Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Возникновение Болонского процесса.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
43.47 Кб
Скачать
  1. Бп в России

19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования Европы к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования присоединилась Россия. В Берлинское коммюнике была внесена соответствующая запись: «Министры приняли решение о принятии заявлений Албании, Андорры, Боснии и Герцеговины, Ватикана, России, Сербии и Монтенегро, "бывшей Республики Югославии Македонии" на членство, увеличивая, таким образом, число участников до 40 европейских стран. Министры признают, что членство в Болонском процессе подразумевает существенные изменения и реформы для всех подписавшихся стран».  К настоящему времени 47 европейских стран официально присоединились к реализации Болонского процесса. 

Общие цели программы действий, начало которой положила Болонская декларация, и основные задачи, которые должны быть выполнены до 2010 года, достаточно четко коррелируют с национальными целями и стратегией развития образования в России. Ст.2 п.1 ФЗ  «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в качестве одного из принципов политики российского государства в области высшего и послевузовского профессионального образования выделяетинтеграцию системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования.

С 2004 г. началось формирование организационной, нормативной, методической основ участия России в Болонском процессе.

Минобрнауки РФ в 2004 г. сформировало Группу по осуществлению Болонских принципов в России. Основными направлениями деятельности  Группы являются: анализ хода реализации Болонских принципов в развитии высшего профессионального образования в РФ; выработка рекомендаций по осуществлению Болонских принципов в РФ и Европе; координация деятельности федеральных органов управления высшим профессиональным образованием РФ по развитию Болонского процесса в России. 

В 2005 г. приказом Минобрнауки был утвержден "План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы", а также возложены на Национальный фонд подготовки кадров функции координации по реализации основных задач развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации в соответствии с Болонской декларацией.

Также в 2005 году были определены головные вузы и организации в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы ВПО в соответствии с Болонской декларацией и вузы, координирующие в федеральных округах РФ реализацию основных целей развития системы ВПО в соответствии с Болонской декларацией.

Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию направлений Болонского процесса в России представлены на сайте в разделе «Документы, ссылки». 

Россия, участник процесса формирования общеевропейского пространства высшего образования, разделяет цели повышения доступности высшего профессионального образования, внедрения системы образования в течение всей жизни, повышения качества образования на основе компетентностного подхода и интеграции науки и образования, повышения мобильности и усиления интернационализации, совершенствования системы выявления наилучших практик и  взаимного обучения. В новом десятилетии мы должны эффективно использовать Болонский процесс и его механизмы для решения национальных задач модернизации образования, а также многоуровневой интернационализации  системы высшего образования и позиционирования российских программ на региональном и международном рынке образовательных услуг.

Основные сложности интеграции в общеевропейское образовательное пространство связаны с содержательным реформированием учебного процесса, разработкой и принятием новых государственных стандартов в сфере высшего образования  в связи с переходом на модульную систему обучения и введением ECTS; необходимостью повышения квалификации ППС и выстраивания отношений с рынком труда в соответствии с новыми задачами образования; необходимостью реформирования системы управления в вузах для разработки и последовательной реализации институциональных стратегий интернационализации; необходимостью сохранения национального разнообразия и традиций фундаментальности подготовки в высшей школе. 

В связи с этим важное значение имеет совершенствование управления высшими учебными заведениями для обеспечения эффективного формирования общеевропейского пространства высшего образования и его механизмов для решения национальных задач многоуровневой интернационализации системы высшего образования и позиционирования российских программ на региональном и международном рынке образовательных услуг. 

Для решения задач интернационализации существенное значение имеет также представление в международном пространстве объективного анализа процессов, происходящих в российской системе высшего образования. Начиная с 2005 года, Россия представляет Национальные доклады о реализации Болонского процесса к официальным встречам европейских министров образования. Доклады о новых результатах должны быть представлены странами-участницами Болонского процесса на очередной встрече министров в апреле 2012 года в Бухаресте. Объективное и полное предоставление статистических и качественных аналитических данных не только обеспечит повышение эффективности участия РФ в формировании общеевропейского пространства высшего образования, но и может служить инструментом продвижения российского бренда высшего образования в международном пространстве.

С целью содействия решению вышеперечисленных задач Национальный фонд подготовки кадров проводит мониторинг и анализ деятельности вузов в использовании механизмов модернизации образовательной деятельности в соответствии с европейскими тенденциями развития высшего профессионального образования. Начиная с 2005 года мониторинг проводился в рамках проектов Федеральной программы развития образования (с 2006 г. – Федеральной целевой программы развития образования).

БП во Франции

Франция достаточно быстро приступила к воплощению идей Болонского процесса. Уже в 1999 году появилась степень «mastaire» (переименована в 2002 г. в «master»), которая автоматически присуждалась обладателям пятилетних дипломов университетского и неуниверситетского секторов. Характерно, что во Франции реформы, получившие название LMD (licence-master-doctorat), проходят без изменений в законодательстве, осуществляются с помощью правительственных декретов и министерских постановлений. Ноябрь 1999 — введение степени профессионального лиценциата, продиктованное требованием Болонской декларации о востребованности на европейском рынке труда степени первого цикла (классический лиценциат до сих пор не отвечает этому требованию). В реформу LMD включилось большинство университетов. Это было вызвано в основном их материальной зависимостью: за отказ от реорганизации резко сокращается государственное финансирование вуза. Правительством была продекларирована автономия вузов, и преобразования проходят хоть и достаточно централизованно, но все же по-разному. Некоторые вузы внедряют все нововведения одновременно, некоторые постепенно, путем организации специальных проектов. Основной проблемой, с которой столкнулись университеты, явился неопределенный статус лиценциата — имеет ли он ценность самостоятельного образовательного документа или является лишь ступенью к следующему циклу.

БП в Италии

Болонский процесс в Италии обычно определяют как реформа «3 + 2», подразумевая разделение университетского учения на две фазы: бакалавр и магистратура (по-итальянски – «lauree triennali» и «lauree magistrali»; названия менялись в течение лет, и часто их путают). Потом, как и было раньше, идет аспирантура (докторат) и т.д. Реформа была введена в 2000 году, но по мере своей реализации она часто модифицировалась и дополнялась. Последние декреты 2004 и 2007 гг. придали ей новый, окончательный вид: были утверждены классификации дисциплин, перераспределения так называемых кредитов в разных курсовых программах, было урегулировано число экзаменов, решен вопрос о занятности профессоров и т.д.

 Причин для введения этой реформы в Италии было много. Главной ее целью было включение итальянского образования в общую европейскую систему университетского обучения. Кроме того, ее задачей было увеличить число выпускников с высшим образованием, повысить уровень их подготовки к трудовому рынку и, наконец, гармонизировать и унифицировать программы, формы обучения и перечень учебных дисциплин на всей территории страны. Было введено понятие «кредита» и кредитных единиц, каждая из которых подразумевает 25 учебных часов (часы для лекций, семинаров, лабораторных работ и индивидуального обучения). В разных университетах по-разному распределяется число кредитов, выделенных для тех или иных предметов, курсов или программ (конечно, каждый из университетских профессоров ратует за свою кровную, «родную» дисциплину, и в обсуждении этого вопроса профессура далеко не всегда приходит к полному согласию и взаимопониманию). Был введен и принцип производительности и эффективности курсов: по этому критерию определяют количество министерских центральных дотаций для всех итальянских университетов (которые уже с 1990-х гг. действуют в режиме финансовой автономности).

За последние годы уровень обучения в школе и количество абитуриентов, поступающих в университет после школы, резко понизились. Многочисленные попытки реформировать среднюю школу не привели к ощутимым результатам. Следовательно, на университет была возложена задача восполнять пробелы образования и повышать уровень учащихся, что и привело к определенной «лицеизации» университета. Здесь важно подчеркнуть, что до 1970-х гг. итальянский университет был строго элитным заведением: туда могли поступать только выпускники лицеев. Лишь потом университет стал массовым учебным заведением, и начался процесс либерализации, когда в университет стал принимать выпускников и других средних учебных заведений. Без сомнений, реформа «3 + 2» помогла этому процессу, но одновременно способствовала и явному понижению уровня обучения. Критерий производительности, регулирующий число экзаменов, так же привел к дальнейшему упрощению системы образования, особенно – в той ее сфере, где наиболее остро стоит вопрос о профессионализации – то есть в гуманитарных науках. Если прикладные дисциплины смогли лучше адаптировать свои курсы к новым задачам, то гуманитарные науки (за исключением таких прикладных специальностей, как, например, школа переводчиков или очень распространенные в Италии курсы по изучению и защите культурных ценностей) не смогли повысить свой качественный уровень. Система кредитов, где часто предусматривается даже число изученных страниц для каждого часа индивидуального обучения, способствовала бюрократизации обучения (профессора становятся все больше чиновниками, вынужденными, вместо своих прямых обязанностей, заполнять бесконечные таблицы, графики и анкеты, готовить всевозможные отчеты, тем самым лишая себя возможности заниматься научными исследованиями). В результате возникла ситуация, при которой уровень дипломных работ по окончанию пятого года обучения чаще всего не превышает уровня дипломов, писавшихся по окончанию предреформенной четырехлетней системы (иными словами, студенты «перевыполняют четырехлетку за пять лет»). Конечно, число выпускников университета возросло, но количество пока еще не перешло в качество. Напомню, что в Италии университетский диплом имеет статус общенационального, дающего право поступления на работу во все общественные учреждения. Но возникшее соревнование разных университетов в количестве выпускников не всегда приводит к положительным результатам... Уровень дипломов небольших провинциальных университетов далеко не всегда соответствует надлежащему качеству…

 Конечно, в этих рассуждениях есть некая доля обобщения. С введением реформы в отдельных университетах качество образования, безусловно, повысилось, и, надо признаться, общий диапазон курсовых дисциплин расширился, однако, я уверен, что качественный рост связан с искусством каждого доцента комбинировать бюрократические указания жесткого университетского регламента с духовным пафосом передачи знания и культуры. Я прекрасно понимаю, что реформа призвана вписать итальянскую систему обучения в общеевропейские стандарты образования, чему и помогает общеевропейская программа «Эразмус». Это очень важное и плодотворное орудие интеграции и культурного обогащения. Но одновременно теряются и некоторые специфические национальные традиции, что затрагивает, в первую очередь, филологические дисциплины. Пока это не очень заметно, но боюсь, что жесткое применение принципов производительности, функционирование университета как предприятия, преобладание менеджерского подхода над чисто культурно-познавательным, могут быстрыми темпами привести в кризисное состояние некоторые дисциплинарные области (такие, как классические античные штудии, философские дисциплины и, в частности, все узкоспециализированные дисциплины, которыми прежде так славился итальянский университет). Для повышения эффективности проводимых перемен требуются специальные финансовые ресурсы, но, к сожалению, знаменитая реформа «3 + 2» вводилась без особого бюджета – в худших традициях итальянской политики, которая всегда выделяла ничтожные средства культуре, научным исследованиям и образованию. Столь масштабная реформа просто немыслима без выделения специальных финансовых ресурсов на строительство новых помещений, аудиторий, оборудованных лабораторий и т.п.! С другой стороны, мне кажется, во всех ситуациях не стоит плакать над горестной судьбой, а надо засучить рукава. Университетское поприще – до известной степени работа творческая, и результаты зависят не только от организационных способностей, но и от творческих усилий. Здесь важно найти нужное равновесие и особое искусство, чтобы уметь читать регламенты, графики, таблицы человеческим глазом и душой, а не чиновничьей сухостью. Как с деньгами не знаю... Будем ждать меценатов...