Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Городец 2.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
95.79 Кб
Скачать

Возрождение Городца после нашествия отрядов Батыя

В 1238 году татарские отряды Батыя сожгли Городец дотла. Земляной вал оказался неприступным для врагов, но у него нашлось одно слабое место: были широкие ворота. В них-то ворвалась конница монгола - татар.

После нашествия отрядов Батыя город был отстроен заново. Во второй половине XIII века в Городце восстановили Федоровский монастырь, собор Михаила Архангела, ставшей усыпальницей местных удельных князей и городские укрепления, которые служили в XIV столетии надежной защитой для населения от проходящих татарских отрядов.

Яркой страницей в истории Городца является событие, связанное с именем великого полководца древней Руси Александра Невского. В 1263 году он здесь умер в одной из келий Федоровского монастыря, возвращаясь из ханской ставки Золотой Орды. В то время в Городце княжил брат Александра Невского Андрей.

В течение второй половины XIII века Городец находился сначала в управлении Георгия Андреевича, а затем и сына Александра Невского Андрея. Правда, сын Невского не завоевал славы защитника земли русской, а наоборот, преследуя своекорыстные интересы, не раз начинал междоусобные распри со своим братом Дмитрием Переславским. Несмотря на это, свой последний приют 27 июля 1304 года он также нашел в Городце в Михайло-Архангельском соборе.

По установившимся традициям его сын Михаил Андреевич сразу же отправился за ярлыком на Городецкий узел в Орду, но, пока он там находился, В Нижнем Новгороде «черные» люди перебили бояр и установили вечевую республику. Правда, просуществовала она недолго, меньше года.

Вышеизложенные факты красноречиво свидетельствуют, что Городец после монголо-татарского погрома 1238 и 1239 годов быстро восстановили свое былое значение крупного политического и экономического центра Северо-Восточной Руси.

Городец в XIV-XVI веках

Занимавший более выгодное военно-стратегическое и географическое положение Нижний Новгород имел больше возможностей стать политическим и торгово-экономическим центром Поволжья. И после того, как в 1341 году, Городец стал играть второстепенную роль тыловой крепости Великого Нижегородско-Суздальского княжества в сравнение с быстро отстраивавшейся тогда столицей, где во второй половине XIV века было возведено четыре каменных храма, каменные же укрепления детинца-кремля и дерево-земляная оборонительная линия посадов.

Городец подчинился Нижнему Новгороду и управлялся, в основном, братьями великого князя. Так, после смерти 2 июня 1365 года Андрея Константиновича борьба за великокняжеский стол развернулась между его братьями. Хотя по старшинству стол должен был принадлежать Дмитрию Константиновичу, власть захватил его младший брат Борис. Не помогли ни увещевания княгини-матери, ни требования митрополита Алексия, ни закрытие в качестве наказания ослушника нижегородских храмов специально присланным из Москвы Сергием Радонежским. Убедительным аргументом оказались лишь суздальско-московские полки под предводительством Дмитрия Константиновича. Борису не оставалось ничего, как смириться перед силой, благодаря старшего брата за выделенный ему удел. В условиях постоянных угроз монголо-татарских набегов мир и сотрудничество были выгодны обоим. Летом 1367 года ордынский князь Булак-Темир вторгся в южные районы Нижегородских земель вплоть до реки Сундовика. Объединенная нижегородско-городецкая дружина под предводительством обоих князей-братьев сумела не только прекратить разорение края, но и отбросила татар.

В 1370 году городчан во главе со своим князем Борисом совершили рейд в подвластные Орде булгарские земли. Не имея возможности противостоять нижегородской рати, булгарский князь Осан попытался откупиться дарами, но все равно был вынужден уступить власть стороннику русской ориентации князю Салтану. Участвовала Городецкая рать и в успешном походе 1375 года на Тверь, организованном московским великим князем Дмитрием Ивановичем, будущим Донским.

Правда, в сложившихся условиях для не разоренного Городца появилась возможность несколько поднять свое значение политического и духовного центра края, тем более что переживший столь сильное потрясение Дмитрий Константинович угасал прямо на глазах и, казалось, дни его были сочтены. Стремясь перехватить ярлык на Нижегородско-Суздальское княжение у немощного брата, Борис отправился «в Орду с своего Городца». Однако хан Тохтамыш не спешил. Он не хотел отнимать ярлык у живого Дмитрия Константиновича и только после его смерти 6 июля 1383 года передал «княжение Нижнего Новгорода князю Борису». После чего уже Городецкий удел стал объектом борьбы сыновей-княжечей Дмитрия и Бориса Константиновичей.

В 1388 году сын Дмитрия Константиновича Василий сумел выпросить в Орде Городец себе в удел, что вызвало недовольство Бориса, а это в свою очередь – выступление Городецкой рати, подкрепленной дружинами Можайска, Звенигорода и Волока. Окружив Нижний Новгород, объединенные войска сыновей Дмитрия Константиновича Василия и Семена пять дней не пропускали в город жителей и купцов. Таким образом, Городец получил некоторую административную самостоятельность. Но ненадолго. Вскоре он был уступлен злейшему врагу Москвы Михаилу Александровичу Тверскому. Стремясь противопоставить Городец Нижнему Новгороду, с 1392 года вошедшему в состав Московского великого княжества, Михаил Александрович пытался всячески поднять его авторитет: возвел главный городской Михаило-Архангельский собор из камня, для освещения которого 8 ноября 1398 года сюда был прислан тверской епископ Арсений. Но после смерти Михаила Александровича в 1399 году Городец по духовному завещанию перешел сначала его сыну Ивану, а затем путем обмена в вотчину друга и соратника Дмитрия Донского Владимира Андреевича Серпуховского (1353-1410), вся жизнь которого была посвящена возвышению Москвы и борьбе с ее врагами.

Городец этой поры был важным не только воено-стратегичеким пунктом, но и крупным культурным центром Северо-Восточной Руси. Мы можем предполагать наличие в Городце XIV века своего летописания, а в Москве, вместе с прославленными живописцами Феофаном Греком и Андреем Рублевым, расписывающими в 1405 году кремлевским Благовещенским собор, назван и Прохор из Городца, стоявший в одном ряду с самыми прославленными иконописцами Руси, именем которого может гордиться не только древний Городец, но и вся наша страна.

Трудно предсказать возможный характер дальнейшего исторического развития Городца в XV веке, если б не нашествие рати ордынского хана Едигея. В 1408 году город был дотла сожжен направляющимся на Москву из Казани татарским ханом Едигеем. Разгром был настолько большой, что почти в течении 150 лет Городец оставался в запустенье: называли его тогда «Пустой Городец». А в 1536 году совершили нападение казанские татары.