Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Прояви психопатології при дослідженні уваги, па...doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
437.25 Кб
Скачать

Шизофрения

Методики исследования мыслительных процессов

Методика классификации

Искажение процессов обобщения и отвлечения у больных ши­зофренией особенно легко выявляется при исследовании методи­кой классификации. Распределение карточек на группы произво­дится больными чрезмерно обобщенно, без связи с реальным со­держанием явлений, либо же по несущественным, необычным, неадекватным признакам. Приводим примеры выполнения зада­ния по методике классификации больными шизофренией.

Больная А. провела классификацию, руководствуясь окончаниями написанных на карточках слов. Так, в одну группу она объединила мак, жук, в другую — морковь, гусь, тетрадь, лошадь. Отдельные группы она подобрала по количеству букв в словах: пила, рыба, коза, слон.

Больная П. при классификации выделила следующие группы: живые существа женского и мужского пола; грибы, неодушевленные предме­ты мужского, женского и среднего рода; растения мужского, женского и среднего рода; предметы, имеющие лишь множественное число; людей мужского и женского пола.

Во втором случае наглядно видно игнорирование больной су­щественных связей, вся классификация проведена ею в основном по грамматическому принципу. Весы и часы оказываются случай­но в одной группе, но не потому, что они являются измеритель­ными приборами, а в связи с грамматическими особенностями этих слов. В основе классификации, проведенной больной П., не лежит какая-то единая система. Больная одновременно применила для классификации несопоставимые критерии.

Нередко больные шизофренией при классификации минуют первый этап выполнения задания и сразу же делят все карточки на две (живая и неживая природа) группы. По харак­теру проведения классификации больными шизофренией нередко можно судить о нарушениях у них целенаправленности мышле­ния, приводящих к непродуктивности мыслительной деятельно­сти, хотя выполнение отдельных достаточно сложных заданий свидетельствует, что интеллектуальный уровень у них не снижен. Примером этого является приведенная выше классификация, по­строенная на несопоставимых критериях. Об этом же сви­детельствует проведение классификации на разных уровнях обобщения — наряду с достаточно обобщенными нередко на ос­нове выделения абстрактного признака группами остается множе­ство единичных, нерубрифицированных карточек («Их ни с чем объединить нельзя, они сами по себе» — говорит больной).

Методика исключения

При выполнении заданий по методике исключения больные также производят обобщение по несущественным, формальным признакам.

Больной Л. объединяет в одну группу ножницы, катушку и трубку — «все они имеют сквозные отверстия, а наперсток имеет лишь входное отверстие». Он же объединяет весы, очки и часы и исключает термо­метр — «по принципу общности отношений деталей. Весы при воз­действии факторов внешней среды могут колебаться, у очков можно передвигать ушки, а часы имеют заводной механизм».

Легкость актуализации «слабых», чрезмерно обобщенных при­знаков обнаруживается, когда больному шизофренией предъявля­ют карточку, где изображены далекие друг от друга предметы. Здоровые обследуемые в таких случаях либо отказываются вы­полнить задание, говоря, что эта карточка не содержит изображе­ний трех предметов, которые можно было бы обобщить, либо дают обусловлено-формальное решение («если вы настаиваете, то мож­но так... но это неправильно»). Больные шизофренией в этих слу­чаях легко производят обобщение и отстаивают правильность ре­шения задачи.

Так, например, предъявляется карточка, на которой нарисованы роза, яблоко, шуба, книга.

Больной С: «Роза, яблоко и книга имеют листья».

Больной О.: «Если в грамматике разбираться, то книга, роза, и шу­ба женского рода, а яблоко — среднего рода».

При исследовании методикой исключения нередко у больных шизофренией обнаруживаются явления разноплановости мышле­ния. Одно и то же задание больной выполняет в нескольких вари­антах (иногда один из них правильный).

При этом предпочтение какому-либо решению не отдается.

Так, больная П. одно и то же задание решает двояко: «Можно объе­динить монету, будильник и карманные часы и выделить стенные ча­сы, так как они граненой формы. А можно выделить монету — это все часы по производству, а это деньги. Все зависит от постановки во­проса. Если по форме — то первое решение, а по производству — вто­рое». Больной Ж. объединяет в одну группу солнце, керосиновую лампу и свечу и исключает электрическую лампочку. При этом он рассуждает следующим образом: «Электрическая лампочка слишком пахнет циви­лизацией. Цивилизация убила все, что оставалось в человеке хороше­го. Вообще-то, нет надобности исключать ни один из этих предме­тов, но, руководствуясь подтекстом, я исключил электрическую лам­почку. Кроме того, в ней нет очевидности горения, накала нити. Иначе были бы какие-нибудь лучи подрисованы. Таким образом, здесь могут быть два плана: первый — субъективно-индивидуальный, а второй — обусловленный необходимостью конкретного ответа на прямой во­прос».

Задание, требующее обобщения измерительных приборов, больной решает так:

«Здесь могут быть три плана. Первый план — я исключаю очки. При этом руководствуюсь нежеланием слепоты духовной. Очки — это символическая согласованность, свидетельствующая о слепоте. Вто­рой план — при рассмотрении с позиций человеческой необходимости использования в быту — нужны все четыре предмета. Есть и третий план — все эти предметы, кроме весов, являются более единичными, цельными по своей природе».

Эти явления разноплановости наблюдаются и при обследовании больных шизофренией другими экспериментальными методиками, предполагающими целенаправленную и последовательную дея­тельность (например, соотношение пословиц с фразами), так как разноплановость — проявление нарушения целенаправленности мышления.