурга второй половины XIX в. В это время появляется достаточное количество разных кондитерских (кондитерская Ландрина, Абрикосова, А. Амбиеля, Апорта, Излера, Д.И.Филиппова и Доминика, Бликгена и Робинсона, Вольфа и Беранже, Пфейфера). И привлекательны они были не только широким ассортиментом, но и тем, что в них можно было провести время с друзьями, почитать свежие газеты и журналы, провести время за чашкой кофе или шоколада. Но лишь немногие открытые заведения занимали высшие ступени, становясь популярнее ресторанов и кафе. Такие кондитерские лавировали между обслуживанием литераторов, высших сановников, крупных предпринимателей, людей, свободно вращавшихся свободно в общественной жизни города и обыкновенных прохожих, заглянувших сюда за чашкой кофе. Именно с появлением и закреплением в жизни города таких мест, можно говорить о развитии сферы обслуживания

Иностранцам принадлежали предприятия как по четной, так и по нечетной сторонам Невского проспекта. Иностранцы умело использовали географическое расположение, помещая свои предприятия максимально в центре города, не скупясь на аренду, что окупалось впоследствии, чаще всего торговые заведения, обслуживавшие высшие слои населения. Следует отметить, что деловые операции иностранных подданных оказали значительное влияние на экономическое развитие царской России, способствовали поиску отечественных предпринимателей своего места на мировом рынке. В условиях роста деловых контактов (и, одновременно, конкуренции) между российскими и иностранными предпринимателями, особенно активно проявлявшейся в северной столице, происходил отбор лучших форм и методов ведения торгово-промышленных операций, выявление наиболее перспективных направлений в деятельности.

Ос­новной формой коммерческой организации были семейно-родственные отношения, торговые дома организовывались на товариществе на вере, а с развитием капитализма на паях, с равной долей ответственности для каждого участникана протяжении всего XIX века. Семья явля­лась единственно приемлемой моделью торгового предпри­ятия в условиях запоздалого развития капитализма в России.

Из дореволюцион­ных кондитерских предприятий Петербурга наи­более известна фабрика Жоржа Бормана, вначале и здесь производство носило полу­кустарный характер, но в итоге умелой организации производства, фабрика вышла на первое место и получила высшую награду – право изображения государственного герба.

На самой фабрики все было устроено самым лучшим образом, неоднократные проверки не раз подтверждали сей факт. Оформлению продукции фабрик Жоржа Бормана отводилась важная роль: продукция с клеймом "ЖБ" отличалась яркостью и неординарностью решения этикеток, сами коробки в даль­нейшем могли исполь­зоваться в хозяйстве.

Более того, фабрика «Жорж Борман» являлась одной из самых успешно развивающихся фабрик, где внимание уделялось не только выгодному сбыту продукции, поиску новых рынков и покупателей, увеличению ассортимента, но и отношениям между владельцами и работниками. Так на 1896 г. на фабрике Жоржа Бормана были собраны представители следующих профессий: карамельные мастера, пряничные, шоколадные, мармеладные, мастера драже, мастера широкого профиля и различный обслуживающий персонал (кучера, конюхи, дворники, уборщицы, механики и техники). Увеличение темпов производства на фабрике «Жорж Борман» свидетельствовали о правильности политики руководства по отношению к рабочим фабрики, а проводимые время от времени встречи между руководством рабочими устанавливали компромиссные решения между ними.

До революции здесь действовала одна из самых передовых для того времени систем социальной защиты: рабочий день на производстве был фиксированным, сверхурочные работы оплачивались, жалованье выплачивалось два раза в месяц, в строго определенные для этого дни. Сохранились расписки, свидетельствующие о том, что при необходимости рабочим могли выдать заработную плату авансом. Также при фабрике учреждалась больничная касса, рабочие по больничному листу получали стопроцентную оплату в течение первых полтора месяца и пятидесятипроцентную – в следующие. Таким образом, руководство фабрики «Жоржа Бормана» создало надежное, стабильное предприятие, с хорошей репутацией на рынке труда.

Число предприятий пищевой промышленности с 60-х гг. до конца XIX века выросло в пять раз и достигло двадцати пяти. Но условия работы на них оставляли желать лучшего: отсутствие помещений для жительства, низкий уровень заработной платы, отвратительное питание большинства рабочих, продолжительный рабочий день, тяжелые условия труда на фабриках и заводах, отсутствие элементарной техники безопасности – всё это вело к возраставшему недовольству в кругах рабочих, порой доходило до восстаний. Здесь иностранная фабрика Жоржа Бормана выделялась как одна из самых прогрессивных по социальным условиям, предоставляемых работникам. Несмотря на внутреннее неспокойствие на фабриках, пищевая промышленность была одной из трех отраслей, находящихся на пике роста: металлической, текстильной и пищевой. Таким образом, развитие пищевой отрасли в пореформенном Петербурге характеризуется невиданными темпами роста по сравнению с другими отраслями промышленности, быстрый охват фабрично-заводским производством коснулся, в первую очередь, кондитерской отрасли, которая являлась объектом иностранного финансирования..