Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Условно профессиональный этап становления педаг...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
80.38 Кб
Скачать

12

1. Допрофессиональный этап

В период первобытности педагогической профессии не существовало, но уже была педагогическая деятельность как важнейшая социальная функция, обеспечивающая жизнеспособность и развитие человеческого общества.

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом – образовали первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном развитии подрастающего поколения. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

На заре человечества, в эпоху первобытности, обучение и воспитание осуществлялось в форме коллективной спон­танной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью выживания. Каждый член первобытного общества выполнял педагоги­ческие действия в процессе повседневной жизнедеятельнос­ти, причем старшие дети также осуществляли педагогичес­кие функции по отношению к младшим детям.

В 1928 г. вышла книга американской исследовательницы М. Мид «Взросление на Самоа», где немало страниц посвящено обуче­нию в примитивном обществе девочек и мальчиков практически значимым знаниям и умениям. У девочки 6 — 7 лет была главная обязанность — нянчить младших детей. «К этому же времени у нее формируется и ряд простых навыков. Она обучается искусству пле­сти твердые угловатые мячики из пальмовых листьев, делать из них же или же из цветов франгипани волчки; она умеет взбирать­ся своими маленькими гибкими ножками по стволу кокосовой пальмы, вскрывать кокосовый орех метким ударом ножа разме­ром с себя самое. Убирать мусор с пола, выложенного галькой, приносить воду с моря, раскладывать копру для просушки и уби­рать ее, когда надвигается дождь, свертывать листья папдануса для плетения; ее можно послать в соседний дом за зажженной лучинкой для трубки вождя или для домашнего очага, и она про­являет такт, обращаясь с какими-нибудь просьбами к взрослым» [3, 101—102]. Рассказ исследователя о воспитании и обучении детей в примитивном обществе сопровождается словами: «на его плечи возлагается забота о младшем», «она обучается искусст­ву...», «теперь они должны научиться многому...», «ее вместе с взрослыми посылают в океан за рыбой» и т.д. Противопоставляя самоанскую педагогику цивилизованной педагогике XX в., М. Мид подчеркивает непрофессиональный ха­рактер воспитания детей Самоа.

Таким образом, и в примитивном обществе ребенка учат и воспитывают. Однако мы не видим здесь специального человека, который это делает. Деятельность по обучению и воспитанию де­тей носит коллективный и во многом анонимный, обезличенный характер. Ею занимаются многие взрослые. «Самоанский же ребе­нок каждый свой шаг в работе или в игре соизмеряет со всей жизнью общины; каждый элемент его поведения оправдан с точ­ки зрения его ясно понятой связи с единственной нормой, изве­стной ребенку, — жизнью самоанской деревни» [3, 169].

Несмотря на скудность сведений о столь далеком времени этнографы свидетельствуют о том, что ар­хаическая педагогическая деятельность первобытных людей была вполне осмысленной, достаточно сложной и разнохарактерной. Примером тому может служить обряд инициа­ции, целью которого являлась подготовка молодых членов племени к трудовой, общественной и семейной жизни. ИНИЦИАЦИЯ

На позднем этапе первобытности можно говорить даже о зачатках специально организованной педагогической дея­тельности. Например, чтобы удержать в памяти все богат­ство фольклора, жрецы тохунга (маорийские племена Но­вой Зеландии) изо дня в день часами упражнялись в беско­нечном повторении мифов, родословий, преданий. В каж­дом племени создавались специальные школываре вананга (дома знаний), где наиболее знающие люди пере­давали молодым знания и опыт племени, знакомили с его обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и колдовство. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали также и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих работ. Школы подобного типа существовали не только у маори, но и у других племен.

С возникновением религии педагогические функции у первобытных народов стали выполнять шаманы, заклина­тели, знахари. С появлением потребности в специализи­рованном обучении вследствие усложнения трудовых опе­раций, общественных отношений и разделения труда вы­деляются люди, лучшие в своем деле, передающие зна­ния, опыт без отрыва от основной трудовой деятельности. Вместе с тем уже на этом этапе элементы обучающе-воспитательной деятельности были рассчитаны не только на трудовую, но и на спонтанную социально-идеологическую подготовку.

Таким образом, предыстория возникновения педагоги­ческой профессии характеризуется наличием архаичного типа образования. Оно осуществлялось в процессе повседнев­ной общественной (прежде всего, производственной жиз­ни): все без исключения взрослые выполняли педагогиче­ские функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям; воспитательные функции роди­телей и других членов общины тесно переплетались; фи­зические наказания отсутствовали. Способ обучения был практически-деятельностным, сло­весные методы воспитания и передачи информации име­ли второстепенное значение. У детей не существовало осо­бого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения и способности при­обретались в ходе непосредственной производственной и др видах общественной деятельности.