Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мастер и Маргарита.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
11.08.2019
Размер:
287.23 Кб
Скачать

Задание 29

«Образ Мастера оставляет ощущение потрясающе искреннего, полного и глубокого самораскрытия художника. Не случайно вопрос: "Правда ли, что в Мастере Булгаков изобразил себя и в судьбе Мастера – свою судьбу?” — один из самых частых читательских вопросов.

Эта близость образа Мастера к личности Михаила Булгакова тревожит и критиков, и литературоведов. <...>

Верно ли это? В общих чертах – да. <..,> В судьбу Мастера вплетены нити литературной судьбы Михаила Булгакова. <...>

Но роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри как отдельное произведение Булгаков, по-видимому, не писал никогда. В его творчестве эти страницы существуют только частью другого замысла — страницами романа о дьяволе, страницами романа “Мастер и Маргарита”. <...>

И психиатрической лечебницы, естественно, не было: душевной болезнью, в отличие от своего героя, Булгаков не страдал. Был он человеком большой душевной силы и ясности видения и бесстрашный полет своей творческой фантазии, как уже знает читатель, обыкновенно проверял самым точным расчетом.

Внешние черты сходства Булгакова с Мастером обманчивы, соблазнительны, сложны, их часто видят там, где их нет, и не замечают там, где они очевидны».

(Л. М. Яновская. Творческий путь Михаила Булгакова. 1983).

Литературные критики указывают на сходство образа Маргариты с личностью и судьбой жены Михаила Булгакова – Еленой Сергеевной Шиловской (Булгаковой), приводят примеры из ее жизни, свидетельствующие, что именно она имеет право считаться прототипом героини.

Задание 30

Проблема света и покоя

Перечитайте 32-ю главу романа. Познакомьтесь с различными пониманиями финала истории Мастера и Маргариты литературоведами. Какие чувства вызывает у вас судьба героев, определенная им свыше?

«Но что же может получить в этой бесконечности Мастер, кроме уже принадлежащей ему любви Маргариты?

Мастеру Булгаков предлагает удовлетворение творчеством – самим творчеством. И — покой. Причем, оказывается, в бесконечностях романа это не самая высокая награда. <...>

Эта четкая и вместе с тем беспокоящая своей неуловимой недосказанностью формула: “Он не заслужил света, он заслужил покой!” — складывалась у Булгакова исподволь, томила его давно и, следовательно, случайностью не была.

(Л. М. Яновская Творческий путь Михаила Булгакова. 1983).

«В сцене Воланда с Левием Матвеем впервые говорится о том, что мастер заслужил не свет, а покой. На наш взгляд, если вдуматься, награда, данная герою, не ниже, но в чем-то даже выше, чем традиционный свет. Ибо покой, дарованный мастеру, — это покой творческий. Наслаждаться “голым светом” способен лишь преданный Иешуа, ограниченный и догматичный Левий Матвей (его жесткое, “черно-белое” мышление подчеркивается цветовой гаммой в сцене казни, когда “он то пропадал в полной мгле, то вдруг освещался трепещущим светом”), не обладающий творческим гением автора романа о Понтии Пилате. Это сознает Иешуа, и потому он просит Воланда — “духа отрицания” — наградить мастера творческим покоем (прочитав роман, сатана удостоверился, что его автор гениален и нельзя лишать его возможности творить). Именно Воланд с его скепсисом и сомнением, видящий мир во всех его противоречиях, лучше всего может справиться с такой задачей, ибо эти качества – необходимые черты всякого творчества. Нравственный же идеал, заложенный в романе мастера, не подвержен тлению и находится вне власти потусторонних сил. <...> В эпилоге романа в видении Ивана Николаевича Понырева (бывшего Бездомного) они предстают на лунной дороге, т. е. обретают свет. Булгаков <...> наградил своих героев покоем, не лишив их при этом света».

(Б. В. Соколов. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита". 1991).

"И лишь для Мастера и Маргариты Булгаков приберег по-своему счастливый финал: их ожидает вечный покой. <...> Есть в этих завершающих роман словах печаль смерти. Но есть и обещание бессмертия, которое сбывается теперь в наши дни: Мастеру, несомненно, суждена такая же долгая жизнь, как и ее творцу".

(В. Г. Боборыкин. Михаил Булгаков. 1991).